N°144
13 августа 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.08.2004
Начальник авиатранспорта разочаровался в авиапроме
Агентство воздушного транспорта не видит альтернативы импортным самолетам

версия для печати
Российские авиакомпании, мечтающие переоснастить свой парк лайнерами иностранного производства, приобрели в лице руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Николая Шипиля убежденного союзника. Это стало ясно вчера, на первой пресс-конференции, которую г-н Шипиль дал с тех пор, как в конце марта стал главой ФАВТ.

Те, кто возглавлял авиатранспортную отрасль до г-на Шипиля, традиционно были склонны принимать близко к сердцу проблемы отечественного авиастроения (хотя, строго говоря, оно представляет собой другую отрасль и административно всегда подчинялось другим ведомствам). Поэтому, по крайней мере публично, они никогда не позволяли себе сомневаться в целесообразности проводимой в России политики защиты отечественного производителя самолетов от западных конкурентов посредством запретительных пошлин на ввоз авиатехники. Они также никогда не ставили под сомнение тезис о том, что российский авиапром переживает глубокий, но временный кризис и что авиапром из этих временных трудностей непременно выкарабкается, если только государство протянет ему руку помощи.

Г-н Шипиль до самого последнего времени был практикующим руководителем авиакомпании (ГТК «Россия»), и этот опыт заставил его прийти к совершенно иным выводам относительно причин кризиса в авиапроме и перспектив преодоления этой «черной полосы». «К сожалению, у нас не осталось времени», -- заявил он вчера журналистам.

Г-н Шипиль исходит из того, что более жесткие нормативы по шуму на местности, которые с 1 января 2006 года введут государства Евросоюза, означают конец «трудовой биографии» самого массового среднемагистрального лайнера отечественной авиации -- Ту-154М. Приемлемых звукопоглощающих устройств (с помощью которых можно было бы «подогнать» этот самолет под новые нормы) наша промышленность не создала, констатировал глава ФАВТ. А те, что есть, слишком дороги. Оборудование ими одного двигателя обходится в 500 тыс. долл., т.е. по 1,5 млн долл. на каждый трехмоторный Ту-154, а это чересчур высокая цена для подержанной среднемагистральной машины. Самолеты нового поколения Ту-204/214 за оставшееся время просто физически не могут быть выпущены в таких количествах, чтобы заменить несколько сотен выходящих из эксплуатации Ту-154.

При этом вину за сложившееся положение г-н Шипиль возложил не на тяжелые объективные обстоятельства (как это обычно делали чиновники его ранга раньше), а на самих авиастроителей. «Промышленность сама себя развалила», -- заявил он, обвинив «отечественных производителей» в непомерных финансовых аппетитах. «Ищут не как сделать (новый конкурентоспособный самолет. -- Ред.), а как на существующей технике высосать деньги из перевозчика», -- возмутился г-н Шипиль. По этому поводу он припомнил, как в бытность его гендиректором ГТК «Россия» заказанный его фирмой самолет Ту-214 уже после подписания контракта подорожал с 22 до 28 млн долларов.

Г-н Шипиль опроверг популярный среди авиастроителей тезис о том, что хотя новый российский самолет дороже подержанного западного, зато эксплуатационные расходы у «нашего» гораздо ниже, чем у «иномарки». Глава ФАВТ заявил, что на самом деле из-за отсутствия отлаженной системы сервиса эксплуатация наших новых самолетов оказывается гораздо дороже. По его словам, вскоре это станет очевидно для всех, потому что «уже пошел массовый ввоз западной техники в Россию». Сам г-н Шипиль относится к этому процессу если не с одобрением, то по крайней мере с полным пониманием.

Глава ФАВТ не строит иллюзий по поводу возможности переломить ход событий к лучшему для отечественной авиаиндустрии. «Время упущено, и упущено оно не перевозчиками, а промышленностью», -- считает он.

Единственное, что новый руководитель авиатранспорта смог посоветовать авиапромышленности, -- это «все сконцентрировать», т.е. сократить число существующих в России сборочных авиазаводов до одного, а количество выпускаемых типов самолетов -- до одного-двух. Правда, кроме того г-н Шипиль высказал одну свежую идею. Проблемы легкого самолета он предложил решить путем закупки лицензионной технологии за рубежом. «Коль скоро наша промышленность не способна разработать экономичный самолет для местных линий вместимостью 10--15 человек, почему не приобрести готовую технологию выпуска таких машин, скажем, у американской компании Cessna», -- предложил Николай Шипиль. Самолеты этой компании выгодно отличаются тем, что не требуют оборудованных аэродромов. Как известно, на машине этой марки в 1987 году пилот Матиас Руст успешно приземлился на Большой Каменный мост возле Кремля.

Г-н Шипиль, правда, не сказал, уверен ли он, что Cessna готова продать свою технологию в Россию.
Михаил КУКУШКИН


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  13.08.2004
Роман Мухаметжанов
Отозвана лицензия у банка «Павелецкий»
Вчера, на второй день после введения временной администрации в банк «Диалог-Оптим», ЦБ лишил лицензии еще одну жертву кризиса доверия -- банк «Павелецкий» и также ввел туда временную администрацию. «Павелецкий» стал 9-м после Содбизнесбанка (СББ) участником рынка, которого постигла эта участь (и 13-м в этом году)... >>
//  читайте тему:  Банковский кризис
  • //  13.08.2004
Агентство воздушного транспорта не видит альтернативы импортным самолетам
Российские авиакомпании, мечтающие переоснастить свой парк лайнерами иностранного производства, приобрели в лице руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Николая Шипиля убежденного союзника. Это стало ясно вчера, на первой пресс-конференции, которую г-н Шипиль дал с тех пор, как в конце марта стал главой ФАВТ... >>
  • //  13.08.2004
Юрий Трутнев ищет «серую» нефть
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев, только что отчитавшийся перед Владимиром Путиным о проделанной работе по контролю за выполнением условий лицензий на пользование недрами, объявил о новой масштабной проверке... >>
  • //  13.08.2004
Gold Fields поглотит канадскую Iamgold
Четвертая в мире по объему золотодобычи южноафриканская Gold Fields Ltd в среду заявила о слиянии с канадской золотодобывающей компанией Iamgold. В результате сделки, как считают российские эксперты, может возрасти стоимость 20-процентной доли Gold Fields, которая сейчас принадлежит «Норильскому никелю»... >>
  • //  13.08.2004
Возобновляются дебаты по реструктуризации РАО "ЕЭС"
Неизвестный источник Интерфакса в Минэкономразвития сообщил вчера, что его ведомство готовит предложение правительству отказаться от продажи оптовых генерирующих компаний (ОГК), которые будут созданы на базе крупнейших электростанций РАО «ЕЭС России»... >>
  • //  13.08.2004
От авиакомпании требуют расплатиться за льготы
Генеральная прокуратура направила в правительство письмо с предложением взыскать с авиакомпании «Трансаэро» сумму всех таможенных платежей за иностранные самолеты, приобретенные этой компаний с 1999 года. До сих пор «Трансаэро» была освобождена от этих платежей постановлением правительства, вышедшим в том же 1999 году... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ