N°170
20 сентября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.09.2004
Почта третьего тысячелетия
версия для печати
Хотя услуги по отправке писем и посылок стали в последнее время менее актуальными, чем раньше, у российской почты большие перспективы. Она обладает огромной филиальной сетью по всей стране, активно внедряет информационные технологии. Целый ряд новых услуг почта продемонстрирует на выставке «Инфоком-2004». Меняется и организационная структура почтовых предприятий: создается единое госпредприятие «Почта России», которое будет акционировано. Об этих изменениях рассказал корреспонденту «Времени новостей» гендиректор ФГУП «Почта России» Игорь СЫРЦОВ.

-- В последнее время спрос на традиционные почтовые услуги снижается. Каким вы видите будущее почты?

-- Бурное развитие средств связи сегодня действительно у многих вызывает опасение, что почта уйдет в прошлое и почтовое сообщение скоро прекратится. Однако очевидно, что без физической доставки обойтись невозможно. При этом почта использует все современные информационные и интернет-технологии, стремясь превратиться в высокотехнологичную коммерческую структуру, ориентированную на клиентов и отвечающую всем требованиям постоянно меняющегося рынка. Согласно мировой статистике, доля обслуживания физических лиц составляет сегодня от 7 до 10%, все остальное генерируют корпоративный и государственный секторы. Поэтому важно, чтобы наши услуги были востребованы в первую очередь корпоративными клиентами, которые предъявляют жесткие требования к качеству этих услуг. Если почта удовлетворит их условия, то сможет более полно обслуживать и частных клиентов -- физических лиц.

-- Будет ли проводиться акционирование Почты России? Может ли российская почта оказаться в частных руках? Что подсказывает мировой опыт?

-- Да, акционирование предприятия со 100-процентным государственным участием -- задача следующего этапа его реструктуризации, решение которой запланировано на 2006 год. Причем прошу не путать этот процесс с приватизацией. Это переход к принципиально иной организационно-правовой форме, которая предоставит почте новые возможности для хозяйственной деятельности.

На второй вопрос отвечу прямо: теоретически такая ситуация возможна. Но в ближайшее время этого не произойдет. В мировой практике есть примеры успешной приватизации почтовых служб. Так, в Голландии было продано в частные руки 60% государственной почты, в Deutsche Post государство избавилось от 30% акций. Япония заявила, что в 2007 году готова начать процесс приватизации своей почты.

-- У вас много планов, но для их воплощения нужны инвестиции. Как финансируется Почта России?

-- Проводимая сегодня реформа финансируется не из внешних источников, а за счет Почты России. Привлечь инвесторов раньше было практически невозможно. Но создание единого предприятия значительно повысило интерес инвесторов к ФГУП «Почта России» и тем проектам, которые оно развивает. К примеру, строительство первого автоматизированного сортировочного центра в московском регионе будет в основном осуществляться за счет кредитов. Мы также ведем переговоры с целым рядом фирм, желающих инвестировать в другие проекты.

-- Пожалуй, главный актив, который есть у Почты России, -- это филиальная сеть. Расскажите подробнее о программе реконструкции почтовых отделений, а также о развитии розничной торговли.

-- Одна из основных проблем, которую выявила реструктуризация, -- большое количество нерентабельных почтовых отделений. У нас около 41 тыс. почтовых отделений, и мы вынуждены их содержать, хотя более 70% из них нерентабельны. При этом мы поставили перед собой задачу не сокращать их (ведь во многих населенных пунктах страны кроме почты никаких других социальных объектов нет), а расширять спектр услуг связи.

Проект модернизации отделений почтовой связи направлен на стандартизацию набора услуг, популяризацию корпоративного имиджа и бренда Почты России. До конца года предполагается провести пилотные реконструкции более 120 отделений связи в Москве, Санкт-Петербурге и других областях. Это долгосрочная программа, которая предусматривает реконструкцию в среднем не менее 200 почтовых отделений ежемесячно.

Многие считают, что розничная торговля на почте нужна лишь для покрытия убытков от оказания универсальных почтовых услуг. Это совершенно неправильно. Доля розничной торговли в мировой экономике постоянно растет. В нашем случае розница должна выступать как дополнение к основному бизнесу. Наличие сети более чем из 40 тыс. розничных объектов создает для Почты России преимущества, совершенно недоступные другим розничным операторам. Мы уже заключили ряд договоров и с российскими производителями, и с несколькими крупными мировыми компаниями, например с Coca-Cola, о торговле их продукцией в отделениях почтовой связи. Помимо некоторых продуктов питания и напитков в почтовых отделениях продаются изделия бытовой химии, средства личной гигиены, табак. Я уж не говорю о таких товарах, как газеты, журналы, конверты, открытки, марки и книги -- их можно было всегда купить на почте. Сельские же отделения связи могут и должны стать тем местом, где можно получить все необходимые базовые услуги.

-- Численность населения в деревнях уменьшается. Сократилось ли количество почтовых отделений в России?

-- Естественно, в связи с оттоком населения из деревень и сел в города перед нами встает вопрос: нужно ли будет почтовое отделение, которое обслуживает всего несколько человек? Ответ очевиден: содержание подобного отделения обойдется слишком дорого. Поэтому мы объединяем несколько таких отделений, но этот процесс не становится массовым. В дальнейшем мы будем активно развивать работу мобильных почтовых отделений, по графику объезжающих различные населенные пункты.

-- Недавно возродился интерес к созданию федерального почтового банка, который, используя филиальную сеть Почты России, сможет составить конкуренцию Сбербанку. Реальны ли подобные планы?

-- Как таковой банковский проект еще не оформлен. Мы изучаем западный опыт и возможности его применения в России. Это довольно затратный, хотя и перспективный проект. Банковского сервиса в сельской местности в России практически нет, а деньги есть, хоть небольшие, и находятся они "в чулке".

Создать банк собственными силами мы не в состоянии, да и банковская деятельность не является для нас основной. Пока дальше нескольких пилотных проектов дело не пошло.

-- Как вы относитесь к планам Пенсионного фонда отказаться от услуг почты по доставке пенсий?

-- У меня двойственное отношение к этому вопросу. Безусловно, мы заинтересованы в таком крупном клиенте, как Пенсионный фонд, и в этой работе. Мы будем улучшать сервис по доставке пенсий и надеемся на понимание и поддержку как со стороны пенсионеров, так и со стороны Пенсионного фонда. Сегодня около 22% наших доходов -- это доходы от доставки пенсий. Но я озабочен тем, что в целом ряде регионов такие доходы составляют до 60% всей доходной базы. Считаю, что это категорически недопустимо и что почта должна осваивать другие сегменты работы, а не только получать деньги от доставки пенсий. Это во многом обедняет нас и не позволяет двигаться вперед.

-- Почему функции экспресс-доставки почтовых отправлений были отобраны у компании «ЕМС-Гарантпост» и переданы вашему предприятию?

-- В большинстве европейских государств функции оператора экспресс-доставки выполняет национальный почтовый оператор. В России ситуация иная. До 2004 года экспресс-доставкой занималось совместное российско-французское предприятие «ЕМС-Гарантпост». Однако являясь национальным оператором экспресс-доставки, эта компания имела только два филиала -- в Москве и Санкт-Петербурге, а основная нагрузка по доставке ложилась на сеть федеральной почтовой связи. Развития бизнеса в национальном масштабе не проходило, на рынке экспресс-доставки этой компании принадлежало не более 13%. Для сравнения: доля рынка DHL -- 51%. В результате Минсвязи приняло решение передать функции оператора экспресс-доставки Почте России. Сегодня наши клиенты могут воспользоваться услугами ускоренной почты «от двери до двери» в любую точку России и в 190 стран мира. При этом тарифы «EMS--Почты России» в среднем на 20% ниже, чем у других участников этого рынка. Недавно мы внедрили ряд новых услуг, что обеспечивает дополнительные возможности и гарантии для клиентов. Запущена информационная система, позволяющая отслеживать прохождение пакета в реальном времени и на территории России, и за рубежом.

-- Как продвигается подключение почтовых отделений к Интернету?

-- Данный процесс происходит в рамках реализации нашего проекта «КиберПочт@». Официально он стартовал 1 августа 2001 года. За первый год его работы в отделениях почтовой связи было открыто около 2200 ПКД (пунктов коллективного доступа в Интернет. -- Ред.). К 2005 году планируется довести их общее число до 4 тыс. ПКД предоставляют около 20 видов услуг, в том числе обучение работе на компьютере и в Интернете. Особое значение уделяется открытию пунктов доступа в Интернет в почтовых отделениях, находящихся в сельской местности (таковых сейчас более 600).

-- Что происходит с проектом предоставления почтовыми отделениями услуг спутниковой связи?

-- В июле 2004 года мы приступили к реализации пилотного проекта по организации спутниковой связи в удаленных населенных пунктах, где традиционная телефонная связь отсутствует, а ее организация нерентабельна. К сентябрю было организовано 100 переговорных пунктов на базе стационарных спутниковых терминалов. Спутниковые терминалы были установлены в отделениях почтовой связи 24 субъектов федерации. До конца года планируется открыть до 1000 пунктов.

-- В начале года вы модернизировали систему почтовых денежных переводов и запустили для нее отдельный бренд -- «КиберДеньги». Оправдались ли ваши ожидания от нововведений?

-- Переведя технологию проведения почтовых переводов с бумажного носителя на электронный, мы в конце прошлого года снизили тариф на данную услугу на 35%. По итогам I квартала 2004 года оказалось, что рост объема этой услуги составил более 30%. Мы планируем снижать тарифы и далее. Соответствующие соглашения по электронным денежным переводам заключаются с различными странами. Сегодня эта система расширяется до системы электронных платежей, чтобы можно было, к примеру, оплачивать мобильную связь в почтовых отделениях. Кроме того, в рамках системы денежных переводов весьма востребована (в особенности банками) услуга по погашению потребительских кредитов. Банки используют нашу сеть для сбора платежей у своих клиентов.

-- Вы запустили новую услугу по экспресс-доставке газет в российские регионы -- «КиберПресс@». Как внедряется этот проект?

-- Проект, сделавший доступными для россиян свежие номера выходящих в мире газет, развивается с июля 2002 года на базе проекта «КиберПочт@» совместно с компаниями РТКОММ и NewsPaper Direct. Установленные в районных узлах связи принт-станции по каналам Интернета получают из специализированного вычислительного центра обработки прессы компании NewsPaper Direct номера газет в электронном виде (в формате PDF), распечатывают их и распространяют по району почтой. Изначально проект имел социальную направленность. Сегодня высокая себестоимость «кибергазет», а значит, немалая цена экземпляров резко сужает круг потенциальных пользователей. Однако мы работаем над решением этих проблем, ведь эта услуга может быть востребована в отелях бизнес-класса, где останавливаются состоятельные люди и всегда есть спрос на свежие издания.

-- Будет ли введена услуга отправки бумажных писем через Интернет? Ведь уже существует несколько подобных служб.

-- Да, такой проект разрабатывается нашими IT-службами: так называемая информационная система «Гибридная почта» позволит переводить документы в цифровой вид, отправлять по каналам Интернета, распечатывать и вручать адресату в том виде, в каком их принес отправитель в почтовое отделение.

-- В заключение скажите, когда же наконец будет сокращен контрольный срок доставки писем (сейчас он составляет 20 дней)?

-- Да, действительно, сегодня много нареканий на срок доставки отправлений. Но все это нам досталось в наследство от советских времен. 95% почты обрабатывается вручную, нет автоматизированной сортировки. Более того, срок доставки зависит от работы федеральной транспортно-сортировочной сети, модернизацию которой мы планируем завершить к 2005 году. Существенно сократить срок доставки позволят автоматизированные сортировочные центры. Это не просто строительство очередных объектов, а внедрение новой для почты технологии обработки, доставки и сортировки. Уже выбран подрядчик для строительства подобного центра в Московской области -- по результатам тендера им стала итальянская компания Elsag. Второй центр планируется в ближайшее время построить в районе Санкт-Петербурга.
Беседовал Игорь КОРОЛЕВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  20.09.2004
Nokia 7280
Обзор новинок рынка мобильных телефонов
Рынок мобильных телефонов стал настолько тесным, что компаниям-производителям приходится искать всевозможные способы убеждения потенциальных покупателей в преимуществах их аппаратов. Мобильный телефон, который можно использовать только для разговора, похоже, уже мало кого интересует... >>
  • //  20.09.2004
Хотя услуги по отправке писем и посылок стали в последнее время менее актуальными, чем раньше, у российской почты большие перспективы. Она обладает огромной филиальной сетью по всей стране, активно внедряет информационные технологии. Меняется и организационная структура почтовых предприятий: создается единое госпредприятие «Почта России», которое будет акционировано. Об этих изменениях рассказал корреспонденту «Времени новостей» гендиректор ФГУП «Почта России» Игорь СЫРЦОВ. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика