N°7
17 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.01.2003
Болевой прием
«Секретарша» на экранах Москвы

версия для печати
Рекламный слоган фильма Стивена Шейнберга «Секретарша» звучит вызывающе и двусмысленно: «Займи позицию». Но куда больше ему подошел бы переиначенный девиз отечественного триллера «Одиночество крови»: «Только тот, кто может сделать тебе по-настоящему больно, любит тебя». Фильм -- путешествие в мир, где «вершина человеческого общения -- половые извращения». А точнее -- девиация под пугающим названием «садомазохизм».

Ли, симпатичная и неглупая девушка, только что выписавшаяся из психиатрической клиники, находит работу в юридической конторе: теперь она секретарша мистера Грина. Довольно скоро Ли, имеющая весьма своеобразные отношения с болью, понимает, что попала по адресу: ее начальник знает толк в искусстве обладать и принадлежать, вовлекая свою подчиненную (во всех смыслах этого слова) в страстные отношения, замешенные на боли, унижении и превосходстве. Диапазон мер воздействия предельно широк: от забав в духе памятного многим сюжета с фантика конфет «А ну-ка отними» до вполне эротических манипуляций с благодарными слезами на глазах.

Фильм может показаться не политкорректным -- но только по отношению к современному деловому офису, превращенному Шейнбергом в плацдарм для садомазохистских радений. В остальном же, при всей провокационной иронии, «Секретарша» сделана с неподдельным уважением к индивидуумам, выражающим свою чувственность непривычным для обывателя образом. В принципе кино повторяет жанровую схему современных романтических комедий для зрителей среднего возраста о служебных романах и трогательных мезальянсах: можно вспомнить и ремейк уайлдеровской «Сабрины», «Красотку» с Джулией Робертс или с полдюжины фильмов с участием Мэг Райан. Схема эта срабатывает и в непривычном контексте: если бы население земли состояло сплошь из садомазохистов, фильм Шейнберга непременно обогнал бы по сборам любую «Невесту в бегах» или «Дневник Бриджет Джонс». В кои-то веки садомазохисты появляются на экране как более-менее обычные люди, не превращенные, вопреки голливудскому обыкновению, в похотливых идиотов, затянутых в проклепанную кожу и с непременным хлыстом в руках. «Атрибутов дисциплинарного цикла» в кадре практически нет: самые чувствительные порезы и шлепки отпечатываются непосредственно на подкорке. Однако не становятся от этого менее чувствительными.

В этом заслуга не только умного режиссера, но и актерского дуэта, который с полным на то основанием можно назвать выдающимся. Ли играет Мэгги Гилленхаал, сестра Джейка Гилленхаала, сыгравшего Донни Дарко в одноименном прошлогоднем шедевре. Западные критики уже называют эту пару «Кьюсаками XXI века», имея в виду не менее даровитых артистов Джона и Джоан. Сестра Гилленхаал играет отменно, не зацикливаясь на ментальных отклонениях своей героини, но превращая ее в настоящую донну Дарко, которой приходится наносить себе раны, чтобы хотя бы таким образом убедить себя в существовании реальности. А обнаружив эту реальность в нездоровых фантазиях босса, она с удовольствием и благодарностью ее принимает.

О боссе -- разговор отдельный. Про Джеймса Спейдера все в последнее время как-то забыли -- большую часть девяностых он появляется в основном либо в относительно негромких независимых проектах, либо на проходных ролях в быстрорастворимых блокбастерах вроде «Звездных врат». А на самом деле Спейдер актер отменный, наконец-то нашедший в «Секретарше» подходящий материал для самовыражения. Роль мистера Грея своеобразно завершает поиски Спейдера: от рефлексирующего вуайера в «Сексе, лжи и видео» Стивена Содерберга, через одержимого разрушением и болью извращенца в «Автокатастрофе» Дэвида Кроненберга к магнетическому доминатору «Секретарши». Людей, более подходящих друг другу, чем Гилленхаал и Спейдер, придумать трудно. Поэтому от фильма, который по идее должен был бы вызывать шок и провоцировать на рисковые эксперименты, остается ощущение удивительной, странной, но абсолютно подлинной гармонии. Подобно одному известному произведению, «Секретаршу» можно было бы назвать «фильмом для немногих». Но эти «немногие» получат свое. Боль и свет. И невидимой тоски горький мед.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.01.2003
Мода на феминизм проходит: «Оазис», «Куклы», «Секретарша», «Вдали от рая» и «Эротическая история» на фестивале «Лики любви»
Йон-Ду несет на закорках парализованную Гон-Ю. Смотреть корейский «Оазис» временами так же трудно, как запомнить имена героев, но абсолютно необходимо - это один из лучших фильмов минувшего года... >>
  • //  17.01.2003
Морис Дрюон посетил Владимира Путина
В Москву приехал один из старейших и известнейших писателей Франции 84-летний Морис Дрюон. Соперник Дюма и Пикуля, книги которого советские граждане получали из-под прилавка либо сдав двадцать килограммов макулатуры, прибыл к нам в третий раз -- теперь для участия в презентации трехтомника, выпущенного в свет издательством «ОЛМА-Пресс». Писатель отметил, что сочинения эти публиковались в России неоднократно, но, что называется, «пиратским способом»: никаких денег автор за них не получил. Новый трехтомник Дрюона выпускается на законном основании и оплачен подобающим гонораром. Писатель провел пресс-конференцию, посетил Государственный исторический музей (что естественно для автора популярных исторических романов) и пообщался с министром культуры РФ Михаилом Швыдким... >>
  • //  17.01.2003
«Секретарша» на экранах Москвы
Рекламный слоган фильма Стивена Шейнберга «Секретарша» звучит вызывающе и двусмысленно: «Займи позицию». Но куда больше ему подошел бы переиначенный девиз отечественного триллера «Одиночество крови»: «Только тот, кто может сделать тебе по-настоящему больно, любит тебя»... >>
  • //  17.01.2003
Год назад умер Юрий Давыдов
На каких-то раннеперестроечных литераторских посиделках один не глупый писатель заметил: «Беда нашего сообщества в том, что нет авторитетов. Ну скажу я N, что он нечто пишет (или делает) не так, как должно, и он меня пошлет... Скажет мне что-то подобное N -- и я его пошлю...» Точнее писательские нравы не охарактеризуешь. И слабо утешает, что так, дескать, было и при Пастернаке, Толстом, Пушкине. Так-то так, да не совсем. Сочинитель сталинских времен мог быть мерзавцем и графоманом, изготавливать доносы и не отличимые от них статейки, одобрять погромно-партийные инициативы и даже забегать вперед, но чувство иерархии даже у этих было... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика