N°107
20 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.06.2005
Мазут-кола
версия для печати
Крушение поезда №2909 на перегоне Зубцов--Аристово Октябрьской железной дороги, в 18 километрах от несчастного Ржева, где в тот момент еще вовсю бушевала эпидемия гепатита А, наглядно продемонстрировало, как работает государственная машина. Ситуация сильно напоминает знаменитую частушку: "По реке топор плывет вдоль деревни Зуево -- ну и пусть себе плывет железяка... чертова". Поменяйте слово "топор" на слово "мазут" (деревня, вдоль которой плывет мазут, по иронии судьбы действительно называется Зуево), и вы получите действующую модель поведения властей в условиях катастрофы.

Все федеральные ведомства, так или иначе причастные к этой катастрофе, попытались обратить разлив 300 тонн мазута в свою, ведомственную пользу. Те ведомства, которые получают деньги из госказны за расследование таких катастроф и по определению ни за что не отвечают, например «Росприроднадзор» и прокуратура, нагнетали ужас. Те, которые должны катастрофу ликвидировать, столь же активно убеждали нас, что ничего страшного не случилось.

Выехавший на место заместитель главы «Росприроднадзора» Олег Митволь публично произнес слова "экологическая катастрофа" и подтвердил ранее высказанную прокурорскими работниками версию о большой вероятности попадания мазута в питьевую воду москвичей. Можно подумать, если воду с мазутом будут пить только тверяки, это чем-то лучше. Зато глава МЧС Сергей Шойгу, чьи люди начали ликвидировать последствия крушения поезда, наоборот, публично набросился на г-на Митволя, который якобы пользуется непроверенными данными, и сказал, что мазута в Волге нет, а по какому-то веществу с названием вроде дифенилтрихлорметана превышения предельно допустимой концентрации не обнаружено. Хотя это таинственное вещество, сколько я помню химию, мазутом не является. А мазутные пятна на Волге телевидение к тому времени уже показало.

Свеженазначенное руководство ОАО "РЖД", несомненно, главного виновника аварии, поступило еще проще. Оно оправдалось действием: быстренько положило рельсы на искореженном участке прямо на мазутную пленку и рапортовало о восстановлении движения технических поездов на малой скорости. А потом на всякий случай заявило, что в принципе готово к судебным искам, если таковые последуют.

В любой нормальной стране мира сначала бы откачали отовсюду мазут, а уж затем клали бы рельсы. Однако железнодорожное ведомство, формально ставшее у нас коммерческой компанией, но фактически оставшееся государственным министерством с хозяйственными функциями, за мазут из-под крана не отвечает. Для него главное, чтобы поезда ходили. А там хоть трава не расти -- в буквальном смысле слова.

В результате через четыре дня после аварии большая часть мазута так и остается неоткачанной, во всех телерепортажах с места мелькают несчастные солдатики, сражающиеся с разлившейся гадостью одними лопатами, а тверские областные власти собираются привлечь к ликвидации последствий катастрофы местное население - больше, видимо, некого.

На этом фоне, между прочим, поведение РАО "ЕЭС" в московском блэкауте выглядит образцом совестливости. Первое лицо компании публично берет вину на себя, последствия ликвидируются в кратчайшие сроки, а начальники электроэнергетического холдинга не предпринимают попыток преуменьшить последствия случившегося.

Вообще же, когда в стране создана жесткая вертикаль власти, она неизбежно становится вертикалью коллективной безответственности. Если единственная задача любого начальника -- понравиться вышестоящему и не прогневать самого главного начальника, он будет думать не о деле, а о том, как подать себя "на пожаре" в самом выгодном свете. Ровно это мы и наблюдаем вместе с картинами искореженных цистерн, лежащих возле железнодорожных путей...

Если попробовать налить мазут в стакан с водой, вы получите нечто, похожее по консистенции (а возможно, и по цвету) на колу. В ОАО "РЖД", где начальником только что стал очередной питерский чекист, могут чувствовать себя уверенно: в российском суде, если вы нравитесь кремлевской администрации, дело у вас все равно не выиграет никто. Даже гражданин, которого "угостили" мазут-колой.
Семен Новопрудский


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  20.06.2005
AP
Из Чечни в Дагестан снова бегут мирные жители
Через год после нападения боевиков на Ингушетию проблема Чечни снова выплеснулась за чеченские границы -- на этот раз в Дагестан. Пятый день сохраняется напряженность на чечено-дагестанской административной границе между дагестанским городом Кизляром и чеченской станицей Бороздиновской... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Дагестане
  • //  20.06.2005
Дума увеличила социальные расходы в бюджете 2005 года
Госдума в пятницу приняла поправки в бюджет на 2005 год. В процессе обсуждения депутаты не жалели критических слов в адрес кабинета министров, высказывали недовольство по поводу скоропостижного рассмотрения поправок, однако одобрили правительственную инициативу сразу в трех чтениях... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  20.06.2005
Крушение поезда №2909 на перегоне Зубцов--Аристово Октябрьской железной дороги, в 18 километрах от несчастного Ржева, где в тот момент еще вовсю бушевала эпидемия гепатита А, наглядно продемонстрировало, как работает государственная машина... >>
  • //  20.06.2005
Президент в Элисте на заседании президиума Госсовета по проблемам АПК выразил уверенность, что «обеспечить решение острых и застарелых проблем сельского хозяйства вполне реально»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ