N°87
24 мая 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.05.2004
Роман Мухаметжанов
Вьюгин предложил финансовым рынкам купить себе хозяина
Как ФСФР распорядится своими новыми полномочиями

версия для печати
Указ президента России от 20 мая наделил Федеральную службу по финансовым рынкам правом заниматься нормотворческой деятельностью. В интервью Интерфаксу в пятницу глава ФСФР Олег Вьюгин сообщил, что к 24 мая служба будет в основном укомплектована. Период межвластия на финансовых рынках, таким образом, завершается.

ФСФР -- пишем, Центробанк -- в уме

В своем интервью руководитель ФСФР коснулся не только организационных, но и содержательных аспектов деятельности регулятора. Очевидно, что прототипом новой службы, которую еще предстоит отстроить, Олег Вьюгин избрал Центробанк. Принципы, на которых, по его плану, будут строиться отношения ведомства и правительства, -- это независимость службы от оперативного управления кабинета и бюджетная автономия. Служба будет, конечно, представлять Минфину ежегодный доклад о результатах своей деятельности, на основании которого будет оцениваться ее эффективность, однако вмешательство правительства в текущую работу ФСФР невозможно. Эта независимость будет основана на отделенном от правительственного, собственном бюджете ФСФР, формируемом на основе ежегодных взносов профучастников за поддержание лицензий. Надзорный орган, по мысли главы ФСФР, должен конкурировать по зарплате сотрудников с проверяемыми им структурами, что позволит привлечь к работе квалифицированных и некоррумпированных специалистов. А они, в свою очередь, будут осуществлять над участниками рынка контроль по образцу контроля Центробанка над кредитными организациями.

Таким образом, Олег Вьюгин предложил действующим на рынке структурам купить себе хозяина. Они вроде бы не против. Во всяком случае президент Национальной лиги управляющих Андрей Подойницын сказал газете «Время новостей»: «Профучастники должны платить за квалифицированный труд. НЛУ уже предлагала создать специальный фонд для финансирования экспертной группы. Взносы в ФСФР для выплат зарплат или премий специалистам -- идея здравая. Участники рынка даже заинтересованы платить, но напрямую. Раньше же нам приходилось делать это «в кривую». Что касается возможного конфликта интересов между службой и саморегулируемыми организациями, также живущими на взносы участников, то, по мнению г-на Подойницына, бюджеты больших отстроенных компаний вряд ли будут слишком обременены новыми платежами.

Один регулятор -- один депозитарий -- одна биржа

Другое дело отношение к планам Олега Вьюгина по оптимизации инфраструктуры рынка. По поводу центрального депозитария глава ФСФР высказывался неоднократно. Здесь у него есть как сторонники, так и принципиальные противники, среди которых, например, председатель совета директоров ПАРТАД Виктор Плескачевский, он же глава комитета Госдумы по собственности. На прошлой неделе руководитель Депозитарно-клиринговой компании Игорь Моряков предложил создать центральный депозитарий, объединив ДКК и Национальный депозитарный центр (НДЦ). Депозитарный мост между ДКК и НДЦ, по мнению г-на Морякова, де-факто обеспечивает создание централизованного депозитарного пространства, осталось сделать один-два шага -- объединить две организации или создать некую холдинговую структуру. Это может произойти в течение года, по достижении соглашения между акционерами ДКК и НДЦ. Приход Олега Вьюгина на должность главы ФСФР "должен сдвинуть дело с мертвой точки", сказал г-н Моряков. В НДЦ инициативу Морякова пока не комментируют. Возможно, потому что вариант Вьюгина отличается от предложений ДКК. Глава ФСФР предложил провести тендер по выбору проекта центрального депозитария. По его словам, у последнего не должно быть одного владельца, капитал должен быть распылен.

Оптимизация инфраструктуры фондового рынка по Вьюгину должна идти в направлении не только единого депозитария, но и единого регистратора и, возможно, единой биржи. «Сейчас рынок фактически представлен двумя основными торговыми площадками, на которых совершаются примерно одни и те же виды операций. При этом у каждой из них есть и своя расчетная система, и свой депозитарный центр. Вся эта структура требует содержания, издержки, по нашим подсчетам, на нее в несколько раз выше, чем на развитых рынках. Возникает вопрос: кому это нужно?» -- сказал глава ФСФР.

Между тем в последнее время две основные биржи -- ММВБ и РТС -- преуспели отнюдь не в объединении, а в создании дочерних торговых площадок. 17 мая было объявлено о начале реализации акций ОАО "Фондовая биржа РТС", торги на которой планируется открыть в конце июня. 20 мая гендиректор ММВБ Александр Потемкин сообщил, что идут переговоры с восемью предполагаемыми акционерами новой Фондовой биржи ММВБ. Руководство ММВБ, по его словам, проконсультировалось с ФСФР, которая подтвердила целесообразность проекта. До конца мая Фондовая биржа ММВБ направит в службу документы на получение лицензии. По мнению же Олега Вьюгина, создание дочерних площадок «в смысле движения к созданию оптимальной, низкозатратной, хорошо функционирующей инфраструктуры фондового рынка -- это, конечно, шаг назад». Глава ФСФР признал, что это результат постановления ФКЦБ об организаторах торговли, запрещающего им с 1 июля сего года вести котировальные списки, но скептически высказался о планах ММВБ: «Дело не только в том, что ФСФР выдаст лицензию Фондовой бирже ММВБ, а в том, что нужно перевести туда листинг, а это значит, что более 100 эмитентов должны созвать советы директоров для принятия соответствующего решения. Очевидно, что даже если лицензию мы выдадим, то перевести листинг они не успевают». Впрочем, эту проблему Олег Вьюгин тут же пообещал решить: «Чтобы 1 июля был обычным днем на российском фондовом рынке».

Но даже если «проблема 1 июля» будет решена регулятором, позиция его главы в отношении бирж поставила перед ними новые вопросы. Затраты по проектам уже произведены, а привлечь акционеров после высказываний Олега Вьюгина, возможно, станет весьма сложно. Это нарушит бизнес-планы и ММВБ, и РТС, не говоря уже о том, что само их существование как самостоятельных структур фондового рынка окажется под сомнением. И.о. президента РТС Сергей Родионов так прокомментировал газете «Время новостей» позицию главы ФСФР: «По сути на РТС и ММВБ представлены принципиально разные технологии торговли (фондовая секция ММВБ и классический рынок РТС). Они не конкурируют, а дополняют друг друга. Для участников рынка сегодня важно, чтобы можно было оперативно и без лишних издержек переводить активы с одной площадки на другую. Оптимальным является формирование единой позиции по бумагам и денежным средствам, что может быть реализовано при создании центрального депозитария и единой расчетной структуры. Поэтому я не считаю объединение ММВБ и РТС принципиальным вопросом, решать который необходимо в первую очередь. Объединение, если оно произойдет, должно быть эволюционным, вследствие развития торговых и расчетных технологий, усиления конкуренции с западными биржами. Возможен и вариант, при котором биржи разделятся по инструментам, -- фондовая, фьючерсная, товарная». Впрочем, эволюционный вариант развития событий не исключил и Олег Вьюгин, который заверил, что «никто не ведет речь о том, чтобы что-то преобразовывать административным путем». Акционеры защищены законом, а «для создания эффективной инфраструктуры надо воздействовать с точки зрения интересов рынка, показать магистральный путь для его участников и создать условия, чтобы идти по этому пути было выгодно». Этот магистральный путь будет обозначен и законодательными инициативами ФСФР, среди которых законы об инсайдерской информации, производных финансовых инструментах и нормы, препятствующие практике недружественных поглощений.

Искусство возможного

Время, когда участники рынка внимательно следили за созданием ФСФР и угадывали на основании высказываний Олега Вьюгина основные черты ее будущей политики, с приданием службе законотворческих функций и окончанием ее комплектования прошло. Программа нового руководства в основных чертах ясна. Практическое же ее исполнение пока неопределенно.

Сколько бы ни ссылался Олег Вьюгин на качество наследства, оставленного бывшим главой ФКЦБ Игорем Костиковым, в целом его можно назвать хорошим в том смысле, что после г-на Костикова всякое новое лицо воспринимается как благо. Нельзя сбрасывать со счетов и привычку к вынужденной лояльности, выработанную профучастниками в его правление. Кредит доверия со стороны профессионального сообщества Олегу Вьюгину велик и здесь, во всяком случае на первых порах он найдет поддержку, если, конечно, не прибегнет, как обещал, к администрированию. Однако новые инициативы, прежде чем достичь регулируемой отрасли, должны пройти ряд инстанций, а здесь их будущее отнюдь не очевидно.

Министр финансов Алексей Кудрин, говоря в середине апреля о полномочиях ФСФР, назвал ее уникальной структурой: она объединяет и правоустанавливающие, и правоприменительные функции. Это была вынужденная уступка министра закону «О рынке ценных бумаг» и отступление от принципов реформы кабинета. В новом указе президента таких «уникальных структур» оказалось уже восемь, а премьер Михаил Фрадков, характеризуя их полномочия, приравнял их к министерствам. Вряд ли авторы концепции реформы смирятся с дальнейшим обособлением ФСФР и переделом в ее пользу полномочий других ведомств или с созданием второго Цетробанка, ведь относительно независимости первого то и дело возникают дискуссии.

Госдума тем временем приняла два принципиальных решения. Во-первых, был отменен обязательный институт финконсультантов, в пользу которого неоднократно высказывался Олег Вьюгин. Во-вторых, был отклонен проект (действительно, плохой) закона об инсайдерской информации, за принятие которого в первом чтении и дальнейшую правку выступал новый глава ФСФР. Тенденция вполне очевидная. На относительную лояльность кредитного комитета Госдумы Олег Вьюгин может, наверное, рассчитывать, но другой профильный комитет, по собственности, через который пройдут новации в отношении депозитария, возглавляет Виктор Плескачевский, чье мнение по данному вопросу расходится с мнением ФСФР.

На финансовых же рынках, как показывают события последних недель, вполне может появиться новый, конкурирующий с г-ном Вьюгиным, мегарегулятор -- Федеральная служба по финансовому мониторингу, уже заключившая соглашения об обмене информацией и с Центробанком, и с Федеральной службой страхового надзора, и с самой ФСФР. Таким образом, ФСФМ на информационном уровне удалось объединить все те сферы, на которые Олег Вьюгин еще недавно собирался распространить собственный надзор.
Игорь ПОЛИЩУК


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  24.05.2004
Роман Мухаметжанов
Как ФСФР распорядится своими новыми полномочиями
Указ президента России от 20 мая наделил Федеральную службу по финансовым рынкам правом заниматься нормотворческой деятельностью. В интервью Интерфаксу в пятницу глава ФСФР Олег Вьюгин сообщил, что к 24 мая служба будет в основном укомплектована. Период межвластия на финансовых рынках, таким образом, завершается... >>
  • //  24.05.2004
Россия преодолела главный барьер на пути в ВТО
«России еще осталось подписать целый ряд соглашений с такими странами, например, как США, Китай, Япония, но надеюсь, что с другими странами после подписанного сегодня соглашения переговоры у РФ пойдут достаточно быстро и она в скором времени станет членом ВТО», -- заявил комиссар ЕС Паскаль Лами... >>
//  читайте тему:  Россия и Евросоюз
  • //  24.05.2004
Госдума в пятницу приняла во втором чтении поправки в закон «Об организации страхового дела», которые откладывают до 1 июля 2007 года введение запрета на совмещение деятельности по страхованию жизни с перестрахованием рисков по имущественному страхованию. Это уже вторая за последнее время отсрочка, предоставленная страховщикам... >>
  • //  24.05.2004
Директора РАО «ЕЭС» не одобрили систему мотивации работы отдельных менеджеров
Совет директоров РАО «ЕЭС России» в минувшую пятницу рассматривал сразу несколько вопросов, имеющих скандальный характер. Прежде всего это война с Хакасией за Саяно-Шушенскую ГЭС -- РАО проинформировало директоров о том, что электростанция будет перерегистрирована в Красноярском крае, что лишит республику почти полмиллиарда рублей в год... >>
  • //  24.05.2004
Мэрия продает часть госпакета акций «Автофрамоса»
Юрий Лужков наконец-то решил продать концерну Renault часть акций организованного в 1998 году «Автофрамоса», которым до сих пор стороны владели на паритетной основе. Какой пакет акций будет продан и по какой цене, не сообщается. Предстоящая сделка, поясняют в мэрии, позволит французам «более выгодно инвестировать в производство»... >>
  • //  24.05.2004
Лукашенко не отдаст контроль над «Могилевхимволокном»
Александр Лукашенко озвучил условия приватизации могилевского «Химволокна», которое давно хотели приобрести крупные российские сырьевые компании. Однако уже заранее можно сказать, что на предложение белорусского президента вряд ли найдется спрос: г-н Лукашенко не намерен отдавать контроль над предприятием в частные руки... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика