N°208
15 ноября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.11.2004
Нефти не хватит
Семен Вайншток считает проект Бургас--Александруполис «ошибочным»

версия для печати
Глава «Транснефти» Семен Вайншток в минувшую пятницу раскритиковал проект строительства нефтепровода в обход черноморских проливов Бургас--Александруполис. И это несмотря на то, что месяц назад во время визита премьера Михаила Фрадкова в Болгарию этому проекту де-факто был дан зеленый свет. А на прошлой неделе в Афинах Россия, Болгария и Греция парафировали меморандум о принципах строительства нефтепровода. Между тем г-н Вайншток считает, что этот трубопровод «ошибочен и экономически не оправдан». «Убежден, что этот проект не состоится, пока кто-то не прогарантирует поставки по этой системе», -- заявил он.

Первое соглашение о строительстве нефтепровода из болгарского Бургаса до греческого Александруполиса было подписано еще в 1991 году. Проект призван разгрузить турецкие проливы, через которые российская нефть попадает на рынок средиземноморья. В 2003 году таким путем было вывезено 80 млн тонн сырья, из них 60 млн -- российского. Причем в прошлом году Турция ужесточила правила для прохода танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы, что в сочетании с плохими погодными условиями в этом районе привело к пробкам и задержкам в поставках российского сырья на юг Европы.

15-летняя история проекта объясняется тем, что объем добычи нефти в России после 1991 года стал снижаться. Однако в последние пять лет отрасль начала восстанавливать утраченные позиции, и 2001 году к вопросу строительства нефтепровода вернулись снова -- был подписан меморандум о сотрудничестве между странами-участницами. В соответствии с проектом, нефть будет доставляться из черноморских портов танкерами до Бургаса, затем перекачиваться в греческий Александруполис и оттуда транспортироваться уже по Средиземному морю, минуя турецкие проливы. Общая протяженность трассы нефтепровода составит около 300 км, пропускная способность на первом этапе -- 15 млн тонн , на втором -- 24 млн тонн, на третьем -- 35 млн тонн в год. Стоимость строительства оценивается примерно в 700 млн евро.

Ранее интерес к проекту испытывал ЛУКОЙЛ, купивший еще в 1999 году контрольный пакет НПЗ «Нефтохим Бургас». Однако компания так и не смогла согласовать вопросы тарифной политики. Сейчас позиция ЛУКОЙЛа несколько изменилась. «Нас все меньше волнует этот проект, -- говорит представитель компании. -- Ведь в перспективе регион наводнит казахская нефть (по окончании строительства нефтепровода Баку--Джейхан. -- Ред.), и российское сырье неизбежно подешевеет. Более перспективным нам видится рынок Северной Европы, но для того чтобы перенаправить потоки сырья, необходимо построить нефтепровод из Западной Сибири на побережье Баренцева моря». В остальных нефтяных компаниях пока затрудняются говорить о своем однозначном интересе к проекту. Представитель одной из них, так же как и г-н Вайншток, сомневается в целесообразности строительства. «Зачем вкладывать деньги в трубопроводы, да еще на территории чужих государств, если возможности проливов еще не исчерпаны?» -- говорит он.

Кстати, в сентябре аналогичную мысль высказал и министр транспорта Игорь Левитин. Тогда он назвал «политическим прессингом» заявления ряда государств и международных организаций, которые, «акцентируя внимание на вопросах безопасности судоходства (в проливе Босфор. -- Ред.), пытаются получить для себя дополнительные преимущества и удовлетворить собственные политические и экономические интересы».

Но месяц назад российский премьер-министр на встрече с болгарским коллегой заявил: "Мы обсудили вопрос строительства нефтепровода, отметив привлекательность этого проекта с точки зрения интересов участников и в контексте общей европейской интеграции". Впрочем, он добавил, что необходимо оценить экономическую целесообразность проекта, определить долю участия каждой из сторон с тем, чтобы проект был окупаем. "Альтернатива проекту существует, поэтому этот анализ должен проводиться комплексно", -- сказал российский премьер-министр. Впрочем, рамочный документ представители России все же подписали. И планируется, что окончательное соглашение будет подписано уже в декабре.

Означают ли слова г-на Вайнштока изменение позиции России по вопросу строительства нефтепровода, в правительстве в выходные выяснить не удалось.
Денис РЕБРОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.11.2004
Семен Вайншток считает проект Бургас--Александруполис «ошибочным»
Глава «Транснефти» Семен Вайншток в минувшую пятницу раскритиковал проект строительства нефтепровода в обход черноморских проливов Бургас--Александруполис. И это несмотря на то, что месяц назад во время визита премьера Михаила Фрадкова в Болгарию этому проекту де-факто был дан зеленый свет... >>
  • //  15.11.2004
Топливная надбавка к тарифам привлекла внимание ФАС
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) начала расследование возможного сговора российских авиакомпаний, которые согласованно ввели так называемую топливную надбавку к авиатарифам... >>
  • //  15.11.2004
Российский газовый монополист «Газпром», который не подавал заявки на покупку части газовых "дочек" венгерского энергетического концерна MOL, пытается стать их акционером. Как сообщили «Времени новостей» в «Газпроме», соответствующие переговоры уже ведутся с победителем тендера -- германской компанией E.ON-Ruhrgas... >>
  • //  15.11.2004
На форуме РСПП дискуссий не ожидается
Завтра российские промышленники и предприниматели соберутся на очередной, четырнадцатый съезд РСПП. В отличие от прошлого года, подготовка к форуму идет тихо, что называется, по-домашнему. Может быть, потому что съезд не отчетно-выборный, как в прошлом году, а рядовой... >>
  • //  15.11.2004
При выборе аудитора Центробанка большее значение будет иметь цена услуги
Национальный банковский совет (НБС) на прошлой неделе утвердил новый порядок проведения конкурса по выбору аудитора Центрального банка. Изменения, на которые пошел НБС, увеличивают шансы на победу в этом престижном тендере российских компаний и создают менее благоприятные условия для «дочек» «большой четверки» аудиторов... >>
  • //  15.11.2004
Novell продолжает судиться с Microsoft
Не успела Microsoft закончить одну судебную тяжбу с компанией Novell, как втянулась в следующую. В минувшую пятницу против корпорации Билла Гейтса был подан очередной судебный иск в окружной суд США в Солт-Лейк-Сити... >>
  • //  15.11.2004
«Газпром» готов простить СИБУРу
Правление «Газпрома» в конце минувшей недели одобрило многострадальную стратегию развития 100-процентной «дочки» концерна -- СИБУРа -- до 2011 года. По итогам заседания, которое длилось около десяти часов, сценарий сибуровского менеджмента был окончательно принят... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика