N°180
29 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.09.2005
Модный ретрофутуризм
версия для печати
Paul McCartney. Chaos and Creation at the Backyard (EMI)

Новый студийный альбом Пола Маккартни на относительном безрыбье начала осени заранее предвкушался как будущий бестселлер. Особенно в свете удачного мирового турне, американского турне, выпуска концертных DVD, публикации кучи интересных интервью Маккартни и его возросшей активности. Американская пресса отметила, что экс-битл и любой его аккомпанирующий состав обладают удивительной способностью давать «ломовые концерты, даже когда промоутеры делают все неправильно и устанавливают дикие цены на билеты». Немецкий Spiegel летом предсказывал, что альбом будет «свежим и непринужденным».

Но даже со всеми ожиданиями и уговорами альбом обламывает уже чуть ли не на середине. Удручающая ровность, похожесть песен -- и это у Маккартни, который владеет языком любого песенного жанра -- от «цыганочки» (вспомните Mrs.Vanderbild) до танго какого-нибудь. Здесь -- все ровно; это рок-н-ролл на жесткой вегетарианской диете.

Сингл -- даже вроде простого рок-н-ролла типа Young Boy (начала 90-х) не выделяется. Как на сингл выбрали песню Fine Line и почему именно ее -- задорный, но бледноватый номер, построенный на как бы бесконечной нисходящей секвенции, -- загадка. Да, в разных песнях полно оригинальных, «свежих и непринужденных» кусков, ярких запевов, вкусных распевов, но все это как-то быстро блекнет, хвосты ускользают в глубь аранжировки. Лиричная How Kind Of You как будто оборвана, финальный трек Anyway удивляет психоделическим финалом. Да, что-то здесь может напомнить Beatles, что-то -- сольного Mаккартни золотого периода середины 70-х. Но аналогии эти только на первый взгляд кажутся естественными и автоматическими. На самом деле как раз это-то и странно, поскольку Chaos and Creation at the Backyard -- первый за достаточно продолжительное время альбом, записанный Маккартни практически в одиночку. То есть работа, не слишком для него характерная. (Хотя есть хрестоматийный пример такого рода -- первый сольник Маккартни, еще до официального распада Beatles, который называется просто Mccartney и содержит хит Junk). Но вообще уже практически с конца 80-х творчество Маккартни в основном герметично и замкнуто само на себя. Ничего привнесенного, ничего нового -- все своими силами и своими идеями. В этот раз главная интрига альбома -- продюсер Найджел Годрича, человек средних лет, кумир альтернативщиков, он помимо прочих звезд актуальной рок-сцены 90-х делал навороченный звук Беку и Radiohead. На первый взгляд выглядит это круто -- Мак рядом с Годричем, но с другой стороны, позвольте -- такой ли уж это авангардистский шаг? Продюсер в современной музыке, разумеется, решает многое, но -- не все. Тем более в таком песенно-мелодическом жанре. Тем более, когда это сам сэр Пол. Здесь продюсер не значит вообще ничего. Обещанный фантастический звук оказался просто хорошим звуком, плотной полуакустикой-полуэлектричеством, с примочками. Ничего авангардного. Такое мог бы нарулить и сам Маккартни, который во всех интервью сообщает, что именно «Годрич сагитировал меня играть на всех инструментах, сказав, что хочет сделать стопроцентный альбом Пола Маккартни». Говорит он об этом с гордостью и восхищением перед талантами Годрича, но новый друг -- старый поклонник Найджел, кажется, подложил свинью.

Музыку трудно сравнивать с иными видами человеческой активности, тем более со спортом. Но здесь напрашивается параллель с шахматами, причем игру с самим собой: начало черных и белых может быть сколь угодно ярким, но партия в любом случае закончится простым разменом фигур.

John Cale. blackAcetate (EMI)

Другой, куда более удачный пример «вещи в себе» -- новый альбом Джона Кейла, который должен появиться в начале октября. Кейл -- певец, автор песен, мультиинструменталист, и, как приходится все время оговариваться, бывший участник просто-таки мегавлиятельной группы Velvet Underground. То, что он сотворил на новом альбоме, мне лично не слишком понравилось -- это такой «рок грубого помола», гитары, нойз и тому подобное. Стена звука, как в Turn the Lights On и Woman, задумчивая акустика в Wasteland, тяжелая психоделия Sold-Motel и так далее. Кейл, как сам он мне сказал в телефонном интервью, считает, что рок-н-ролл сегодня жив-здоров как никогда. Самое странное, что Джон Кейл, который не хуже того же Маккартни уже памятник самому себе, ухитряется оставаться актуальным. Прошлый его альбом -- навороченная многослойная электроника, музыка со свежим звуком, сделанная из откровенного нойза с помощью умелого ProTools. На новом -- музыку играет модную, слушает хип-хоп, Gorillaz, причем в этом «разговорном жанре» его привлекают не только тексты -- что естественно для англоязычного слушателя, а ломаные ритмы, бит, аранжировки. Некоторые песни вроде Mailman и Outta the Bag, выдают эту привязанность с головой. Ну а Brotherman -- это и вовсе откровенный альтернативный хип-хоп.

Кстати, даже на московской выставке Энди Уорхола г-н Кейл обнаружился -- на двух фотографиях под названием «Энди Уорхол и другие, нач. 60-х». В роли «других», как вы понимаете, фигурировали остальные участники Velvet Underground.

Goldfrapp. Supernature (Mute/Virgin)

Третий альбом британского дуэта Goldfrapp, ознаменовавший их окончательно поворот к жесткому холодному «электро». Первый альбом группы, Felt Mountain, был мелодичным и расслабленным, второй, Black Cherry, -- энергичным и жестким. Supernature -- нисколько не сентиментален, не заигрывает с модой и местами напоминает вывернутый наизнанку дискотечный саунд 80-х. Тем не менее это очень хорошая и современная поп-пластинка. Алисон Голдфрепп и Уилл Грегори умеют писать настоящие запоминающиеся песни, пусть и подают их в несколько неожиданной упаковке. Итак, на Supernature вы найдете романтично-дурашливый хит Ooh La La, потрясающий глубокий грув и пульсирующий бас в Ride A White Horse; много ярких мелодий, не говоря уже про вокал. Вокал Алисон -- это голос обнаглевшего ангела, который особенно хорош в U Never Know -- высокие ноты у Алисон прямо как у Кейт Буш! Ну и общая нечеловеческая ретрофутуристическая атмосфера тоже приятна. Особенно в таком, танцевально-развлекательном жанре.
Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.09.2005
Выставка-подарок Московскому Дому фотографии
Открывшуюся в Мультимедийном комплексе актуальных искусств (иначе -- Московский Дом фотографии) выставку можно назвать сенсацией. Во-первых, для России это премьерный показ уникальных коллекций оригинальных (винтажных) отпечатков московской пикториальной фотографии конца XIX -- первой трети XX века... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  29.09.2005
ПРО АРТЕ
Исполнилось пять лет самому успешному проекту питерского «Института Про Арте»
Петербургский фонд культуры и искусства «Институт Про Арте», расположенный в самом центре города, в Петропавловской крепости, занимается «поддержкой нового искусства»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  29.09.2005
Музыка на СD >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  29.09.2005
«Револьвер» Гая Ричи на московских экранах
Просидев в камере-одиночке восемь лет, игрок и мошенник Джейк Грин направляется туда, где его появлению рады меньше всего на свете, -- в казино. Впрочем, когда его узнали, то не вышвырнули на улицу, но проводили в приватный зал на самом верху здания... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  29.09.2005
Итоги Московского международного салона изящных искусств
В течение недели в Центральном выставочном зале Манеж побывало более 60 тыс. посетителей. В салоне приняли участие 68 галерей со всего мира. Большинство из них отмечали хорошую организацию ярмарки... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика