N°113
28 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.06.2005
Алексея Учителя опять подставили
версия для печати
ММКФ оказался заложником собственной политики. Или отсутствия таковой. Конечно, приз, полученный Алексеем Учителем, честный. В том смысле, что и членам жюри (и в первую очередь как раз «авангардистам» Рене Клер и Ульриху Зайдлю) понравилось именно «Предчувствие космоса», и многие западные критики искренне сочли картину Учителя самой интересной. Ну или одной из самых интересных. Жюри ФИПРЕССИ, наградившее фильм «Гитара-монголоид», лишь после долгих дебатов предпочло его «Космосу», и дело решила уверенность, что основное жюри «Космос» без наград не оставит.

Но беда в том, что как только сообщение о призовом раскладе стало общим достоянием, немедленно возникла мысль о заранее имеющейся договоренности, о подтасовке результатов, давлении на жюри и т.д. Уже вспомнили и XXVII съезд КПСС, и агорафобию отечественной культуры, и установку на поддержку отечественного производителя, и много чего еще. И что интересно, не совсем безосновательно. Прежде всего потому, что система оценок, предпочтений и вкусов Московского кинофестиваля до сих пор тайна, покрытая мраком, причем прежде всего для самих его организаторов.

Во-первых, кто отвечает за фестиваль? За программу вроде Кирилл Разлогов -- на его ответственности выбор фильмов. Но он не глава фестиваля, а лишь его программный директор. За ход фестиваля отвечает Никита Михалков, и никто не сомневается, что его рука -- владыка, хотя картины, во всяком случае иностранные, не его прерогатива, и отношения с авторами не его дело. Его задача -- звезды, общий уровень фестиваля, бюджет, который становится все более скоромным еще и потому, что престиж Михалкова падает. И положение некогда сверх популярного (он даже чуть было в президенты не стал баллотироваться) режиссера в среде кинематографистов уже давно таково, что доверия его имени, его слову практически нет.

Репутация -- дело тонкое, конфликты с «Никой», «Орлом», с Домом кино, Киноцентром и Музеем кино привели к тому, что интриги Михалкова готовы подозревать и там, где он ни при чем. Авторитет Московского фестиваля для него, безусловно, важен, отношения с иностранными коллегами -- тоже, но никто не сомневается, что положение отечественного кино -- серьезный козырь, так что личная заинтересованность в победе «нашего» кино у президента ММКФ тоже есть.

К тому же история с Учителем имеет свои корни -- после обструкции его «Прогулки», показанной на открытии позапрошлогоднего фестиваля, режиссер был ужасно обижен именно на руководство ММКФ, поскольку оно (устами Кирилла Разлогова) практически официально отреклось от его фильма. Теперь Михалков буквально за неделю вынул фильм из конкурса «Кинотавра», что привело к ухудшению отношений Учителя с новым руководством сочинского фестиваля, и резонно предположить, что Учителю за это было что-то обещано... Не просто так, а высоко оценив фильм и трезво рассчитав его шансы в общем конкурсном раскладе... Но как можно было эту ситуацию не просчитать? А если просчитали и решили, что ничего страшного, дескать, поговорят и забудут, а ведь обойтись, при заявленном расцвете отечественного кино, вообще без российской картины просто неприлично... Вот это и значит -- отсутствие правильной стратегии и верного позиционирования. Так и получилось, что, имея в руках фильм, способный нравиться и конкурировать с очень приличной программой, именно руководство фестиваля (а точнее, его президент Никита Михалков) само себе создало скандальную ситуацию. Проблема не в том, что решение жюри кого-то (или многих) не устроило -- это как раз дело обычное. Беда, что столь очевидный казус просмотрели, не предугадали хода событий, в который раз наступив на те же грабли.
Алена Солнцева
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  28.06.2005
Отборщики внеконкурсной программы ММКФ не испугались реакции обывателей
В психиатрии есть такой термин -- «пограничное состояние». Когда вы еще не окончательно обезумели, но все предпосылки для этого уже есть. Приблизительно этот диагноз применим сейчас для той клинической картины, которую мы наблюдаем в современном кинематографе... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  28.06.2005
ММКФ оказался заложником собственной политики. Или отсутствия таковой... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  28.06.2005
В галерее RuArts открылась выставка неоакадемизма
Увидев на пригласительном из новой респектабельной галереи RuArts надпись «Неоакадемизм. Часть I», многие, в их числе и ваш обозреватель, опрометчиво подумали, что перед зрителем представят архив известного тренда российского искусства 80--90-х, петербургского неоакадемизма... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  28.06.2005
Михаил Григорьевич Рабинович (1916--2000) был археологом. Вскоре после войны он стал руководителем Московской археологической экспедиции (прежде раскопки в столице велись мало и бессистемно)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ