N°173
20 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.09.2005
Роман Мухаметжанов
Пониженные соцобязательства
Нефтяники согласились заморозить цены на бензин

версия для печати
В России введено "добровольно-государственное" регулирование цен на бензин. По итогам вчерашней встречи долго отдыхавшего министра промышленности и энергетики Виктора Христенко с руководителями крупнейших российских нефтяных компаний -- ЛУКОЙЛа, «Сибнефти», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза», «Роснефти» и «Татнефти» -- была достигнута договоренность о том, что стоимость горючего на их АЗС не будет меняться с сегодняшнего дня до конца года. Как заявил г-н Христенко, он рассчитывает, что их примеру последуют и другие топливные компании. Сегодня министр, заручившийся добровольным отказом нефтяников от повышения цен, предстанет перед Владимиром Путиным. Как сообщил «Времени новостей» источник в администрации президента, тема встречи -- ситуация на внутрироссийском рынке нефтепродуктов и подготовка к зиме.

В последние дни ситуацию на российском топливном рынке активно обсуждали практически все чиновники -- как региональные, так и федеральные, а также депутаты Госдумы. Губернаторы (прежде всего кемеровский, Аман Тулеев) обращались в правительство и к президенту с требованием навести порядок с ценами на топливо. Их поддержал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, заявивший об угрозе срыва уборочной. Другие министры говорили о проблемах закупки топлива к зиме, из-за которых многие регионы могут замерзнуть.

На прошлой неделе депутаты Госдумы предложили правительству «разработать и внести проект федерального закона, предусматривающий порядок государственного регулирования цен на нефть и нефтепродукты, в том числе установление предельного размера розничной торговой надбавки при реализации нефтепродуктов». Однако российское правительство пока официально воздерживается от введения административных мер. Слишком живо еще воспоминание о том, какие результаты принесло это на Украине, когда в мае -- после установления кабинетом Юлии Тимошенко предельных цен на АЗС -- в стране просто исчез бензин.

Российский министр Виктор Христенко, согласно информации его подчиненных, вчера «рассказал нефтяникам, что ситуация на розничном рынке сложная, и спросил, какие меры они готовы предложить для ее стабилизации». «В результате непростого разговора была выработана консолидированная позиция российской деловой элиты», -- говорит чиновник. А по словам помощника г-на Христенко Станислава Наумова, компании «согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства».

Тем не менее, как сообщил «Времени новостей» топ-менеджер одной из крупнейших российских нефтяных компаний, рекомендации выработать такую «консолидированную позицию» поступили из Кремля. Дело в том, что ситуация с подготовкой к зиме, которую правительство будет обсуждать в ближайший четверг, действительно выходит из-под контроля государства. И если в декабре прошлого года, когда цены на топливо начинали стремительный рост, к просьбе Владимира Путина снизить их прислушался только ЛУКОЙЛ, глава которого побывал на приеме у президента, то на этот раз нефтяные компании почли за благо не дожидаться персонального приглашения. Ведь эффект от тех мер, которые разрабатывает правительство для снижения цен (прежде всего речь идет о снижении налогового давления на нефтяников), если и проявится, то не раньше 2007 года. А холода в России уже на носу.

Чиновники уже намекали, что нефтяники должны контролировать свои аппетиты. В начале сентября глава "Росэнерго" Сергей Оганесян заявил, что встречался с представителями компаний и призвал их «не допускать того, чтобы государство регулировало цены», в противном случае у властей «найдутся рычаги влияния». Глава «Росэнерго» согласился с тем, что плавный рост цен неизбежен, но он должен находиться в разумных рамках, т.е. «в пределах инфляции».

Так что нефтяники и сами понимали, что допускать перегрева ситуации не стоит, и ко вчерашней встрече с г-ном Христенко подготовились. Больше всего пользы из нее извлек ЛУКОЙЛ. Перед началом встречи компания выпустила пресс-релиз, в котором сообщила, что замораживает на своих АЗС цены до конца года во всех регионах России. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов отметил: «Этот шаг позволит на время сдержать рост цен топлива, а также продолжить конструктивный диалог между правительством и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты».

По мнению специалистов ЛУКОЙЛа, основными причинами роста стоимости горючего стали зависимость внутренних цен на нефть от мировых и пропорциональное усиление налоговой нагрузки, рост потребления внутри России на фоне ограниченного предложения, а также значительное (по некоторым оценкам, 65%) число сетей АЗС, не входящих в состав вертикально-интергированных компаний и, соответственно, никому не подконтрольных. ЛУКОЙЛ напоминает, что с декабря 2004 года по май 2005-год он в одностороннем порядке снизил на 5% и заморозил розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС в России. Инициатива не была поддержана другими участниками рынка, поскольку возмутились владельцы независимых АЗС -- ведь заморозив розничные цены, компания продолжала повышать стоимость своих продуктов в оптовом секторе.

Впрочем, эксперты отмечают, что нефтяники проявили предусмотрительность, заявив о своем решении в нужное время. По словам аналитиков, цены на внутреннем рынке и так уже имеют тенденцию к сезонному снижению по ряду причин. С 1 октября экспортная пошлина достигнет 180 долл. за тонну против нынешней 140 долл. за тонну, которая действовала с 1 августа. Кроме того, заканчивается речная навигация, из-за чего компаниям придется несколько сократить экспорт. Так что перерабатывать нефть в России станет в некотором смысле эффективнее. В середине октября уже закончится уборочная, и вслед за падением потребления топлива будет снижаться и цена. И, наконец, цены на нефть на мировом рынке, достигавшие в начале сентября 70 долл. за баррель, опустились сейчас до 64--67 долл., а вслед за этим уменьшится и размер НДПИ.

Как отмечают эксперты исследовательской группы «Петромаркет», в прошлом году наблюдалась аналогичная ситуация. К примеру, в августе этого года по сравнению с августом 2004-го мазут подорожал в 1,9 раза, а по сравнению с январем -- в 3,9 раза. Так что цены на нефтепродукты в зимний период снижаются традиционно и возобновляют свой рост в марте, с началом посевной.

Правительство в последнее время часто заявляет, что разрабатывает меры для изменения ситуации на топливном рынке России. В частности, предлагается отвязать НДПИ от мировых цен на нефть. Тогда сырье внутри страны перестанет дорожать вслед за котировками на ведущих западных биржах. Однако новая система начнет работать лишь в 2007 году, так как бюджет следующего года уже сверстан и доходы в нем рассчитаны исходя из действующей системы. Кроме того, новый механизм расчета НДПИ еще не согласован. Вопрос об изменении налогообложения нефтяников будет обсуждаться на заседании в Минэкономразвития 7 октября с их участием.
Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  20.09.2005
Роман Мухаметжанов
Нефтяники согласились заморозить цены на бензин
В России введено "добровольно-государственное" регулирование цен на бензин... >>
  • //  20.09.2005
Вячеслав Кочетков
Правительство агитирует за иностранные биржи
Планы министра экономразвития Германа Грефа провести IPO части госпакетов акций КамАЗа, Дальневосточного морского пароходства и «Роснефти» на западных торговых площадках, озвученные на прошлой неделе, встревожили руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, который очень внимательно относится к потребностям отечественного фондового сообщества... >>
  • //  20.09.2005
Михаил Циммеринг
Юрий Трутнев сообщил Exxon Neftegaz об особенностях министерской бюрократии
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил вчера, что оператор проекта "Сахалин-1" Exxon Neftegaz просит у его ведомства расширить границы месторождения «Чайво»... >>
  • //  20.09.2005
ИТАР-ТАСС
"Норникель" купил активы АЛРОСА
"Норильский никель" осуществил свою давнюю мечту -- он стал владельцем месторождения золота Нежданинское в Якутии... >>
  • //  20.09.2005
Неожиданный поворот может принять слияние крупнейших фондовых рынков Европы, подготовка к которому полным ходом идет уже год, пишет The Wall Street Journal... >>
  • //  20.09.2005
Инвестиционные затраты «Газпрома» пробили отметку 10 млрд долларов
Правление «Газпрома» вчера одобрило увеличение инвестиционной программы компании на 2005 год на 3,2 млрд долл. Если через неделю с этим решением согласится совет директоров, капитальные и долгосрочные финансовые вложения составят рекордную сумму -- 10,7 млрд долл... >>
  • //  20.09.2005
Компания осваивает низкие тарифы и большие самолеты
Авиакомпания «Трансаэро» в наступающем осенне-зимнем сезоне намерена совместить «дешевые» и «дорогие» проекты. Как сообщил вчера председатель совета директоров компании Александр Плешаков, «Трансаэро» собирается внедрить перевозки класса low-cost (от 50 евро) и продажу билетов через Интернет... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика