N°237
28 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.12.2004
Деполитизация партийной системы и "галактика NGO"
версия для печати
В современной России нет полноценных политических партий. Кажется, что они есть, а на самом деле нет. Исторически партии складываются как объединение определенных социальных сил или отдельных личностей по отстаиванию своих интересов. Причем против других партий. Партия -- вещь сугубо частная, члены партии всегда противостоят власти, стремясь от нее чего-то добиться, и другим партиям, которые хотят чего-то другого.

Партии создавались как демократический инструмент для расшатывания унитарных политических систем. В России опыты партийного строительства постоянно заканчиваются провалом. Формы сближения людей между собой на основании общего политического проекта или общих интересов никогда не достигают уровня рациональных выводов и организованных действий, которые предполагаются партией. Русский человек не радуется возможности выбора, но мучается им. Для него приятно единство -- либо утверждения, либо отрицания, более сложные системы слишком противны его психологии. Поэтому успех может быть либо у партии власти, либо у партии антивласти -- радикальной оппозиции. Но как только партия радикальной оппозиции побеждает, она в свою очередь становится партией власти и начинает воплощать в себе единство и безальтернативность.

Начиная с конца 80-х годов прошлого века и до нынешних реформ Путина по переходу на пропорциональную систему выборов партийная система в России проделала весь цикл -- от однопартийности, через «неоднопартийность», снова к однопартийности. Заметим, что «неоднопартийность» не предполагала существования настоящих партий. Это были полуфабрикаты, как правило, создаваемые самой властью. Битвы за власть проходили за фасадом партийной политики, и политические проекты лишь оформляли постфактум то или иное положение дел. Закономерно, что когда власть стабилизировалась и стала более однородной, партийная система стала более упорядоченной. Причина этому одна: сокращение обособленных центров силы в самой властной системе. Триумф «Единой России» на выборах 2003 года и полная подконтрольность Кремлю «Родины» и ЛДПР фактически поставили точку в партийной жизни России. У нас снова создалась однопартийная система с ничего не значащими фланговыми добавлениями, служащими легким развлекательным декором. Поняв, что бывшей партии власти -- КПРФ -- в таком процессе ничего не светит, ее вожди занялись совсем уже периферийными интригами с одиозными международными аферистами и мошенниками, видимо, решив перед окончательным уходом со сцены пополнить личный пенсионный бюджет.

Осенью 2004 года после трагических событий в Беслане президент предложил еще более упростить партийную систему, отменив участие в выборах депутатов-одномандатников и подняв планку численности партий до 50 тыс. Это означает не просто фиксацию статус-кво, но курс на сворачивание партийной системы в ее традиционном понимании. Так как консолидированной политической оппозиции в обществе нет и не может быть, раз нет ясной политической позиции у самой власти, и она претендует на некоторую «всеобъемлющесть» (в стиле дискурса вождей «Единой России», которые говорят одновременно обо всем и ни о чем), то партийная система призвана служить исключительно формальным фасадом, необходимым для признания страны «демократической». У партий «Единая Россия», «Родина» и ЛДПР нет никакой иной повестки, кроме интересов власти или карьерной интеграции во власть. «Родина» и ЛДПР служат скамейкой запасных властных кадров, «Единая Россия» -- фактически и есть власть. Участие в «Единой России» -- это не политический, а карьерный ход. Эта партия ни с кем не спорит и не полемизирует, самостоятельных интересов не имеет, никаких целей и задач не ставит. Это своего рода легислативный департамент президентской власти, четко выполняющий свою функцию. Люди, которые хотят сделать карьеру, стремятся войти в эту партию и продвинуться в ней. Те, кому не удалось, идут для этих же целей в обход, через «Родину» или на худой конец ЛДПР. Это окольный и менее привлекательный путь. Но в любом случае в таком выборе нет ничего даже отдаленно напоминающего мотивацию вступления в ту или иную партию в других странах. Здесь нет и намека на политику.

К чему приведет такое положение дел в партийной жизни? В России -- к довольно позитивным изменениям. Если партийная сфера все более расходится с тем, что называется собственно политикой, мировоззрением, политической философией, социальными позициями, и становится лишь рутинным механизмом в ходе реализации личной чиновничьей или коммерческой карьеры, то центр политической жизни просто переместится в иное место -- например, в общественные организации, клубы, союзы, движения, одним словом, в «галактику NGO» (nongovernemental organisation -- неправительственная организация). Это многообещающий процесс, но не такой простой, каким может показаться на первый взгляд.

Партийные функционеры будут свободны от изучения и отстаивания политических идей, что осложняло им жизнь до этого и идиотизировало российскую политику. Когда какой-нибудь функционер скакал козлом от социал-демократии к либералам, от либералов к националистам, от националистов к центристам и т.д., он тем самым активно девальвировал ценность политического дискурса, порождал у людей совершенно ложное представление, будто политика -- это поверхностный поток сознания и дурной демагогии, ни к чему никого не обязывающий. В переходный период от КПСС к «Единой России» жадные до власти и денег карьеристы меняли партии как перчатки, не удосуживаясь хотя бы приблизительно усвоить логику и законы политического языка. Теперь же они с полным основанием могут отмалчиваться, либо рассуждать в том же ключе, как и обычные чиновники. Их взгляды никого не интересуют, они могут отныне их просто не иметь.

Вместе с тем и сама сфера политики освобождается от лихорадочной конкуренции в поисках «доступа к корыту». «Корыто» отныне отдельно, политика отдельно. В формате общественных организаций, движений и союзов больше нет потребности насиловать идеологические принципы в угоду простейшей борьбе за личное продвижение. Этого продвижения здесь не предвидится, и за карьерой придется обращаться в другое место -- в партии, где уже идеи и политические взгляды в свою очередь не имеют ровным счетом никакого значения. А ограничения, наложенные на процедуру создания партий, препятствуют тому, чтобы эти сферы смешивались между собой. При этом ничто не мешает общественным организациям и движениям образовываться по политическому и идейному признаку, исповедовать политическую философию, мобилизовать узкие и широкие круги сподвижников, обращаться к массам, проповедовать, пропагандировать, развиваться, расширяться, создавать материальную базу и т.д. Здесь как раз уместны и идеологическая полемика, и отстаивание политических проектов, и пропаганда идей.

Можно возразить, что «это не будет оказывать на власть никакого влияния». Это верно лишь отчасти: если движение сможет стать по-настоящему сильным, влиятельным, широким и организованным, оно вполне может найти способы этого влияния. Но для этого движение должно стать силой само по себе, с опорой на свои возможности, усилия, свою изобретательность и активность, а не по квоте, отпущенной сверху. А с силой будут считаться все, в том числе и власть. Тем более что сама власть, по сути, отказываясь от политического содержания и зафиксировавшись в чисто технологическом формате, будет открыта тем мировоззренческим лабораториям, которые смогут предложить ей нечто интересное и апробированное широкими кругами общественности. Причем без всякого риска. Так снова возникнет связь между бессмысленными чиновничьими партиями и идеологическими центрами, но на сей раз органично и естественно. В конце концов чиновник не обязательно должен быть идиотом и ворюгой. У некоторых есть ум, душа и совесть. Тут возникает открытая возможность двойной лояльности -- принадлежности к партии (административно-карьерный аспект) и одновременно участие в том или ином движении (идейный аспект), только на сей раз в гармонии и без всяких формальных обязательств.

Именно разведя партии и политическую мысль, власть создала предпосылки для более гармоничной, последовательной и органичной политизации России.
Александр ДУГИН, философ, политолог


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  28.12.2004
Сенат закончил работу на праздничной ноте
Совет Федерации провел в понедельник последнее заседание в уходящем году. На нем сенаторы не стали подробно подводить итоги своей работы. Зато успели поставить профессиональный рекорд и внушить спикеру палаты Сергею Миронову чувство гордости... >>
  • //  28.12.2004
Президент определил, как он будет назначать губернаторов
Вчера Владимир Путин подписал указ "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации"... >>
//  читайте тему:  Политическая реформа
  • //  28.12.2004
На последних губернаторских выборах 2004 года отличился кандидат "против всех"
В Ульяновской и Волгоградской областях 26 декабря состоялся второй тур губернаторских выборов. А в Хакасии в последнее воскресенье уходящего года выбирали председателя правительства... >>
//  читайте тему:  Политическая реформа
  • //  28.12.2004
Единую шкалу подоходного налога могут отменить
Как стало известно «Времени новостей», в ходе весенней сессии 2005 года депутаты должны рассмотреть проект закона о введении прогрессивной ставки подоходного налога. Свои замечания к нему должен был до 25 декабря подготовить профильный бюджетный комитет Госдумы... >>
  • //  28.12.2004
В современной России нет полноценных политических партий. Кажется, что они есть, а на самом деле нет. Исторически партии складываются как объединение определенных социальных сил или отдельных личностей по отстаиванию своих интересов. Причем против других партий... >>
  • //  28.12.2004
Дума формулирует кавказскую политику России
Председатель думской комиссии по проблемам Северного Кавказа Владимир Катренко рассказал журналистам о результатах работы этой комиссии, созданной после бесланской трагедии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ