N°237
28 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.12.2004
Действие пьесы Шекспира перенесено в Африку -- экзотично и эротично
Последний герой Шекспира
Премьера в Театре имени Пушкина

версия для печати
"Сон в шалую ночь" (такое заглавие шекспировская пьеса, привычно называемая "Сном в летнюю ночь", получила в переводе Осии Сороки) в Театре имени Пушкина -- вторая премьера, выпущенная Ниной Чусовой в этом сезоне. Не так давно сыграли "Тартюфа" в МХТ -- там во время решительного объяснения Эльмира (Марина Зудина) плавала брассом, а Тартюф (Олег Табаков) греб по-собачьи в невесть откуда взявшемся в Париже море. В чусовском "Сне" тоже происходит история с географией -- действие перемещается в Африку.

Зачем? Ну это же так прикольно: превратить условных шекспировских афинян в дикарей и выпустить их на охоту. Спектакль начинается с пляски -- подпрыгивая и потрясая конечностями, полуголые молодые актеры движутся вокруг невидимого костра. На сцене тоскует одинокая пальма (ее листья, розоватые и синеватые, свернуты из какой-то расфуфыренной синтетики), а роль занавеса, отделяющего одну сцену от другой, исполняют спускающиеся с колосников гирлянды таких же синевато-розоватых цветов (художник Виктор Платонов). Дикари, видимо, недавно отловили и съели какого-нибудь турка -- потому что на двух из них (Лизандре и Деметрии) шаровары с широкими прорезями, типичные для служителей гарема (художник по костюмам Евгения Панфилова), но предположить, что молодые люди сами там когда-то работали, невозможно: настолько они озабочены приключениями тела.

Лизандр (Сергей Ланбамин) так трясет птичью клетку, в которую его посадили испугавшиеся его пыла соплеменники, что напоминает возбужденного павиана. Деметрий (Илья Барабанов) устремляется за нужной ему девицей с энергией одинокого гризли. Девушки им под стать: Елена (Наталья Корогодова), страдающая из-за неразделенной любви к Деметрию, ползает у него под ногами, зазывно двигая попой, и использует его боевое копье в качестве шеста для стриптиза. А Гермия, говоря Лизандру о том, что надо лечь спать по отдельности, ибо иное девушке до свадьбы не пристало, при этом сидит на нем в позе всадницы... Когда же в конце диалога Лизандр произносит: все, теперь будет спать -- он моментально вырубается, явно получив оргазм (Гермия еще не успевает слезть с него и глядит удивленно и разочарованно).

Об эльфах Чусова знает одно: они должны летать, и в ход идут лонжи. Приподнимают над сценой двух пажей Титании; висят в воздухе сама Титания (Виктория Исакова) и осанистый Оберон (Андрей Заводюк). Еще их голоса должны звучать как-то иначе -- и врубаются микрофоны (иногда дающие сбой). Почему Оберон ссорится со своей королевой -- неясно; тут вообще не самое ясное место в пьесе, Оберон требует себе юного пажа королевы, Титания отказывается его отдать. Среди шекспироведов нет единого мнения по поводу того, зачем Оберону нужен мальчишка (есть гейские мотивы в пьесе или нет). Но вот ссорятся эти двое и ссорятся, разозленный Оберон пускает в ход магию, чтобы добиться своего, мимоходом страдают и забредшие в лес афинские любовные парочки. Однако режиссер-то обязан объяснить, зачем этот ребенок нужен, если уж он в тексте есть (Джон Ноймайер, ставя балет по этой же пьесе, ребенка ликвидировал -- и ссора эльфов стала следствием борьбы за власть). И что делает Чусова? Она не рискует с гейскими мотивами (и слава богу), но предмет ссоры оставляет. Ребенок становится грудным младенцем. Внимание, вопрос: зачем королю эльфов нужен младенец? А если учесть, что в этом спектакле король эльфов так же похож на короля, как шкаф в солдатской раздевалке на резной трельяж, вопрос может прозвучать так: зачем взрослому мужику грудничок? Что за блажь -- требовать от жены немедленно отдать ему ребенка?

Но логика -- это не к Чусовой. Чувство стиля -- также не к ней. От нее принято ждать выдумок. Их в спектакле ровно две: одна -- когда посланец Оберона ищет человека "в афинской одеже", находит и читает у него на костюме как лейбл: "афинская одежа"; вторая -- когда заколдованная Титания влюбляется в осла и говорит ему: "Я буду звать тебя Ромео". Видимо, запас истощается, и приходится недостаток воображения перекрывать шумом, гамом и плясками у костра. Собственно говоря, Чусова, из всей "молодой плеяды" наиболее явно ориентирующаяся на простой и незатейливый успех, идет по прямой дорожке к телевидению. Скоро она будет ставить эстрадные концерты. Ведь этот "Сон в шалую ночь" -- ну чем не "Последний герой"?
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  28.12.2004
Действие пьесы Шекспира перенесено в Африку -- экзотично и эротично
Премьера в Театре имени Пушкина
"Сон в шалую ночь" (такое заглавие шекспировская пьеса, привычно называемая "Сном в летнюю ночь", получила в переводе Осии Сороки) в Театре имени Пушкина -- вторая премьера, выпущенная Ниной Чусовой в этом сезоне... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  28.12.2004
«Наше радио» против «Фабрики звезд» в новогоднем эфире
В этом году телевизионные каналы оказались выстроены по двум фронтам. На одном, назовем его правым, --дислоцированы Первый канал и «Россия» с традиционными «Голубыми огоньками» и неизменной Сердючкой... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  28.12.2004
Мэттью Коллин больше похож на клерка, чем на рейвера
В России выходит книга про то, как начиналась рейв-культура
Автор книги -- британский журналист Мэттью Коллин, долгое время работавший в прессе -- музыкальной, развлекательной и вполне респектабельной (например, много писал для «Гардиан»)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  28.12.2004
Хотя считается, что декабрьские номера журналов призваны служить свалкой неликвида (отказывать уже поздно, а тянуть в новый год моготы нет), по четырем московским литературным ежемесячникам этого никак не скажешь... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика