N°114
02 июля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.07.2004
Всемирная паутина
«Человек-паук» снова на экранах Москвы и всего мира

версия для печати
Как и в прошлый раз, «Человек-паук» приходит на наши экраны одновременно с премьерой по всему свету, так что судить о нем приходится, еще не зная реакции целевой заокеанской аудитории. В памяти всплывает пари по поводу кассовых сборов в первый уикенд, которое было заключено автором этих строк два года назад, незамедлительно после просмотра первой серии. Был, помнится, поставлен вопрос: соберет ли фильм за эти дни хотя бы 50 млн долл. или остановится где-то в районе более вероятной (по первому впечатлению) двадцатки. После того как в ближайший же понедельник на мониторе компьютера высветилась не укладывающаяся в голове сумма в 115 млн долл., спорщикам не осталось ничего, кроме как признать правоту Владимира Ивановича Даля, в своем словаре утверждавшего: «Паук -- повсеместно известное насекомое». Зритель принял и полюбил «повсеместно известное насекомое» безоговорочно (на сегодня первая серия стоит на 11-м месте в рейтинге самых прибыльных фильмов всех времен и народов), так что нет оснований предполагать, что в этот раз что-то изменится. Тем более что по сравнению с первой частью сиквел явно возмужал.

Главным в фильме вопреки названию остается молодой человек Питер Паркер, а вовсе не его членистоногое alter ego. В гораздо большей степени, чем спецэффектные прыжки, создателей фильма интересует психика этого обыкновенного с виду паренька. За два года Паркер (Тоби Магуаер) изменился -- и за происходящими с ним метаморфозами наблюдать ничуть не менее интересно и поучительно. В сущности фильм Рэйми в его нынешнем виде выполняет те же функции, что и сериал о Гарри Поттере (под соусом захватывающих дух приключений юным читателям-зрителям преподается этакий «курс выживания для подростков», помогающий ориентироваться во времени стрессов и страстей), но только охватывает тот уровень проблем, до которого Роулинг и компания доберется только лет через пять-семь. Нынешний Питер Паркер уже не живет под крылом у тети Мэй (Розмари Харрис), а снимает собственный угол у некого господина Дитковича (его, к слову, играет наш бывший соотечественник Эля Баскин, памятный по «Большой перемене», а после отъезда в Америку засветившийся во множестве хитов от «Москвы на Гудзоне» до «Остина Пауэрса») -- и постоянно испытывает проблемы с квартплатой. Он зарабатывает себе на жизнь, разнося пиццу в любой конец Нью-Йорка за 29 минут, и время от времени снабжает газету «Ежедневный рожок» первополосными фотографиями Человека-паука (то есть, в сущности, автопортретами). Кроме того, не забывает Паркер и об учебе, которая до сих пор дается ему неплохо, правда, преподаватели в один голос называют его студентом «талантливым, но ленивым». И конечно, на новый уровень выходят его отношения с Мэри-Джейн (Кирстен Данст), которая стала-таки актрисой, порвала с бывшим ухажером Гарри Осборном (Джеймс Франко), но тут же обзавелась не просто бойфрендом, но самым настоящим официальным женихом -- космонавтом Джоном Джемисом (Дэниэл Джиллс), который к тому же является сыном главного редактора «Ежедневного рожка» Джей Джея Джемиса (Дж. К. Симмонс). В общем, интриги хватило бы на целый проблемный телесериал.

Но если посмотреть на ситуацию сквозь фасеточные очки паучьего костюма, то дело примет еще более серьезный оборот. Во-первых, не стоит забывать, что Гарри Осборн является не только экс-парнем Мэри-Джейн и приятелем Паркера, но и сыном уничтоженного в прошлой серии Зеленого Гоблина (в миру -- профессора Осборна, которого играл Уильям Дэфо), и его стремление отомстить Человеку-пауку за смерть родителя никуда не делась. Во-вторых, Мэри-Джейн, хотя и отмечает происшедшие с Паркером позитивные изменения, никак не может забыть поцелуй Человека-паука -- а Паркер все не решается признаться ей в том, что именно он тогда касался ее губ, вися вниз головой на пожарной лестнице. И наконец, самое главное -- на улицы все так же безупречно стилизованного под условное безвременье Нью-Йорка тяжелой поступью выходит новый враг. Профессор Окто Октавиус (Альфред Молина), о разработках которого в области новых источников энергии Паркер пишет диплом, получает на испытаниях своего чудо-агрегата (создание которого профинансировал... правильно, Осборн) серьезную производственную травму и превращается в доктора Октопуса -- маньяка, снабженного четырьмя дополнительными стальными конечностями -- щупальцами, дающими ему невиданную свободу действий и обладающими собственной недоброй волей. Октопус приходит к Осборну за новой порцией необходимого ему вещества крития, но мстительный наследник Зеленого Гоблина обещает содействие только в том случае, если Октопус убьет Человека-паука...

На этом стоит остановиться, ибо и без того понятно, что к сюжету Рэйми и компания подошли со всей ответственностью и не полагались на одни только безупречные спецэффекты. Поэтому второго «Человека-паука» интересно и поучительно рассматривать не только в качестве невероятного визуального аттракциона. Впрочем, в том, что касается спецэффектов, «Человек-паук» снова подпрыгнул -- по привычке -- гораздо выше головы. Сражения Паука с Октопусом придуманы и сработаны на славу: единственное, о чем жалеешь, наблюдая за битвой комиксовых титанов, -- неизбежные уступки возрастным ограничениям не позволили показать битвы во всей их травматической красе; не будь проект скован ласковыми веригами индекса PG-13, мы могли бы увидеть нечто, перед которым померкли бы все чудеса всех «Матриц» вместе взятых. Однако даже в адаптированном виде фильм производит впечатление сногсшибательное.

О том, что произойдет дальше, -- а произойдет обязательно, ибо ни один продюсер в здравом уме не бросит такую идею на пике всеобщего экстаза, -- можно гадать долго и с удовольствием. В финале Рэйми припас сразу несколько зацепок, которые дают возможность предположить дальнейшее развитие событий. Осборн-младший уже нашел тайник своего отца, где спрятаны доспехи Зеленого Гоблина и почти наверняка решится пустить их в дело. Мэри-Джейн нашла в себе силы сбежать из-под венца -- и вполне в состоянии стать Человеку-пауку боевой подругой. Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и неудачливого жениха-космонавта: кто его знает, каким неведомым облучениям он подвергался, будучи на орбите, и не проснется ли в нем Чужой после нанесенного во время свадьбы оскорбления. Но как бы то ни было -- «Человек-паук» остается на данный момент едва ли не единственным голливудским блокбастером, очередные продолжения которого можно и нужно ждать с оправданным предвкушением: там, где малолетний арахнит сплел свою паутину, совершенно точно не будет ни скучно, ни бессмысленно.

ПОДПИСЬ: Человек-паук (Тоби Магуаер): «Я свободен -- словно птица в небесах, я свободен -- я забыл, что значит страх!»
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  02.07.2004
«Человек-паук» снова на экранах Москвы и всего мира
Как и в прошлый раз, «Человек-паук» приходит на наши экраны одновременно с премьерой по всему свету, так что судить о нем приходится, еще не зная реакции целевой заокеанской аудитории. В памяти всплывает пари по поводу кассовых сборов в первый уикенд, которое было заключено автором этих строк два года назад, незамедлительно после просмотра первой серии... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  02.07.2004
В Московском Доме фотографии представлены «ТелоСоборы» Дитера Блюма
Терпеть ненавижу балетную фотографию. Большая степень условности, что присутствует в самом искусстве танца (неизбежным референтом балета являются спортивная акробатика и физкультпарады), в фоторепортажах спектаклей усиливается во сто крат. Вычурные позы, лица скованы судорогой, вывихнутость какая-то надсадная. Смотреть на все это невыносимо. И откуда после этого, думаешь, берутся самоотверженные и утонченные балетоманы?.. >>
  • //  02.07.2004
Названы соискатели премии за лучший роман
Век живи -- век учись. Весь прошлый год твердил я как заговоренный: не видать романного изобилия -- букеровское жюри отдыхает. Хорошенький отдых накликал я нынешней судейской коллегии!.. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика