N°145
11 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.08.2005
Вертикальный контракт
версия для печати
Проблема социального контракта сводится к тому, что или люди договариваются между собой -- и это горизонтальный контракт, при котором государство играет сервисную роль. Или нет -- это вертикальный контракт, и тогда отношения регулируются государством.

Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что даже страны, так сказать, классического горизонтального контракта когда-то были привержены контракту вертикальному.

Для меня несомненно, что и Россия за последние 15 лет прошла несколько точек бифуркации, когда решался вопрос о вертикальном или горизонтальном контракте. Более того, я утверждаю, что 2003 год стал в нашей истории переломным в пользу вертикального контракта и что сейчас идет быстрая регенерация институтов вертикального контракта, но это развитие неустойчиво. Могу пояснить почему. Вертикальный контракт имеет несколько возможных схем устойчивости. Я бы назвал всего две, ну, может быть, три. Ведь экономист смотрит на многие явления иначе, чем политолог. Политологи говорят -- «авторитарный режим». Экономист говорит: этот режим все равно несет в себе элементы контракта, в котором участвуют две стороны; государство не может только забирать, оно еще и отдает. Давайте разберемся, как устроен этот процесс. Вертикальный контракт отличается от горизонтального тем, что он асимметричен, там инициатива всегда находится на одной стороне, на стороне власти, которой отдали набор прав, и она эти права распределяет. Так вот, схема устойчивости вертикального контракта, обсуждавшаяся в России под названием пиночетовской (об этом писал Виталий Найшуль), такова: государство признает права собственности, гарантирует их, но при этом гражданские и политические права сосредоточивает у себя и проводит либеральные экономические реформы с призывом «потерпите, братцы». А кто не хочет терпеть, сталкивается с силой государства. Но эта модель стала практически невозможна после дела ЮКОСа, потому что гарантий прав собственности нет и нынешнее государство не в состоянии создать такие гарантии. Вторая возможная схема устойчивости такова: права собственности не гарантируются, зато гарантируются социальные права. В этом случае государство занимается поддержкой определенных групп населения под лозунгом «справедливость превыше эффективности» и сила применяется соответственно против тех, кто мешает перераспределению. Пример -- популистские диктатуры в Латинской Америке. Второй вариант у нас имел шанс реализоваться на базе дела ЮКОСа, но теперь он не имеет шансов из-за монетизации льгот в начале 2005 года. Есть еще третий механизм устойчивости, очень редкий. Это вариант, при котором инвестиции направляются в силовые структуры, которые тем самым становятся опорой устойчивости -- не потому, что они такие сильные, а потому что массовые. Но этот вариант предполагает либо успешную внешнюю агрессию, либо жесткую форму тоталитарного режима. Поэтому я и считаю его практически невероятным для России. Вообще, убеждение, что тоталитарный строй может быть построен легко, не обосновано с экономической точки зрения. Насилие требует значительных ресурсов и больших инвестиций. Например, я не знаю тоталитарного государства, не имеющего хорошо оборудованной границы. Если народ не заключен в консервную банку, то осуществлять на него серьезное давление практически невозможно. Это только один пример того, какие инвестиции потребовались бы. Я не думаю, что этот последний вариант устойчивости в России возможен, поскольку силовые структуры у нас неэффективны, а сделать их вполне эффективными, реформировать их -- дело неосуществимое. Ремонтировать пол, на котором стоишь, затруднительно. Из всего этого я делаю вывод, что мы имеем неустойчивый вертикальный контракт, и события 2005 года показывают, что уже возникают зоны турбулентности, поэтому я полагаю, что скоро вновь возникнут точки бифуркации, условия для перехода к горизонтальному контракту.
Александр АУЗАН, президент Института национального проекта «Общественный договор»


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  09.08.2005
ИТАР-ТАСС
Газета "Время новостей" публикует выдержки из материалов очередного номера журнала «Отечественные записки», тема которого -- собственность в России... >>
  • //  09.08.2005
ИТАР-ТАСС
Как известно, непосредственным результатом приватизационной схемы, реализованной в российских условиях, стало рассредоточение акционерного капитала предприятий среди миллионов мелких и мельчайших держателей... >>
  • //  09.08.2005
Вся история науки -- это постоянные попытки свести внешнюю сложность естественных явлений к некоторым простым фундаментальным идеям и отношениям... >>
  • //  09.08.2005
Болезненная проблема «легитимации» итогов приватизации не является уникальной особенностью стран бывшего Советского Союза. На самом деле почти во всех странах, где за последние 25 лет продавали государственную собственность, этот процесс был политически противоречивым... >>
  • //  09.08.2005
Проблема социального контракта сводится к тому, что или люди договариваются между собой -- и это горизонтальный контракт, при котором государство играет сервисную роль. Или нет -- это вертикальный контракт, и тогда отношения регулируются государством... >>
  • //  09.08.2005
Как это ни парадоксально, в настоящее время главная задача -- защитить тех, благодаря кому российская и украинская экономика совершили беспрецедентный рывок вперед... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика