N°195
25 октября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.10.2004
Филоктет на арбалете
В Центре Мейерхольда подводят итоги «античной программы»

версия для печати
В этом сезоне Центр имени Мейерхольда поменял название: теперь он именуется не просто театральным, а театрально-деловым. Судя по первой премьере, деловое начало оказалось мощнее театрального. Исходя из художественных соображений, запускать в прокат спектакль «Филоктет», поставленный Николаем Рощиным, не было резона: вещь невнятная и явно сделанная на скорую руку. Единственной причиной, по которой этот спектакль появился на сцене, может служить аргумент кота Матроскина: так надо, дабы не нарушать отчетности.

Мейерхольдовцы подводят итоги своей «античной программы»: итоги, мягко говоря, скромные. В наличии имеются «спектакль-упражнение» Алексея Левинского («Эдип»), «спектакль-тренинг» Теодораса Терзопулоса, главного нашего специалиста по Древней Греции («Персы»), мастер-класс и «круглый стол». Выходить с этим на люди несколько стыдно -- даром что театральные критики в большинстве своем люди деликатные и плохо разбираются в том, что чего стоит в смысле у.е. Выпустить премьеру было необходимо. Николай Рощин мужественно лег грудью на амбразуру и поставил худший спектакль в своей жизни. Обидно за него, обидно за текст: ведь какую пьесу испортил!

«Филоктет» Софокла -- одна из вещей, позволяющих верить в то, что человек создан по Божьему образу и подобию. Мало сказать, что она гениальна: она совершенна.

Вкратце пересказать содержание «Филоктета» не стоит и пытаться, но можно обрисовать ситуацию, в которой находятся персонажи Софокла. Заглавный герой владеет луком и стрелами Геракла. С этим оружием, не знающим промахов, он отправился на Троянскую войну, но до Трои не добрался. Его ужалила змея, укус загноился и продолжает гноиться, распространяя невыносимое зловоние. Филоктет изнывает от боли; окружающие изнывают от присутствия Филоктета; его насильно высаживают на необитаемый остров; несколько лет спустя оказывается, что без Гераклова лука взять Трою невозможно; к Филоктету отправляют делегатов: многоопытного Одиссея и благородного Неоптолема. Первый хочет сделать все по-хитрому, второй по-честному, в конце появляется дух Геракла и все делает правильно. Теперь две неожиданности: в спектакле Рощина могучего Геракла играет забавный кореец Чо Ха Сок, а никаких неоптолемов нету вообще. Рощин решил, что это ни к чему. Зато он ввел в сюжет трех девиц, испачканных бронзовой краской: они называются мойрами, хотя больше похожи на эриний.

Филоктета играет Дмитрий Волков, Одиссея -- Иван Волков; от перемены мест изменилось бы немногое. Николай Рощин, собственно говоря, ставил не сюжет Софокла, а мистерию собственного сочинения -- «нечто про античность вообще». Он талантлив, и кое-что у него получается красиво, но человеку, взявшему на себя ложную задачу, всегда приходится расплачиваться грубыми погрешностями против здравого смысла и вкуса. Проще сказать -- очевидными пошлостями. Спецназовской униформой хора, истерическим хихиканьем помойных мойр, а главное -- превращением Филоктетова лука в двухметровый арбалет. На котором Филоктета в финале, естественно, распинают. Надо думать, что Николай Рощин ставил финал по принципу: «Не выходит -- ну и пусть, я еще добавлю!».

Спектакль длится семьдесят минут. Это самое тягомотное зрелище нынешнего сезона.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  25.10.2004
Выставка к 275-летию со дня рождения Екатерины II в Архиве древних актов
Экспозиция с триумфальным названием «Блестящий век Екатерины Великой» удивляет строгим аскетизмом. Посещение двух залов РГАДА напоминает визит в краеведческий музей... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  25.10.2004
Завершился Второй российско-норвежский джазовый фестиваль
Первый (прошлогодний) фестиваль проходил в основном в клубах и большого ажиотажа не вызвал, хотя в его рамках на малых площадках выступили -- трудно поверить! -- Терье Рипдаль и Кетил Бьорнстад... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  25.10.2004
В Центре Мейерхольда подводят итоги «античной программы»
В этом сезоне Центр имени Мейерхольда поменял название: теперь он именуется не просто театральным, а театрально-деловым. Судя по первой премьере, деловое начало оказалось мощнее театрального... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  25.10.2004
Театралов ждет богатое пиршество
22 октября Международной премии Станиславского исполнилось десять лет. Организаторы решили отметить круглую дату фестивалем «Сезон Станиславского», который, похоже, станет главным событием московской театральной жизни этой осени... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  25.10.2004
Артисты «Трокадеро» переплясали всех коллег
На фестивале Grand pas выступали экспериментирующие с компьютерными игрушками англичане -- Random dance company, каллиграфически прорисовывающие контуры балета ХХ века голландцы -- Королевский балет Нидерландов, берущие зал напором бродвейского шоу американцы -- Complexions... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика