N°187
10 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.10.2005
Сыровато будет
Госдума одобрила новые правила проведения налоговых проверок

версия для печати
В пятницу Госдума после неоднократных задержек приняла в первом чтении поправки в первую часть Налогового кодекса, касающиеся улучшения налогового администрирования. Основные изменения предполагается внести в порядок проведения выездных, камеральных и повторных налоговых проверок.

По результатам камеральных проверок будет составляться акт, который налогоплательщик может оспаривать в суде. Выездные проверки планируется ограничить и по срокам, и по количеству. Уровень принятия решений при назначении повторных проверок существенно повысится: повторные проверки крупных налогоплательщиков будет принимать лично глава Федеральной налоговой службы по согласованию с министром финансов.

По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, процедура прохождения законопроекта скорее всего будет не очень быстрой. Проблема в том, что первая часть Налогового кодекса относится к совместному ведению федеральных и региональных властей. Из-за этого перед вторым чтением дается месячный срок на ознакомление региональных властей с документом.

Хотя предложения Минфина по налоговому администрированию согласовывались с бизнес-сообществом, депутаты оценили законопроект как довольно "сырой". Предусмотренное проектом расширение полномочий налоговых органов не сопровождается адекватным повышением их ответственности. Проектом не сокращается, а скорее расширяется объем истребуемой документации при камеральной проверке -- в результате разница между камеральной и выездной проверками практически исчезает. Несмотря на заверения Минфина, что перечень документов, требуемых при камеральной проверке, будет закрытым, на практике налоговым инспекторам ничто по-прежнему не помешает расширить его. В проекте закона говорится, что при камеральных проверках будет выясняться обоснованность данных, представленных в отчетности, что сделает перечень документов безразмерным.

В этот же день о другой, не менее громкой налоговой инициативе -- президентском законопроекте о досудебном урегулировании налоговых споров -- говорили налоговые эксперты и юристы на заседании Налогового клуба. Первоначально планировалось, что законопроект Дума будет рассматривать одновременно с пакетом по администрированию. Однако депутаты оказались не готовы к совмещению столь сложных законов.

Подход к написанию законопроекта очень легковесный, сошлись во мнении участники Налогового клуба. Непонятно, что именно будет проходить в рамках досудебного и внесудебного урегулирования налоговых споров. Ведь если спор идет о размере налоговых требований, это значит, что налоговыми органами уже вынесено соответствующее решение. В таком случае это будет называться обжалованием, а не внесудебным урегулированием.

По словам советника председателя Счетной палаты, экс-сотрудника Госналогслужбы Эдуарда Цыганкова, в законопроекте так и не снят конфликт между решениями судов и решениями налоговой службы. Дело в том, что обжаловать решение налоговой инспекции закон позволяет либо в вышестоящей инстанции, либо в арбитражном суде. Приоритет обычно отдается решениям суда, поэтому плательщики идут именно в суд. Загруженность судов, по мнению г-на Цыганкова, не может являться основанием для принятия такого законопроекта, ведь налоговые органы тоже заявят о своей перегруженности и будут лоббировать выделение денег на увеличение кадровой численности.

По мнению партнера юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Дениса Щекина, России можно было бы изучить украинский опыт по развитию института налогового компромисса, когда признание налогоплательщиком части налогового обязательства влечет за собой списание другой части налогового долга, что по времени гораздо менее затратно, чем рассмотрение дела в суде.

По мнению бывшего председателя Московского арбитражного суда Аллы Большовой, непонятно, как будут исполняться внесудебные решения конфликтов. Ведь если соглашение достигнуто, никто не гарантирует, что стороны сдержат обещания. Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) предусматривает принудительное исполнение только мировых соглашений, которые утверждаются судом.

«Главное не навредить новыми порядками», -- считает глава экспертного совета по налоговому законодательству бюджетного комитета Госдумы Михаил Орлов. Сейчас по крайней мере сохраняется альтернативность обжалования. "Но в Думе уже обсуждается идея, что пойти в суд плательщик сможет только после того, как в вышестоящем налоговом органе ему отказали в рассмотрении дела", -- напомнил г-н Орлов.

"Основное, что требует законопроект, -- внесения положения о приостановлении дела о взыскании налогов при обращении в вышестоящую инстанцию. В противном случае налогоплательщики будут продолжать бегать в суд", -- полагает заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. "Если в суды будут попадать только споры, это станет огромной победой налогоплательщика", -- считает он.

Шокировал присутствующих неожиданной откровенностью представитель налоговой службы, который весьма критично отозвался о способностях своих коллег вникать в тонкости внесудебного и досудебного урегулирования. Как признался замруководителя московского УФНС Алексей Анашкин, в нынешнем формате работы налоговой службы мало что можно сделать, чтобы перестать угнетать бизнес. Юридические отделы в налоговых управлениях не вникают в существо проблемы при возникновении спорной ситуации, а просто находят в кодексе подходящую статью и вменяют санкции. «Нам тоже несладко, когда приходят некомпетентные люди, которые при упоминании Налогового кодекса едва ли могут отличить его на полке от других книг», -- сказал чиновник.
Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  10.10.2005
Кирилл Каллиников
У Михаила Фрадкова появилась собственная экономическая программа
Михаилу Фрадкову, похоже, надоело ждать, пока министры выработают меры, способствующие выводу темпов роста на траекторию удвоения ВВП за десятилетие. Тем более, что на все подобные призывы премьер слышал в разных интерпретациях один и тот же ответ: «это невозможно»... >>
  • //  10.10.2005
...В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года даже при благоприятной конъюнктуре мировых рынков сырья и энергоносителей темпы роста валового внутреннего продукта при реализации указанных мероприятий могут составить 5--6% в год, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десятилетие. >>
  • //  10.10.2005
ИТАР-ТАСС
Приватизация КамАЗа в следующем году не состоится
Правительство, похоже, передумало приватизировать КамАЗ. Хотя еще недавно министр экономразвития Герман Греф заявлял о намерениях в следующем году выставить госпакет (34,01%) на продажу, возможно через размещение на зарубежных биржах... >>
  • //  10.10.2005
Недействительные полисы наводняют рынок
Средняя цена страхового полиса обязательной «автогражданки» в Москве составляет примерно 3500 руб., по России -- около 1900 руб. Но можно сэкономить, если купить страховку ОСАГО на черном рынке, где стоимость чистого бланка полиса составляет около 650 руб... >>
//  читайте тему:  Автогражданка
  • //  10.10.2005
Среди главных претендентов на Mazeikiu Nafta появился «Казмунайгаз»
Интрига вокруг продажи литовского нефтеперерабатывающего концерна Mazeikiu Nafta продолжает раскручиваться. Недавно премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас сообщил, что основными претендентами на акции концерна являются ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  10.10.2005
Госдума одобрила новые правила проведения налоговых проверок
В пятницу Госдума после неоднократных задержек приняла в первом чтении поправки в первую часть Налогового кодекса, касающиеся улучшения налогового администрирования. Основные изменения предполагается внести в порядок проведения выездных, камеральных и повторных налоговых проверок... >>
//  читайте тему:  Налоговая реформа
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама