N°89
26 мая 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.05.2004
Большой Ближний Восток: не навреди
Как нам обустроить арабов

версия для печати
После успешных демократических перемен в Восточной Европе и крушения ряда диктатур в Азии и Латинской Америке объектом пристального внимания стал Ближний Восток в широком понимании этого географического понятия.

Почему именно ближневосточная почва оказалась столь благоприятной для международная террористической деятельности, прикрывающейся религиозной оболочкой?

Как нам обустроить арабов

Администрации США ответ на это вопрос поначалу казался простым. Мол, большинство арабских да и вообще мусульманских режимов погрязли в ретроградстве, экономические и политические реформы буксуют либо имитируются, экономическое положение ухудшается, а это создает питательную среду для терроризма и всякого рода экстремистских настроений. Отсюда следовал вывод: срочно требуется демократическое переустройство Ближнего Востока на основе политических реформ и рыночных преобразований, оправдавших себя в других регионах.

Пример Ирака доказывает: односторонние действия по форсированной насильственной демократизации региона чреваты новыми потрясениями. Переход от одной общественной формации к другой, более адаптированной к требованиям глобализационных процессов, и так слишком болезнен, чтобы стоило усложнять процесс, искусственно подстегивая его.

Обширный регион Ближнего Востока от Атлантики до Персидского залива с почти 300-миллионным населением в последние два десятилетия действительно замедлил темпы своей исторической трансформации. Доход на душу населения застыл на нуле, в то время как в других развивающихся странах с сопоставимой экономикой он составил в среднем 3%. И это при крайней неравномерности распределения доходов по региону -- от 335 долл. США на душу населения в Мавритании до 30 тыс. в Катаре. Доля арабских стран в мировой торговле с 1981 по 2002 год упала более чем наполовину (с 9,6 до 3,2%), что говорит о слабой интеграции региона в мировую экономику. Неуклонно сокращался объем иностранных инвестиций, снижалась производительность труда. Безработица достигла опасной черты, превысив во многих странах четверть всей рабочей силы. В Алжире, где этот процент гораздо выше, толпы праздно шатающейся молодежи были и остаются резервом для вербовки террористов. Вызвавший острые дебаты второй Доклад ООН о человеческом развитии в арабском мире (2003 год) высветил три главных препятствия на пути к его дальнейшему поступательному развитию: дефицит свободы, знаний и прав женщин.

Политические структуры большинства стран Арабского Востока оказались не менее ригидными, чем экономические. Постколониальный процесс становления независимой государственности завершился к последней декаде прошлого столетия формированием здесь жестко централизованной власти. На ее основе после военных переворотов 1950--1960-х годов была достигнута политическая стабилизация, сопровождавшаяся формированием национального самосознания в каждой отдельной арабской стране. Идеология арабского национализма с ее лозунгами единства всей «арабской нации» отошла в прошлое. Понятие нации перестало носить абстрактный иллюзорный характер, ассоциируясь все больше с конкретным государством в рамках исторически сложившихся границ.

С точки зрения принятых на Западе формальных критериев либеральной демократии установившиеся на Ближнем Востоке политические режимы являются автократическими. Сменяемость правителей, разделение властей, легальная оппозиция -- все это на практике отсутствует. Избирательная система далека от того, чтобы быть признанной свободной и справедливой. Даже в таких более развитых странах, как Египет и Сирия, институты народного представительства предназначены лишь для осуществления контролируемой сверху процедуры штампования законов. Что касается нефтяных монархий аравийских государств, то здесь (Катар, ОАЭ) наметились робкие сдвиги в сторону модернизации политических структур и большей открытости. Вместе с тем самое крупное государство этого арабского субрегиона, Саудовская Аравия, с момента основания в 1932 году управляется как семейное предприятие при полном отсутствии выборных институтов.

С тем, что в большинстве государств мусульманского региона наблюдается недостаток демократии и свободы предпринимательства, согласны практически все, но вопрос, как изменить такое положение, вызывает острые дискуссии. Первая реакция на американскую инициативу «Большой Ближний Восток» показала, что к идее ускоренного насаждения западных ценностей на мусульманскую почву Европа относится критически, а исламский мир -- со скепсисом или полным отторжением.

Амбициозный план переустройства целого региона, от Мавритании до Афганистана, предусматривает целый набор мер по оказанию помощи в подготовке и проведении «свободных справедливых выборов», в разработке законодательства и обучении парламентариев, в создании независимых СМИ, формировании политических партий, неправительственных организаций и других атрибутов гражданского общества, в перестройке системы образования. В экономической сфере предлагаются преобразования, направленные на высвобождение частной инициативы малого и среднего бизнеса, сокращение госрегулирования и либерализацию всего делового климата.

Уже простое ознакомление с инициативой «Большой Ближний Восток» создает впечатление, что ее основные положения скопированы с тех широкомасштабных и в целом удачных реформ, которые за последнее десятилетие были проведены в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы. При этом задействованы уже испытанные финансовые каналы -- Национальный фонд развития демократии, бюджет которого президент Буш обещал увеличить вдвое, до 80 млн долл., и специальное подразделение Госдепартамента США с бюджетом на 2005 год в размере 190 млн долларов.

Однако такой упрощенный подход к специфическим проблемам Ближнего Востока не сообразуется с местными реалиями. Регион имеет свои цивилизационные особенности, свою многовековую историю, глубоко укоренившиеся, отличные от западных менталитет, традиции правления и общественной жизни. Более продуктивно было бы следовать принципу «не навреди», отделяя то, что следует реформировать, от традиционных элементов жизни, не препятствующих процессам модернизации.

В отличие от Восточной Европы, которая всегда была восприимчива к политической культуре и историческим традициям Запада, народы Ближнего Востока, прошедшие через завоевательные войны и колониальное правление, сравнительно недавно ощутили вкус национального самоопределения. Если в интегрирующейся Европе такое понятие, как «иностранное вмешательство во внутренние дела», становится ныне архаичным, то на мусульманском Востоке, например, финансирование извне политических партий воспринимается крайне болезненно (это же, кстати, карается законом и в самих США). С точки зрения регионального менталитета и традиций периодическая сменяемость власти через всеобщие выборы и наличие организованной оппозиции означает ослабление централизованных начал и раскол в армии, которая была и остается на Востоке символом национального суверенитета. Государства Ближнего Востока, как бы они ни различались по формам правления, характеризуются сильной верховной и зачастую харизматической властью. Такую власть общественное сознание не рассматривает как автократию, а скорее воспринимает как способ национально-государственного существования. Египет с сильным институтом президентства, Сирия с партией Баас, бессменно находящейся у власти последние четыре десятилетия, Алжир, где по сложившейся практике военные «делают» президентов, арабские монархии парламентского типа (Марокко, Иордания), не говоря уже о Саудовской Аравии, -- всё это примеры, подтверждающие отмеченную закономерность.

Ни вестернизация, ни советизация

О живучести политических традиций и укладов общественной жизни на Ближнем Востоке говорит и неудавшийся опыт первых попыток реформаторства в регионе. Под воздействием англо-французской колонизации конституционное правление с некоторым участием представительных систем сложилось на крупнейших и наиболее развитых территориях бывшей Османской империи (долина Нила, Месопотамия, Палестина) еще в период между первой и второй мировыми войнами. К 50-м годам XX века там сформировались самостоятельные государственные образования -- Египет, Ирак, Сирия, политические системы в которых были «скроены» во многом по образцу и подобию западных. Многие видные востоковеды признают неудачу этих «великих экспериментов». Бернард Льюис в этой связи отмечал: «Политическая система, перенесенная в готовом виде не просто из другой страны, но даже из другой цивилизации, навязанная Западом сверху близким к нему правителям, не могла адекватно соответствовать природе исламского ближневосточного общества». По авторитетному мнению английского востоковеда Э. Ходкина, политические партии, созданные в «арабском климате», представляли собой по преимуществу «головастиков -- организации с очень большими головами и очень маленькими хвостами».

Арабские политические режимы, сложившиеся в 50--60-е годы как порождение колониальной эпохи, были сметены волной военных переворотов (Египет -- 1952-й, Ирак -- 1958-й, Сирия -- 1962 год), которые по их последствиям и степени народной поддержки можно рассматривать как форму национально-освободительной борьбы. При этом решающую роль в кардинальных изменениях на политической карте Ближнего Востока сыграли вовсе не внешние факторы (конфронтация между Востоком и Западом на поле третьего мира еще только начиналась). Просто-напросто старые правящие элиты исчерпали ресурс поддержки со стороны собственного народа. Их оторванность от самобытной почвы, проводимая ими политика вестернизации и насаждения либеральных ценностей в неподготовленных для этого обществах вызвали активное недовольство сограждан и во многом обусловили националистический подъем.

Столь же неудачными оказались попытки навязывания ближневосточным государствам импортных моделей развития в период советско-американского соперничества в регионе. Египет, Сирия, Ирак, Алжир -- арабские страны, условно относимые в то время к зонам влияния Советского Союза, отвергли коммунистическую идеологию и строили «социализмы» национального типа. Из советской практики лидеры этих стран брали только то, что помогало им закрепить свое влияние и создавать государства с сильной властной вертикалью, -- то есть концепцию правящей партии и принцип верховенства государственного сектора. Между тем эти политические и экономические рычаги работали на Ближнем Востоке и в каждой из арабских стран по-своему. В Египте существовало такое аморфное объединение, как «Арабский социалистический союз»; в Сирии и Ираке у власти утвердились две ветви расколовшейся Партии арабского социалистического возрождения (Баас); в Алжире задачи правящей партии, прикрывавшей закулисное правление военных, выполнял Фронт национального освобождения. Ведущая роль государственного сектора в экономике также проявлялась здесь иначе, чем при советской командно-административной системе. Осуществленная национализация, конечно, ограничила размеры частной собственности, которая тем не менее так и осталась определяющим способом производственных отношений, особенно в таких отраслях, как земледелие, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, торговля. Рабочая сила в основном была по-прежнему сосредоточена в частном секторе. Доля самого госсектора в сельском хозяйстве, например, Египта за период 1962--1970-х годов не превысила 2,7%, хотя государство направило в сельхозпроизводство 97% капиталовложений. Примерно аналогичная картина складывалась и в других странах так называемой социалистической ориентации.

Не более удачливы, чем Советский Союз, в насаждении своих моделей государственного устройства и механизмов политической власти были и Соединенные Штаты. Дальше всего демократизационные процессы продвинулись в Иордании и Марокко, хотя внешние атрибуты демократии (парламентаризм западного образца и многопартийность) по существу мало меняли автократический характер исторически сложившихся в этих странах монархических режимов. Их живучесть и приспособляемость к меняющемуся внешнему миру в значительной степени объяснялась личностными факторами. В период националистического подъема в Иордании и Марокко у власти находились мудрые правители -- короли Хусейн и Мухаммед V, считавшиеся потомками пророка Мухаммеда и обладавшие особой харизмой.

А вот нефтеносный регион Персидского залива, находящийся под западным влиянием, стал витриной благополучия и роскошной жизни. Но здесь же возникло опасное противоречие между меняющимся экономическим базисом и застывшей в средневековье политической надстройкой. Ядром абсолютной власти в Саудовской Аравии по-прежнему является заключенный основателями Королевства союз многочисленного семейства Аль Сауд и религиозной верхушки, следующей жесткой ваххабитской трактовке ислама (например, министр юстиции Аль Аш-Шейх).

Поспешать не торопясь

Таким образом, колониальные и последующие опыты реформирования на Ближнем Востоке показали, насколько деликатен и многосложен этот процесс. Рассчитывать на быстрый эффект здесь невозможно. В тактическом плане следует терпеливо продвигаться вперед размеренными шагами, планомерно подготавливая почву для восприятия демократических реформ, повышая культурно-образовательный уровень населения. То есть требуется не ломка отживших устоев, а постепенная, упорядоченная их трансформация изнутри при сохранении национальных традиций -- религиозных, общественных, культурных или семейно-бытовых. Содействие процессам модернизации в мусульманских странах должно включать в себя терпеливую, рассчитанную на долгосрочный период работу со старыми и нарождающимися политическими элитами и, что не менее важно, влиятельными религиозными кругами.
Александр АКСЕНЕНОК -- чрезвычайный и полномочный посол РФ (в отставке), арабист, многие годы проработавший на Ближнем Востоке
//  читайте тему  //  Иракский кризис


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.05.2004
AP
Из иракцев обещали не делать американцев
В понедельник Вашингтон начал дипломатическое наступление сразу на двух фронтах -- в Совете Безопасности ООН и в области политической пропаганды. Международному сообществу был представлен проект новой резолюции по Ираку, составленный Великобританией и США... >>
//  читайте тему:  Иракский кризис
  • //  26.05.2004
Пентагон оказался неспособным к выполнению возложенной на него задачи
Какие уроки на долгосрочную перспективу мы можем извлечь из накопленного Америкой на сегодняшний день опыта реконструкции в Ираке? Самым важным ее упущением было отсутствие планов на случай непредвиденных обстоятельств в виду возможности почти полного развала иракского государства... >>
//  читайте тему:  Иракский кризис
  • //  26.05.2004
Как нам обустроить арабов
После успешных демократических перемен в Восточной Европе и крушения ряда диктатур в Азии и Латинской Америке объектом пристального внимания стал Ближний Восток в широком понимании этого географического понятия... >>
//  читайте тему:  Иракский кризис
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика