N°105
21 июня 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.06.2004
Кредит доверия иссяк
"Уралвагонзавод" грозит взыскать долги с РЖД в суде

версия для печати
Собственника железнодорожной инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), входящего по выручке в пятерку крупнейших компаний страны, с уставным капиталом больше, чем у «Газпрома» и РАО «ЕЭС» вместе взятых, уличили в неплатежеспособности. В конце недели крупнейшее вагоностроительное предприятие России «Уралвагонзавод» (УВЗ) напомнило, что железнодорожники до сих пор не заплатили за поставленные в этом году 600 полувагонов, задолжав уже порядка 600 млн рублей.

Конфликт «Уралвагонзавода» и РЖД может негативно повлиять не только на производственные программы, но и на финансовую политику железнодорожников. Как известно, РЖД собираются выйти на рынок заемного капитала (в июле АО намерено получить международный кредитный рейтинг, осенью выпустить рублевые облигации на 12 млрд руб., а в 2005 году вывести ценные бумаги на сумму до 1 млрд долл. на внешние рынки), в преддверии чего выстраивает перед инвесторами позитивный имидж. Железнодорожники уже объявили о получении в первом квартале чистой прибыли в размере 8 млрд руб. (это превышает годовой план), а также начислении 590 млн руб. первых дивидендов в бюджет.

Как следует из распространенного в пятницу пресс-службой УВЗ сообщения, в среду завод выставил в адрес РЖД претензию за поставленную, но не оплаченную продукцию на сумму 589,5 млн руб., включая проценты. Это уже не первое обращение вагоностроителей к РЖД. Неделей раньше, 11 июня, на заводе заявили, что долг РЖД составляет 400 млн руб. и продолжает расти, что ставит завод «в сложное экономическое положение». К концу месяца задолженность РЖД, по данным УВЗ, превысит 800 млн рублей.

Нижнетагильцы уверяют, что строго выполняют график поставок: в апреле в рамках проекта РЖД по обновлению грузовой техники с конвейера завода сошли первые 100 полувагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, в мае -- 150, в июне -- 350, в августе запланировано довести темп выпуска до 1000 штук в месяц. Однако, как следует из пятничного пресс-релиза УВЗ, «за отгруженную продукцию до сих пор не получено ни копейки, что позволяет говорить о неплатежеспособности железнодорожников». К слову, в пятницу в РЖД заявили, что на капстроительство (в том числе и вагоностроение) в этом году направят 87 млрд руб., из которых 27,5% уже освоено.

Сразу после выхода пресс-релиза в РЖД пообещали до конца июня погасить долги перед УВЗ. Впрочем, иного выхода у железнодорожников не было: нижнетагильцы заявили, что «оставляют за собой право обратиться с иском о взыскании этой суммы в арбитражный суд». Дальнейшее осложнение отношений с крупнейшим вагоностроительным заводом страны, который к тому же является единственным производителем целого ряда типов вагонов, не на руку РЖД. Тем более что УВЗ, который выпускает также военную технику, в том числе и танки Т-90, неоднократно давал понять, что может переориентироваться на других клиентов.

И тем не менее претензии завода в РЖД сочли «не в полной мере обоснованными». Задержку оплаты, осуществляемую по лизинговому договору, в пресс-службе АО объяснили «юридическими сложностями, на преодоление которых юристам пришлось затратить немало времени». А поскольку поставщики якобы были в курсе событий, железнодорожники усмотрели в выпуске специального пресс-релиза УВЗ «желание завода повысить цену на свою продукцию».

Деловые отношения РЖД и УВЗ и прежде складывались неровно. В 2002 и 2003 годах железнодорожники обвиняли нижнетагильский завод в срыве поставок и в том, что вагоны требуют доработок. «На рынке транспортного машиностроения складывается парадоксальная ситуация, когда есть оплаченный спрос на вагоны, но фактически отсутствует их предложение», -- возмущался глава РЖД Геннадий Фадеев. В УВЗ в ответ напоминали, что предлагали поставить еще в 2002 году дополнительно 220 полувагонов (четыре состава), но, так и не дождавшись ответа, продали их «частникам, которые заплатили более высокую цену». Неспособность в полной мере выполнять заказы железнодорожников на УВЗ объясняли тем, что РЖД отказывается фиксировать договоренности контрактами: в результате вагоностроители не могут строить долгосрочные планы и вести в отсутствие предоплаты подготовку к производству (меткомбинаты поставляют сырье не ранее чем через месяц после предоплаты).

В конце 2003 года г-н Фадеев на УВЗ подписал генеральное соглашение о закупке в Нижнем Тагиле до 2010 года 115 тыс. полувагонов, которое на заводе называют «экономической удавкой». Со слов представителей УВЗ, позиция РЖД направлена на жесткое фиксирование в этом договоре индекса инфляции (не более 10% в год), однако не учитывает роста внутренних цен на металлопродукцию, который в течение 2003-го и начала 2004 года составил более 50% и прямо пропорционально увеличил себестоимость продукции машиностроителей.

Согласно пресс-релизу нижнетагильского завода, конфликт между РЖД и УВЗ ставит под угрозу выполнение контракта на изготовление и поставку в 2004 году 6 тыс. грузовых полувагонов нового поколения. В качестве причины вагоностроители называют нехватку оборотных средств, вызванную несвоевременной оплатой РЖД.
Яна ВИКТОРОВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.06.2004
Роман Мухаметжанов
Сбербанк пережил последствия административной реформы
Прошедшее в пятницу годовое собрание акционеров Сбербанка преподнесло ряд сюрпризов, главным из которых стал состав нового наблюдательного совета. Место в совете впервые потеряли Минфин и российское правительство в целом. Кроме того, в наблюдательный совет не вошел самый активный директор, представитель фонда Hermitage Capital Management Вадим Клейнер... >>
  • //  21.06.2004
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Николая ГОРЕЛОВА отвечает председатель Ассоциации по защите прав инвесторов Сергей ГЕНЕРАЛОВ, избранный в минувшую пятницу членом наблюдательного совета Сбербанка... >>
  • //  21.06.2004
Ирак пытается возобновить экспорт сырья
Экспорт иракской нефти частично восстановлен. Нефтепровод, соединяющий нефтяные месторождения страны и порт Басра, через который нефть экспортируется на мировые рынки, начал свою работу, хотя и не на полную мощность. Об этом в воскресенье заявили в генеральном секретариате Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене со ссылкой на заявление официального представителя иракской Южной нефтяной компании... >>
//  читайте тему:  Иракский кризис
  • //  21.06.2004
Поручение премьера выполнено формально
Министерство транспорта 19 июня одобрило совместную концепцию по развитию международного аэропорта Шереметьево (МАШ), представленную компаниями "Альфа-Эко" и "Аэрофлот". Таким образом, Минтранс и компании выполнили соответствующее поручение премьера Михаила Фрадкова... >>
  • //  21.06.2004
"Уралвагонзавод" грозит взыскать долги с РЖД в суде
Собственника железнодорожной инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), входящего по выручке в пятерку крупнейших компаний страны, с уставным капиталом больше, чем у «Газпрома» и РАО «ЕЭС» вместе взятых, уличили в неплатежеспособности... >>
  • //  21.06.2004
Акционеры Shell собираются держать менеджмент на крючке
Одно из самых тяжелых собраний акционеров в истории нефтегазового гиганта Royal Dutch/Shell состоится 28 июня. Владельцам предстоит определиться с созданием системы контроля над менеджментом... >>
  • //  21.06.2004
Глобальным переменам в мировой музыкальной индустрии дан старт. В пятницу антимонопольный комитет Евросоюза одобрил слияние немецкой звукозаписывающей компании Bertelsmann (лейбл BMG) и японского гиганта Sony Corp. Образованная в результате слияния компания будет носить имя SonyBMG, ее штаб-квартира расположится в Нью-Йорке... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика