N°166
09 сентября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.09.2005
"Мина" под Европу
Труба ушла в море из Балтии и Польши

версия для печати
Созданная вчера North European Gas Pipeline Company проложит 1200 км трубы по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого городка Грайфсвальда. Стоимость морского участка оценивается (ТЭО пока не готово) примерно в 2 млрд евро без учета строительства компрессорных станций. В 2010--2011 годах планируется запустить первую нитку с пропускной способностью 27,5 млрд кубометров. Проект предусматривает возможность строительства второй нитки либо для покрытия дополнительного спроса на газ в Европе, либо для снижения объемов экспорта газа по наземным маршрутам (через Украину либо через Белоруссию и Польшу). Кроме того, «Газпром» своими силами построит трубу на территории России, которая соединит действующую газопроводную систему с СЕГ. Протяженность магистрали Грязовец--Выборг составляет около 900 км, а стоимость строительства оценивается в 1,5 млрд долларов.

Договоренности России и Германии о строительстве нового газотранспортного коридора больно ударили по транзитным амбициям Польши. Фактически заключенная вчера сделка ставит крест на перспективах прокладки второй нитки газопровода Ямал--Европа, который в 90-х годах расценивался в качестве основного маршрута для снабжения европейцев газом новых ямальских месторождений (расположены значительно севернее настоящего района добычи газа). Неудивительно, что именно Польша громче всех возражает против возведения СЕГ.

«Мы опасаемся, что балтийский газопровод станет миной, подложенной под солидарность в Европейском союзе», -- заявил президент Польши Александр Квасьневский, выразив сожаление, что соглашение между Россией и Германией было подготовлено «над нашими головами». А местные СМИ уверены, что Москва таким образом пытается отомстить за активное участие польских властей в «оранжевой революции» на Украине. За что Польше мстит Берлин, комментаторы, как правило, не разъясняют. Забывают они и тот факт, что российско-польские отношения в газовой сфере развивались под аккомпанемент политических призывов обеспечить диверсификацию импорта газа и снизить энергетическую зависимость от Москвы. В рамках этой кампании Польша сумела добиться от «Газпрома» беспрецедентных уступок по снижению на треть объемов закупки российского газа в рамках долгосрочных контрактов. Экономический эффект от этих решений польские потребители уже во всю испытывают на себе: чтобы обеспечить страну газом, госкомпания PGNiG вынуждена закупать его по коротким соглашениям у посредников (прежде -- у скандальной Eural Trans Gas, ныне -- у RosUkrEnergo) по более высоким расценкам.

К хору недовольства в Варшаве присоединили свои голоса и бывшие прибалтийские республики СССР. Министерство иностранных дел Латвии распространило вчера специальное заявление главы этого ведомства Артиса Пабрикса по этому поводу. «В подобные масштабные энергетические проекты должны быть вовлечены все страны ЕС, а по факту этот проект -- сугубо российско-германский», -- считает латвийский дипломат. А премьер-министр этой страны Айгарс Калвитис назвал решение России и Германии «необдуманным» и способным «создать угрозу региону», а также заявил, что такой проект не должен быть реализован.

В Литве, которая более тесно сотрудничает с Москвой в сфере ТЭК, были более осторожны в высказываниях. «Договор между Россией и Германией о прокладке газопровода по дну Балтийского моря снижает энергетическую безопасность Литвы», -- считает министр хозяйства Кястутис Даукшис. По его словам, правительство страны не могло повлиять на решение о прокладке этого газопровода вне зоны балтийских стран и Польши. А литовский премьер Альгирдас Бразаускас и вовсе заявил, что строительство СЕГ является делом двух сторон -- России и Германии, и Литве не следует в него вмешиваться.

Между тем подписанное вчера соглашение является точкой отсчета в реализации первого за четыре года работы мегапроекта главы российского монополиста Алексея Миллера. До сих пор он лишь торжественно презентовал крупные начинания своего предшественника Рема Вяхирева. Так, осенью 2001 года через считаные месяцы после своего назначения г-н Миллер дал старт добыче газа на гигантском Заполярном месторождении. А пуск другого морского экспортного газопровода -- «Голубого потока» -- и вовсе был омрачен ценовым противостоянием с покупателем газа -- Турцией. Соответственно, значимость вчерашнего события для главы «Газпрома» сложно переоценить. Тем более что решение строить СЕГ Алексей Миллер официально озвучил ни много ни мало почти два года назад.

Впрочем, чтобы перевести проект совсем в практическую плоскость, партнерам предстоит завершить ряд коммерческих переговоров. «Газпром», E.ON и BASF активно обсуждают заключение долгосрочных контрактов на поставку газа по новому газопроводу (без таких договоров никто не согласится финансировать это дорогостоящее мероприятие), а также совместное освоение Южно-Русского месторождения. Собственно, участием в полноценном крупном проекте по добыче газа в России (читай: доступом к сырью) немецких партнеров и приманивали к СЕГ.

Вчера никаких документов на этот счет не подписывалось, однако переговорный процесс, по словам источников «Времени новостей», близок к развязке. Напомним, что весной «Газпром» объявил BASF главным партнером в освоении Южно-Русского с долей 50% минус одна акция (за это российский монополист должен был получить неконтрольный пакет в германской газотранспортной и газораспределительной «внучке» BASF --WINGAS). Чуть позже E.ON был дан шанс присоединиться к проекту. Переговоры о компенсации за долю в Южно-Русском (при условии, что BASF сохранит блокирующий пакет) продолжаются до сих пор. По информации «Времени новостей», стороны близки к взаимопониманию, но пока еще не достигли его. Как известно, «Газпром» в обмен на доступ к добыче рассчитывает получить равноценные по цене и стратегической значимости активы в сфере маркетинга и распределения газа на европейских рынках.

Бывший вице-премьер Польши Януш ШТЕЙНХОФ:

-- Российско-германское соглашение о строительстве балтийского газопровода -- это поражение польского правительства, не сумевшего убедить Россию в прокладке второй нитки ямальского газопровода по территории Польши. С точки зрения России, которая стремится на британские и скандинавские рынки, это решение рациональное. В то же время Евросоюз должен проводить политику, которая бы отвечала интересам прибалтийских стран и Польши. Лично я считаю, что с фатальным результатом подписан договор между Польшей и Россией в 2003 году, который практически отдал одному партнеру -- «Газпрому» -- право на решение о строительстве второй нитки Ямал--Европа. Считаю неправдивой информацию президента Путина, который говорил, что у Польши нет денег на строительство второй нитки ямальского газопровода и отсюда идея магистрали по дну Балтийского моря. Ведь польский участок ямальского газопровода строила компания «Европолгаз», в которой Россия и Польша имеют по 48%. Если же говорить о более широком понятии польско-российских отношений, уверен, что новое правительство будет строить их на партнерских условиях. В Польше нет антироссийской фобии -- это могу сказать твердо. В то же время у каждой страны свои интересы, и надо искать компромиссные решения. У меня нет претензий к России в связи с тем, что она будет строить балтийский газопровод, хотя есть претензии, что Россия не соблюдает договор о сооружении второй нитки на территории Польши.
Алексей ГРИВАЧ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.09.2005
«Газпром», E.ON и BASF подписали «договор века»
Владимир Путин вчера по пути в Грецию (по некоторым данным, там он планирует совершить паломничество на Афон) остановился в Берлине. Блиц-визит начался со встречи с Герхардом Шредером в ведомстве федерального канцлера... >>
  • //  09.09.2005
Труба ушла в море из Балтии и Польши
Созданная вчера North European Gas Pipeline Company проложит 1200 км трубы по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого городка Грайфсвальда... >>
  • //  09.09.2005
Сергей Богданчиков и Игорь Сечин взяли из рук банкиров миллиарды долларов
«Роснефть» и ее единственный государственный акционер -- «Роснефтегаз» -- вчера наконец взяли кредит на 7,5 млрд долл. у банков ABN Amro Bank, Drezdner Kleinwort Wasserstein, JP Morgan и Morgan Stanley... >>
  • //  09.09.2005
Участники рынка волнуются, что их доходы растут медленнее расходов
Российский страховой рынок близок к насыщению, а страховой бизнес становится убыточным. Цена бизнеса -- расходы компаний на продвижение своих услуг на рынке и удержание его доли -- растет быстрее сборов премий... >>
  • //  09.09.2005
Миноритарные акционеры компании добились изменения схемы слияния пивных заводов
Датско-шотландский холдинг Baltic Beverages Holding (ВВН), занимающий 36% российского пивного рынка и владеющий четырьмя пивоваренными заводами -- «Балтикой», «Веной», «Ярпивом» и «Пикрой», отказался от анонсированной ранее схемы слияния заводов... >>
  • //  09.09.2005
Ford и Toyota отзывают пять миллионов машин
Два ведущих производителя мировой автомобильной индустрии -- японская Toyota Motor Co. и американский Ford Motor Co. -- стали участниками одной из самых масштабных кампаний по отзыву автомобилей в истории... >>
  • //  09.09.2005
Мировой автогигант попал в налоговые должники России
Мировой автогигант попал в налоговые должники в России Налоговые органы впервые за все время работы в России компании ЗАО "Форд Мотор Компани" предъявили ей претензии... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика