N°185
11 октября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.10.2004
ИТАР-ТАСС
Свобода злословия
Новый интеллектуальный досуг на НТВ

версия для печати
Переход телепрограммы «Школа злословия» с телеканала «Культура» на НТВ -- это попытка обретения принципиально иного качества. Как от кухонных разговоров с огурцом в руках переходят к публичным выступлениям с микрофоном. На «Культуре» симпатичные и неглупые люди порой очень мило общаются, рассказывают друг другу и нам познавательные истории, коротают досуг. Своего рода home video, любительское телевидение, сами себе режиссер, автор, сценарист. Что ж, понятно на «Культуре» нет рекламы, не хватает денег. Но во всем этом есть свое очарование и польза. Качество обязательно придет, вскоре после появления денег.

На НТВ эти самые деньги пришли давно и всерьез. Это большой экран, куда к тому же регулярно прибывают все новые профессионалы еще более тонкой настройки эфира. И вот к новому сезону НТВ выбрал с другого канала уже готовую программу, соответствующую, надо полагать, своей скорректированной концепции. До сих пор в контексте отечественных традиций авторских программ-интервью «Школа», может, была и лучшим из того, что есть сегодня на ТВ. Ведь если пунктиром обозреть программы этого жанра и вспомнить Бориса Ноткина в образе мурлыкающего кота или Андрея Караулова с его многозначительными а-ля «народными» вопросами в лоб типа: «А вы действительно не воруете?», разумеется, на этом фоне «Школа злословия» всегда казалась действительно интеллектуальной программой, где две замечательные образованные дамы пытались понять, в чем смысл пребывания на земле приглашенного в студию существа, и вспомнить, что о подобных ему уже «назлословлено» в литературе ранее. Замечу, правда, что есть в программе существенный, на мой взгляд, телевизионный недостаток, который не позволит программе стать хитом. В высокорейтинговой программе должно быть достаточно много неменяющегося, чтобы зритель точно понимал заранее, что будет происходить. Скажем, ведущие всегда будут занимать строго определенную позицию по отношению ко всем гостям. И весь интерес в том, как будет вести себя приглашенный. В «Школе злословия» все гораздо более, как это принято говорить, интеллигентно. С С. Белоноговым («ОСП-студия») -- с материнским всепрощением, с В. Жириновским -- с язвительностью отвергнутых дам, с В. Рыжковым -- почему он такой серьезный, а где он живой; с Хакамадой -- почему она такая живая, а где серьезность политика. А про смелую программу с заместителем председателя Государственной думы Л. Слиской я, пожалуй, и вовсе промолчу из симпатии и сочувствия к ведущим.

Но вот мы на НТВ. Название то же. Но словно подчеркивая начало не просто новой, но настоящей взрослой жизни программы, ее ведущие приглашают на премьеру первым гостем Владимира Жириновского. С приглашения Жириновского в гости начинался первый выпуск почти всех новых общественно-политических программ года так с 90-го. И это понятно. Если замысел программы в процессе съемок рухнет, если все пойдет наперекосяк, даже если вдруг ведущий оглохнет, а режиссер ослепнет -- все равно «старик» Жириновский не подведет и вытянет программу в одиночку. И вот уже лет 15 не подводит.

Итак, две дамы строго так спрашивают: «А что вас смешит, Владимир Вольфович?» Не надо быть мастером подтекста, чтоб понять: нас всех, дескать, смешит Жириновский, а кто смешит вас? Понравилось ли вам таскать женщину за волосы в Думе? А что вам снится, Владимир Вольфович? Мы, дескать, с подружкой Фрейда читали, «Толкование снов», Юнга, слышали о таких, нет? Но господин Жириновский, к разочарованию дам, не стал плести какую-нибудь жуть про то, что во сне он регулярно летает в голом виде над Кремлем под руку со своей бабушкой. Более того, сообщил, что глупо смеяться, когда люди вокруг голодают, а у пожарных не хватает воды. А сам он в последний раз смеялся, когда смотрел «Мистера Питкина в тылу врага». Сны же по мотивам произведений Фрейда снятся только законченным идиотам.

Надо сказать, что тут дамы несколько приуныли. Кто-то из них вяло так начал говорить, что вот у Владимира Вольфовича была, видимо, детская травма и вот сейчас он за нее мстит. Но поскольку клиент упорно отказывался подпитывать эту смелую и новаторскую мысль конкретными фактами из своей биографии, то тема затихла. И дамы достали заготовленную шерсть, стали ее разматывать, сматывать в клубок и вязать. Дескать, мы в стороне, просто женщины, никакие не специалисты, вяжем себе и судачим, в смысле злословим. И время от времени перебивают они Владимира Вольфовича всякими доброжелательными вопросами. Например, а что, по-вашему, «Жизнь Клима Самгина» написал Фрейд? Или, обращаясь друг к другу и перестав слушать гостя: «А почему бы ни сделать для детей игрушки, например Шандыбина, Жириновского?» По всему видно, обиду на него затаили барышни. Преувеличенно внимательно вяжут и время от времени злословят и «злозыркают» на Жириновского.

Собственно, это достаточно известный жанр общения. Приходите вы к какому-нибудь начальнику большому, он вас вроде как слушает, а сам что-нибудь свое пишет или документы подписывает. Или, что больше напоминает нашу программу, сидит учительница, а перед ней оставленный после уроков двоечник пытается склеить связанный рассказ из отдельных слов. А учительница здесь не для того, чтобы ему помогать. Она одновременно проверяет тетради, пишет замечания и в то же время короткими точными репликами или вопросами учит ребенка. Например, «Что ты замычал? А? Язык проглотил? Что хотела сказать Катерина всему обществу своим поступком?» Тут по замыслу педагога ученик должен окончательно почувствовать себя и физически и нравственно как Катерина после падения. Но не таков наш герой Владимир Вольфович. А что может сделать несчастный двоечник в этой ситуации, если, конечно, он настоящий непокорный хулиган, а не окончательно забитое школой существо? Как вынырнуть из удушающей ауры «большой сестры», как не быть закатанным в виде гербария в клубок шерсти в руках двух литературных фей?

Последняя программа в минувший понедельник была с Марией Арбатовой. Признаюсь, меня занимало, с какого момента ведущие начнут называть ее Мариванной. Был приятно удивлен -- они продержались почти полпрограммы. А сценарий был прост. Независимо от того, что именно говорила Арбатова, дамы округляли глаза и восклицали: «Как!? Зачем это вам? Что вы такое говорите?!» Можно было подумать, что известная феминистка сообщила им, что на самом деле она мужчина. Особенно было забавно, когда Мария Арбатова произнесла и вовсе хрестоматийную фразу о том, что язык отражает развитие общества. «Зачем?» -- не смогла уже удержаться Авдотья (а не Дуня, потому что это уже НТВ) Смирнова.

А в чем еще заключается новая концепция НТВ? Первый и второй телеканалы сражаются за звание главного государственного, ТВЦ бьется за излишки московской казны. А какую нишу займет обновляющийся НТВ, традиционно ориентировавшийся на интеллектуальную и образованную часть аудитории. Что такое сегодня интеллектуальный канал? Новый руководитель НТВ как-то сказал, что в программе «Свобода слова» были все время одни и те же люди, которые пропагандировали свои взгляды. А между тем народ ведь за них не проголосовал на выборах. А те, за кого проголосовали, не умеют так мастерски самовыражаться, теряются в программе. Есть у меня подозрение, что все эти «любимцы» «Свободы слова» тем не менее не потеряли свой эфир. Просто теперь им предложено ходить в «Школу злословия» в гости к интеллектуалам.
Олег ВАСИЛЬЕВ
//  читайте тему  //  Телепремьеры


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.10.2004
ИТАР-ТАСС
Новый интеллектуальный досуг на НТВ
Переход телепрограммы «Школа злословия» с телеканала «Культура» на НТВ -- это попытка обретения принципиально иного качества. Как от кухонных разговоров с огурцом в руках переходят к публичным выступлениям с микрофоном... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  11.10.2004
Россия откажется от аналогового ТВ к 2015 году, а США -- на восемь лет раньше
Как ни странно, телевизор -- самый обычный и привычный бытовой прибор -- за последние полвека изменился крайне мало. С точки зрения потребителя, со времен появления цветного вещания вообще никаких революций в телевизионной технике не произошло... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  11.10.2004
Рекомендации на неделю
Всякий опытный телезритель прекрасно знает, что истинные сокровища ежедневных кинопоказов с большой вероятностью можно обнаружить совсем не в рейтинговое время выходных вечеров... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика