N°221
02 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.12.2004
Александр Миридонов
Железный занавес невежества
Первая Московская биеннале современного искусства пока существует на правах бомжа

версия для печати
Во вторник, 30 ноября, сотрудники Исторического музея пикетировали здание «Росимущества». Цель -- получить в собственность ГИМ давно обещанный правительством России бывший Музей Ленина. Напомним, согласно давнему имущественному обмену между федеральной и московской властями бывший «московский» Музей Ленина становился «федеральным», а «федеральная» усадьба Царицыно -- «московской». С Царицыно уже все решено, московские власти ее получили. А вот с Музеем Ленина (до революции -- Московская городская дума) возникли проблемы. Исторический музей, которому якобы передавалось это здание, полноценно использовать новую площадь не может. «Росимущество» волокитит дело и не выпускает документ, подтверждающий хозяйские права ГИМ. Этот сюжет можно было бы рассматривать как рядовой имущественный скандал, если бы не одно «но»... 4 сентября на пресс-конференции оргкомитета Первой Московской биеннале Музей Ленина был объявлен главной площадкой этого замышлявшегося статусным и грандиозным форума мирового Сontemporary Art.

Случившийся инцидент с пикетом стал поводом более внимательно рассмотреть ситуацию с подготовкой Первой биеннале современного искусства в Москве.

Цивилизованные и желающие быть таковыми страны (от Италии до Бразилии) готовят биеннале искусств очень тщательно. Проводить биеннале почетно и престижно -- такие форумы свидетельствуют о том, что государство прогрессивно, просвещенно, открыто к диалогу с миром, а базовые ценности его -- демократия и либерализм. Обычно эти форумы искусств проводятся под высочайшим патронатом глав государств.

Под чьим патронатом Московская биеннале и кому она нужна? Официально биеннале делает Федеральное агентство по культуре и кинематографии, сложносочиненная институция, курирующая вместе с Минкультом и департаментом массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ культурную политику страны. Оргкомитет Московской биеннале возглавляет Михаил Швыдкой. В пресс-службе Михаила Ефимовича вашего обозревателя успокоили словами, что подготовка Московской биеннале идет по плану и поводов для волнения нет.

Все же позволим себе усомниться... Первая проблема обозначена: под вопросом главная площадка биеннале -- Музей Ленина. Директор Исторического музея Александр Шкурко отдает ее биеннале с неохотой: здание в аварийном состоянии, в нем размещены фонды, да и сам ГИМ пока квартирует в Музее Ильича на правах гостя. Вторая проблема: устрашающе низкий бюджет Московской биеннале. По словам директора «Росизо» (институция, занимающаяся непосредственной подготовкой биеннале в Москве) Евгения Зяблова, нормальный бюджет для таких форумов -- 3--5 млн долл. «Мы же, -- говорит Зяблов, -- уложимся в два». Резонный вопрос: почему так мало? Резонный ответ: больше нет денег.

Вот этот резон и демонстрирует особый, чисто российский подход к теме мировых художественных форумов. На выставки «Москва--Берлин, Берлин--Москва» государство раскошелилось аж на пять миллионов евро, событие проходило под патронатом президентов России и Германии. Стало быть, этот проект воспринимался подлинно имиджевым, приоритетным в сфере культурной политики. Для всех стран проведение биеннале куда более выигрышный повод продемонстрировать свою хорошую репутацию, нежели отдельная выставка. Для всех, но не для нашей. Запихнем главную выставку биеннале, которую готовят лучшие кураторы мира, на два этажа отданного в последний момент, неподготовленного Музея Ленина; ужмемся с гостями, вместо обещанного созвездия имен привезем работы одной-двух знаменитостей, тут сэкономим на хорошем дизайне, там на качестве изготовления инсталляций... И ладно. И так сойдет. Все будет тип-топ.

О чем это свидетельствует? О том, что биеннале нужна горстке энтузиастов (в том числе и западных, готовых ехать в Россию за свои деньги) и малоинтересна нашей власти. Возможно, сам жанр Contemporary Art -- искусства отчаянного, некомфортного, иногда бьющего наотмашь, испытующего жизнь, социум, общество смелыми, принципиальными вопросами, остро реагирующего на любую несвободу, тоталитарные иллюзии и мифы, -- российской власти несимпатичен. Возможно, эту власть устраивает, что в мировом арткомьюнити Россия остается на задворках, за железным занавесом.

Кстати, большинство происходящих в России крупных событий в сфере Contemporary Art государством никак не поддерживаются. Илья Кабаков вернулся на родину (и инсталляциями и лично) благодаря частной Stella Art-галерее. Европейских звезд привозят и выставляют либо частные галереи (вспомним недавние вернисажи Владимира Величковича в М'АРС, Антони Тапиеса в Герцев-галерее), либо европейские институции (Британский совет, к примеру). Государственные музеи России (Эрмитаж, Русский музей) участвуют в подобных программах в основном в качестве сборщиков платы за предоставляемые в аренду помещения.

Интерес к современному российскому искусству в мире очень велик. С нами хотят сотрудничать, общаться, дружить. А с нашей стороны, как говаривал герой Чехова, один лишь «индефферентизм». Вот совсем свежий пример: в Нью-Йорке, в Музее Гуггенхайма готовится выставка «Россия!», на которой должны быть собраны все шедевры отечественного искусства, от иконы до инсталляций. Открытие приурочено к юбилею ООН. Сегодня проект на грани срыва из-за проблем с финансированием, которое олигархический капитал не готов оказывать, не заручившись поддержкой администрации российского президента.

Результат индифферентности власти -- культурная изоляция со всеми вытекающими. Общество российское не приучено смотреть, ценить, понимать современное искусство -- для него это грязь, оскорбление нравственности, повод обращаться в суды и громить вернисажи. В атмосфере общей дикости, предрассудков и нетерпимости рождаются псевдоавторитеты, выстраивается иерархия псевдоценностей. Мы с миром не общаемся -- биеннале побоку. У нас свои арткнязья. Их продюсирует не государство, а, например, московская мэрия. Они получают лучшие залы, галереи, их пропагандируют, именно они у всех на виду и на слуху.

В стране, где современное искусство пока варится в собственном соку, пребывает за железным занавесом невежества, именно Мировой артфорум мог бы стимулировать процесс позитивных изменений общественного сознания. В любом случае биеннале состоится, но каким толчком она будет и в каком смысле толчком, зависит как всегда от энергии отдельных, преданных искусству безумцев. А власть безмолвствует...
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  02.12.2004
Александр Миридонов
Первая Московская биеннале современного искусства пока существует на правах бомжа
Во вторник, 30 ноября, сотрудники Исторического музея пикетировали здание «Росимущества». Цель -- получить в собственность ГИМ давно обещанный правительством России бывший Музей Ленина... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  02.12.2004
Михаил Циммеринг
Открылась ярмарка non/fiction
Международная ярмарка интеллектуальной литературы, обычно именуемая non/fiction, проходит в шестой раз. Как водится, на первой неделе зимы (со среды до воскресенья), как водится, в Центральном Доме художника... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  02.12.2004
В Москве появится самый успешный мюзикл мира
"Кошки" запоют в Московском дворце молодежи, как и положено кошкам, в марте. На вчерашней пресс-конференции в Театральном центре на Страстном журналистам представили постановочную группу и менеджеров проекта и сообщили о том, что кастинг еще идет, но билеты начнут продаваться уже на следующей неделе... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  02.12.2004
Две с небольшим недели назад, 14 ноября, ему исполнилось 64 года. Отметил он свой последний прижизненный день рождения в Москве, куда привез выставку. Родился в Свердловске, потом жил в Ленинграде, Москве, Париже, а умереть выпало в московской больнице, в городе, который он не особенно любил... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика