N°49
24 марта 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.03.2004
Слепая ласточка с весною
Псой Короленко представил ораторию «Жизнь» по Чайковскому

версия для печати
18 мая на сцену Екатеринбургской филармонии выйдут 150--170 человек -- Магнитогорская хоровая капелла и Уральский симфонический оркестр под руководством дирижера Дмитрия Лисса. Этим увесистым составом будет исполнена Пятая симфония Чайковского. Точнее -- практически все ее оригинальные ноты. Звучание же симфонии будет заметно отличаться от привычного. Симфонию не только сыграют, но и споют. Композитор Владимир Николаев, один из любимых авторов российского новомузыкального сообщества, переписал популярную партитуру так, чтобы ее можно было исполнить оркестром и хором, почти без какого бы то ни было авторского вмешательства. Лишь трепетное отношение «перекомпозитора» к освященному традицией музыкальному тексту должно здесь выдавать современную руку. Впрочем, обещают в музыкальной части и негромкие сюрпризы.

Между тем в московском клубе «Проект О.Г.И.» Псой Короленко -- автор текста к новой оратории «Жизнь» (а именно так, со ссылкой на ненаписанный Чайковским одноименный опус, будет называться его перелицованная Пятая симфония) -- представил публике литературную часть проекта под эгидой Свердловской филармонии и Института ПРО АРТЕ. Ученый, популярный клубный человек, поэт и музыкант, а с недавних пор еще и оперный певец, известно преуспевший на поприще соединения высоких и низких, интеллектуальных и карнавальных традиций, пропел, прочитал, пробормотал, протараторил, проговорил и проинтонировал практически весь мелодический контур симфонии и весь ее свеженаписанный текст от первой до последней части, включая подголоски.

Филолог и актер, отдушина насупленных интеллектуалов и модной молодежи (их повод для встречи), Псой Короленко был призван автором проекта Петром Поспеловым вслушаться в хрестоматийную симфонию, обросшую хрестоматийными трактовками, услышать и всю ее хрестоматийность, и всю ее свежесть, ознакомиться с концепцией, структурой и исследованиями, а потом -- угадать и выразить смыслы, заложенные в музыке автора великого сочинения (вроде «Войны и мира» или «Братьев Карамазовых», как сказано в аннотации).

«В сравнении с другими симфониями Чайковского Пятая -- самая вокальная. Она вся соткана из мелодий, которые просятся на голос и на слова. Пятая полна непроизнесенных слов. Слова будто заперты в нотах, они просятся на свободу. Их нужно только отгадать и спеть... Соединяя широко известное произведение Чайковского с новым, оригинальным текстом, мы стремились создать современное высказывание на вечные темы: душа и Бог, человек и народ, судьба и Россия», -- говорят авторы проекта, который обещает стать очередным раундом в трудном бою интеллектуалов за право трепать нервы вечным ценностям и любить их так, как любят оперную арию за утренним туалетом, -- интимно и запанибрата.

В оратории «Жизнь» публика услышала слова и смыслы от евангельских до бытово-романсных. Чайковский выражается здесь фрагментами фраз и рифм от Хлебникова, Блока и Мандельштама до советской песни. Текст течет как музыка (в данном случае буквально это и предполагалось), причем песенные реминисценции преобладают, а вечные темы (душа-Бог-человек-народ-судьба-Россия), обрастая ласточками, рябинами, бобэобями, и проч., неожиданно превращаются в мелодические подробности.

Цитатное творчество Псоя Короленко крайне индивидуально и, встроенное в подобный, стремящийся к анонимной коллективности проект, могло и не попасть в пазы. Тем не менее автору текста удалось почти раствориться в музыке Чайковского, так что красивое, нервное бормотание полузнакомой лирической речи будто всплывало из полупомнящихся и подразумеваемых музыкальных волн.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  24.03.2004
Виктор Баженов
Александр Гордон поставил «Бесов» Достоевского в жанре телешоу
Чтобы внятно говорить о спектакле Александра Гордона «Одержимые», играющемся на малой сцене «Школы современной пьесы», необходимо для начала высказать собственное отношение к персоне телеведущего Гордона... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.03.2004
Объявлены номинанты премии «Ника»
Вчера стали известны имена кинематографистов, претендующих на получение Национальной кинематографической премии «Ника» за 2003 год. Организаторы премии неоднократно подчеркивали, что одним из главных их приоритетов является независимое, непредвзятое голосование всех академиков... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.03.2004
Псой Короленко представил ораторию «Жизнь» по Чайковскому
18 мая на сцену Екатеринбургской филармонии выйдут 150--170 человек -- Магнитогорская хоровая капелла и Уральский симфонический оркестр под руководством дирижера Дмитрия Лисса. Этим увесистым составом будет исполнена Пятая симфония Чайковского... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.03.2004
Смотрите с 25 марта на московских экранах
«Ни за, ни против (а совсем наоборот)" (Франция, 2003, Седрик Клапиш). Кинооператорша из программы новостей получает от банды грабителей предложение снять их очередную акцию -- и постепенно становится полноправной участницей группировки... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика