N°230
17 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.12.2004
Александр Лавен
Пыльная опера
Инсталляции Кабаковых в Stella Art Gallery

версия для печати
Экспозиция «Мы свободны!», сделанная под чутким заочным руководством Ильи и Эмилии Кабаковых, в респектабельной Stella Art Gallery смотрится стильно и элегантно, как и должна смотреться экспозиция в богатой, амбициозной европейской галерее. В центре зала -- скульптура «Догоняющий зайца». На искусственном газоне две фигурки из фанеры, покрытой металлической фольгой: человечек бежит за зайчиком. Когда смотришь на них сбоку, впечатление, что вглядываешься в экран телевизора, у которого вышла из строя комнатная антенна. Фигуры искажены характерной «рябью», контуры множатся, пропорции вытягиваются. Илья Кабаков в написанном от руки и распечатанном уведомлении объясняет это «особое смещение» тем, что каждый «кусок» бегущих человека и зайца стремится бежать «быстрее другого куска». В общем-то убедительное объяснение и, что самое удивительное, непривычно для Кабакова простодушное, точнее сказать -- элементарное. Да, традиционный концептуальный план «чтения» этого «текста» домыслить можно: и о царстве фантомов, и о трагедии утратившего свою идентичность маленького человека, и о садово-парковых артефактах советской культуры, и о кэрролловских аллюзиях «страны чудес», проводником куда, как известно, был кролик, и много о чем еще... Однако в данном случае метакомментарии совсем не обязательны. Скульптуру честнее смотреть именно так, как она сделана, -- элементарно. Перед нами пластический этюд на тему движения.

Столь неожиданный консюмеризм восхитительно примиряет интеллектуальный снобизм Кабакова с коммерческим common taste великосветской галереи. «Новая искренность» и «новое простодушие», в которых ослаблено былое трагическое напряжение мысли и языка, зато усилены «демократизм» и «светскость», стали лейтмотивами выставки звездной четы.

Наиболее характерны инсталляции Кабаковых на тему Рая. Одна напоминает вертеп на рождественских базарах Западной Европы. Внутри табуретки очень миленький игрушечный макетик старинного городка среди гипсового пейзажика и эмалевой речки. Над городом, привязанный к перекладине табуретки, парит крохотный ангел. И остроумно, и уютно. Так же очаровательно, как и в другой инсталляции -- «Рай под потолком». Собственноручно написанная Ильей Кабаковым экспликация проекта могла бы стать новогодним спецпредложением какого-нибудь продвинутого магазина формата ИКЕА. Судите сами: «Проект «Рай под потолком» предусматривает устройство райского мира у себя в комнате... Рай находится не очень высоко над нами, но все-таки не в «горизонте» нашей постоянной жизни -- можно сказать, что он располагается в месте, достаточно безопасном от нашего присутствия. Это место -- непосредственно под потолком нашей комнаты... Нужно построить полки по всему периметру комнаты на расстоянии 22 см от потолка и установить на них хорошо всем известных обитателей рая: небольшие фигурки птиц, животных, рыб и всевозможные растения -- деревья разных пород и кустарники... Между животными надо расположить небольшие лампочки, чтобы они горели все время, подсвечивая все, что там стоит...» Кабаков предлагает посещать кукольный рай с помощью стремянки, приставленной к стене. «Присутствие такого рая должно преобразить вашу будничную жизнь», -- совсем в духе рекламных слоганов.

Конечно, чета Илья/Эмилия остается верной себе. И в «райских» инсталляциях Кабаковы по-прежнему прощупывают коммунальные ячейки метафизического одиночества, и, как всегда, квартирный вопрос становится вопросом онтологии и эсхатологии человеческой истории. Однако рефлективный слой так тонок, что остранение едва возможно, и текст концептуальный с легкостью присваивается и усваивается сознанием массовым, обществом потребления. Оказываясь «пыльным трюизмом», инсталляции сносно украсят каталоги глянцевых интерьерных журналов и, буде поставлены на коммерческий поток, -- соберут пыль в апартаментах богатых господ.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  17.12.2004
ИТАР-ТАСС
Антреприза «Бал-Аст» реанимировала «Веселых ребят»
Последние пять лет постановщики по-разному пережевывали и переживали сюжеты 30-х годов прошлого века, перебирая их в мюзиклах, спектаклях, фильмах. Одновременно творцы-телевизионщики усердно подращивали идеи "доступности&quot... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  17.12.2004
Александр Лавен
Инсталляции Кабаковых в Stella Art Gallery
Экспозиция «Мы свободны!», сделанная под чутким заочным руководством Ильи и Эмилии Кабаковых, в респектабельной Stella Art Gallery смотрится стильно и элегантно, как и должна смотреться экспозиция в богатой, амбициозной европейской галерее... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.12.2004
ИТАР-ТАСС
Владимир Зельдин сыграл Дон Кихота
За последние двадцать лет ни образ, ни манеры Владимира Зельдина совершенно не изменились. Он словно бы застыл в ясной, подчеркнуто учтивой старости без признаков одряхления... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  17.12.2004
Названы лучшие рассказчики года
Премию имени Юрия Казакова за «рассказ года» журнал «Новый мир» и Благотворительный резервный фонд будут вручать в пятый раз. Прежде ее удостаивались Игорь Клех, Виктор Астафьев, Асар Эппель и Ирина Полянская... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика