N°167
12 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.09.2005
Reuters
Украина СЕГ не боится
Глава «Нафтогаза Украины» уверен, что останется крупнейшим транзитером российского газа

версия для печати
В отличие от польских и латвийских властей, крайне негативно оценивших российско-германское соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода, Украина по понятным причинам до выходных хранила молчание -- политический кризис на время заслонил происходящее вокруг. Но в субботу в ходе рабочей поездки в Волынскую область глава «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко, сохраняющий свой пост после череды громких отставок, заявил, что СЕГ не представляет опасности интересам страны. «Я думаю, что президент России Владимир Путин своему коллеге канцлеру Герхарду Шредеру решил помочь перед выборами и добавить несколько баллов тем, что такой проект будет реализовываться», -- благодушно сообщил он журналистам, добавив, что позициям Украины он все равно не угрожает. Напомним, что соглашение о строительстве газопровода в минувший четверг подписали в Берлине руководители «Газпрома», E.ON и BASF в присутствии Путина и Шредера (см. «Время новостей» от 9 сентября).

Уверенность г-на Ивченко основана на нехитрых расчетах. По словам председателя правления «Нафтогаза», проект может быть реализован не ранее чем через семь лет (в «Газпроме» рассчитывают запустить первую нитку через четыре с половиной -- пять лет), пропускная способность газопровода составит 20--30 млрд куб. м в год (на самом деле мощность первой нитки запланирована на 27,5 млрд куб. м), а потребление газа на европейском рынке ежегодно увеличивается на 50 млрд куб. м. «Вот и считайте, сколько за семь лет надо построить газопроводов в обход Украины и Польши, чтобы обеспечить европейский рынок российским газом. Да в России столько газа не добудут! Поэтому Украина была, есть и будет крупнейшим транзитером российского газа», -- радостно подытожил г-н Ивченко.

Впрочем, арифметика главы «Нафтогаза» перестает работать, если взглянуть на ситуацию под углом развития транзитного бизнеса. Изначально СЕГ задумывался как альтернатива строительству второй нитки газопровода «Ямал -- Европа» через Белоруссию и Польшу, а не украинской газотранспортной системе. Объем потребления в Европе растет, и, для того чтобы сохранить свою 25-процентную долю на рынке (а именно такая цель декларировалась в экспортной стратегии «Газпрома»), российскому концерну нужно строить дополнительные мощности. Действующая система, а также доведение до проектной мощности коридоров «Ямал -- Европа» и «Голубой поток» не соответствуют решению этой задачи. Украина наряду с Белоруссией и Польшей проиграла битву за расширение своего транзитного бизнеса («Газпром» всерьез рассматривал вариант строительства нового газопровода через украинскую территорию Новопсков -- Ужгород), который серьезно укрепляет энергетическую безопасность и приносит солидные средства в бюджет. Более того, объявленная главой «Газпрома» Алексеем Миллером проектная мощность СЕГ -- 55 млрд куб. м (за счет строительства второй нитки) -- свидетельствует о том, что один из транзитеров может потерять часть бизнеса. И основным претендентом на это является именно Украина. Снижать загрузку «Ямал -- Европы» и «Голубого потока» «Газпром» не будет хотя бы потому, что является крупным акционером (а на белорусском участке единоличным владельцем) этих газопроводов.

Даже если учесть, что вторая нитка СЕГ будет построена через десять лет (для планирования долгосрочного газового бизнеса это вообще не срок), «Нафтогаз» может лишиться четверти своих транзитных поступлений. Не говоря уже об упущенной выгоде от увеличения транзита.

Впрочем, сейчас Алексея Ивченко больше заботят другие проблемы. Отставка правительства вряд ли расстроила его: экс-премьер Юлия Тимошенко всеми силами старалась отстранить главу «Нафтогаза» от должности и посадить в его кресло своего ставленника. Дошло до того, что к заседаниям кабинета, на которые г-жа Тимошенко выносила проблему газового баланса Украины, Алексей Ивченко уходил на больничный или в отпуск.

По словам очевидцев, на праздновании Дня работника нефтегазовой промышленности в минувшую пятницу г-н Ивченко пребывал в прекрасном расположении духа. В то же время его позиции не выглядят незыблемыми. Особенно если принять во внимание тот факт, что со своего поста ушел госсекретарь Алексей Зинченко, которого считают ключевой фигурой в назначении Алексея Ивченко в «Нафтогаз». Кроме того, нельзя исключать, что новый премьер получит возможность более плотно курировать работу ТЭК в целом и «Нафтогаза» в частности. Этих полномочий окружение Ющенко лишило предыдущего премьера вполне сознательно, прекрасно зная об интересах в топливном комплексе г-жи Тимошенко, получившей в 1990-х годах прозвище Газовая Принцесса.
Алексей ГРИВАЧ
//  читайте тему  //  Ситуация на Украине


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  12.09.2005
Reuters
Глава «Нафтогаза Украины» уверен, что останется крупнейшим транзитером российского газа
В отличие от польских и латвийских властей, крайне негативно оценивших российско-германское соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода, Украина по понятным причинам до выходных хранила молчание -- политический кризис на время заслонил происходящее вокруг... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
  • //  12.09.2005
ИТАР-ТАСС
ТНК-ВР может продать часть своих активов
Совет директоров ТНК-ВР 15 сентября намерен рассмотреть вопрос о продаже нескольких «дочек» холдинга, на долю которых приходится примерно 10% добычи компании, а также одного из НПЗ... >>
  • //  12.09.2005
Высокие цены на нефть заставляют ювелиров и инвесторов активнее скупать золото
В условиях растущих цен на нефть и при слабеющем долларе ювелиры решили начать скупку золота. За первое полугодие нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого потребление золота ювелирной промышленностью выросло на 17%, до 1411 т... >>
  • //  12.09.2005
Чиновники не могут найти компромисс в вопросе изменения НДПИ
Правительственные чиновники окончательно согласились с тем, что для снижения цен на бензин внутри страны необходимо изменить систему расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)... >>
  • //  12.09.2005
Газпромбанк пострадал на благо государства
Продажа 1,08% акций «Газпрома» государству в лице «Роснефтегаза» обернулась для Газпромбанка финансовыми потерями... >>
  • //  12.09.2005
Ford и Fiat объединили усилия для выпуска малолитражек
Два гиганта автоиндустрии -- американский Ford Motor Co. и итальянский Fiat Auto SPA -- решили вместе разрабатывать две модели малолитражных автомобилей, о чем в минувшую пятницу и заключили соответствующее соглашение... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ