N°63
09 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  09.04.2003
В поражении американской пропаганды нет заслуги Ирака
версия для печати
Механизм пропаганды в ходе боевых действий разрабатывался задолго до войны: год или полтора назад американцы создали так называемое «бюро» по дезинформации со сложным названием. Они быстро открестились от него, сказав, что их не совсем правильно поняли, но думаю, что это было продолжением традиции, которая была ясно и четко выражена во время войны в Заливе 1991 года. Тогда фактически была введена полная цензура. Сейчас, во время второй войны, американская пропаганда не смогла наработать те же очки, потому что в Ираке работают и другие журналисты, не только американские, и не только под присмотром американцев. Но тем не менее я думаю, что дозированная пропаганда была с обеих сторон.

Я думаю, что очень многие были удивлены той тональностью, которую взял министр информации Ирака Мохаммед Саид Аль-Сахаф. Он начал пользоваться такой терминологией, которая больше пригодна для агитационной работы в деревнях, чем для общения с мировой информационной аудиторией. Но хотя, конечно, в условиях войны в иракских источниках были элементы дезинформации, они были ближе к истине, чем американцы, которые многократно сообщали о взятии Умм-Касра, говорили о том, что 51-я дивизия, которая сражалась за Басру, сдалась полностью. Они очень много говорили о погибших и подбитых самолетах из-за «дружеского огня». Это пропаганда чистой воды, поскольку американцы не хотели признавать, что они получают удары и с тех, и других сторон. То же самое мы видим и с иракской стороны, но в уменьшенном виде, потому что у них нет таких возможностей влияния.

Я хочу обратить внимание и на российские каналы. Например, НТВ в первые дни войны на фоне скорбной музыки показывало первые гробы с погибшими американцами и англичанами. Такая траурная музыка дает ощущение зрителям, что это погибают свои. В то же время совершенно ясно, что они воздерживаются от показа кровавых событий в Кербеле и других городах, где были удары американцев по жилым кварталам и погибало очень много детей. Там картинки не давались, были лишь комментарии: что-то попало, столько-то погибших. На канале ТВС я видел репортаж корреспондента, добравшегося до Умм-Касра. Он говорил, что этот порт коалиционные войска взяли без сопротивления, иракская армия отступила. Но уже было известно, что сопротивление в Умм-Касре продолжалось две недели. Корреспондент либо этого не знал, либо намеренно не говорил об этом. А это уже пропаганда чистой воды, которая граничит с дезинформацией. Это уже прямая ложь.

В поражении американской пропаганды нет заслуги Ирака. Я подчеркиваю, что это случилось в первую очередь из-за того, что не было правового и морального прикрытия этой акции. В 1991 году, несмотря на цензуру, США атаковали Ирак с мандатом ООН и при поддержке действительно огромного количества государств. Сейчас мы имеем совершенно обратную картину. Я думаю, что люди в разных странах мира, в том числе и журналистское сообщество, подспудно понимали, что речь идет и о них тоже. Это американская атака на суверенитет целых стран, на все мировое устройство. Подразумевалось, что сейчас защищается не режим Саддама Хусейна, которого очень многие не поддерживают, а объективное отношение к порядку, который разрушают США.
Джаляль АЛЬ-МАШТА, шеф московского бюро арабской газеты «Аль-Хайат»

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  09.04.2003
В Ираке идут две войны. На одной из них применяется высокоточное оружие, взрываются снаряды, горят танки и здания. А рядом, в параллельном информационном мире, противники рассказывают о том, как, с кем и зачем они ведут первую войну. Вторая кампания -- бескровная, здесь не нужно убивать людей и наносить врагу материальный ущерб. На этой войне нужно убедить публику в том, что «наше дело правое», и для этого стороны затрачивают гигантские усилия. Первую -- силовую -- кампанию Ирак, видимо, уже проиграл: рано или поздно, через сутки, неделю или месяц военная мощь коалиции раздавит армию Саддама. Исход второй войны неясен, но пока вся пропагандистская рать Америки, занятая изображением первой войны, так и не добилась решающего перевеса... >>
  • //  09.04.2003
Механизм пропаганды в ходе боевых действий разрабатывался задолго до войны: год или полтора назад американцы создали так называемое «бюро» по дезинформации со сложным названием. Они быстро открестились от него, сказав, что их не совсем правильно поняли, но думаю, что это было продолжением традиции, которая была ясно и четко выражена во время войны в Заливе 1991 года. Тогда фактически была введена полная цензура. Сейчас, во время второй войны, американская пропаганда не смогла наработать те же очки, потому что в Ираке работают и другие журналисты, не только американские, и не только под присмотром американцев. Но тем не менее я думаю, что дозированная пропаганда была с обеих сторон... >>
  • //  09.04.2003
В этой войне проявился новый эффект -- значимость информационной составляющей войны, которую мы никогда в нашей советской истории не недооценивали... >>
  • //  09.04.2003
Америка в Ираке ведет несколько пропагандистских кампаний. Одна из них рассчитана на иракское население, другая -- на собственные войска, а еще одна -- на Америку, на собственный народ. Есть еще и четвертая, рассчитанная на весь остальной мир. Пока из всего этого лишь кампания, направленная на американцев, более-менее принимается населением. В меньшей степени успешна патриотическая пропаганда, ориентированная на поддержание морального духа в вооруженных силах. Правда, это трудно понять на расстоянии, так как мы знаем об этом только по американским же источникам, связанным с оккупационными силами. А две другие кампании полностью провалились. Не сработала пропаганда, ориентированная на Ирак, и в глубокой изоляции в мире находятся США. Эту изоляцию они создают отчасти сами, своей односторонней аргументацией собственных военных действий и вопиющим непониманием психологии восприятия даже своих союзников и партнеров... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика