N°63
09 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  09.04.2003
Вне моды и стиля
В Новом Манеже проходят очередные выставки фестиваля «Мода и стиль фотографии»

версия для печати
Даже если вы любите фотографию, как люблю ее я, ежегодные нашествия тысяч снимков на Москву то в виде фотобиеннале (по четным годам), то специализированных фестивалей «Моды и стиля» (по нечетным) становятся серьезным испытанием светлого чувства. Даже если фестиваль открывается роскошной ретроспективой звезды жесткого гламура Хельмута Ньютона. Потому, что человек слаб. А фотографии «моды и стиля» как пирожные, их невозможно поглощать беспрерывно. Непременно захочется острого, горького -- только не сладкого. Отвлечься от жестокого диктата и высокомерной самодостаточности моды в этом году помогут выставки в Новом Манеже.

Заскучав вместе с нами от обилия глянца на прошлом (позапрошлого года) модно-стильном фестивале, Ольга Свиблова придумала разбавить нынешний темой совсем неожиданной -- цирком. Занятием принципиально немодным и совершенно нестильным. И даже если вы не любите цирк, как не люблю его я, сходить на выставки стоит.

На фотографиях из Национального фонда современного искусства Франции и Европейского дома фотографии (Париж) -- непременных участников всех московских фотофестивалей -- цирк предстает особым миром, фантастическим и странным, составленным из традиций, чудес, снов и воспоминаний. Чудеса здесь и цирковые, и фотографические. Настоящее чудо -- две работы из серии «Движения животных» Эдварда Мейбриджа (1887). Разложенные на фазы мерные движения слона разглядывать интересно, хоть к цирку они отношения и не имеют. И представляют собой всего лишь новейшие достижения фототехники позапрошлого столетия. Занятые собственным движением животные немного успокаивают. Все другие братья меньшие -- цирковые артисты -- грустны и одиноки. Как, впрочем, и люди цирка. Странные, бедные странники на фотографиях Брассая и Изиса полувековой давности. Бесплотные, едва сохраненные в памяти, похожие на бледные ксерокопии образы Нэнси Уилсон Паджик (1971). Крошечные яркие фигурки, пришпиленные к темноте как тропические бабочки в подарочных коробках, на снимках Роны Битнер (1994). Лишенный по фотографическим условиям смеха и звука цирк оказался просто грустным и нежным воспоминанием о детстве. Камертон -- проект Сары Мун «Девочка со спичками». Он единственный посвящен нашей стране. Сильные впечатления Сары Мун от Уголка Дуровых и экономического кризиса в России сложились с печальным рассказом о несчастной девочке в сон (или бред) с залитыми светом аренами, одинокими животными и беспросветным концом.

Совсем другой цирк снимал перед войной Александр Родченко. Не по-советски шикарный, зависший между временами и оттого еще более эфемерный, чем французский. В нем софиты до сих пор переливаются драгоценными огнями, а роскошные женщины элегантно позируют. Странно, что этот волшебный мир создавался для журнала «СССР на стройке» -- традиционно жесткого, адекватного суровой действительности и темами, и манерой. И оставался невоплощенным больше полувека -- номер журнала не был напечатан из-за начавшейся войны. Но сохранились фотографии и крошечный макетик. Куратор выставки Александр Лаврентьев извлек из небытия странную историю, реконструировал журнал, продемонстрировал нам «другого» Родченко. Его знаменитые ракурсы и эффектные приемы совсем не выглядят нарочитыми, они оказались такими же естественными в цирке, как мастерство ходить по проволоке и строить пирамиды из живых тел. Но цирк был всегда и будет -- в мягком свете арены растворяется все советское: никаких мечтателей и героев, спортсменов и комсомолок. Только лишенная идеологии сладкая магия другого мира, которым, как кажется, измученный идеологическим прессом Родченко был искренне увлечен.

Третья выставка в Новом Манеже в отличие от темы цирка не естественное выпадение из времени и сопутствующей ей моды. А настоящий протест против искусственных ограничений, агрессивная демонстрация полного отказа от моды и стиля в пользу личности, ее совершенной, природной красоты. Таццио Секкьяроли работал на съемках фильмов Феллини и Антониони, фотографировал великих итальянских артистов и режиссеров врасплох. Бриджит Бардо, Софи Лорен, Клаудиа Кардинале, Марчелло Мастроянни, Федерико Феллини и Микеланджело Антониони великолепны сами по себе. Честного признания этого факта оказалось достаточно, чтобы фотограф чувствовал себя не творцом, а только радостным свидетелем чуда, счастливчиком, способным запечатлеть недоступное другим совершенство. Великим именам нужны прилагательные не больше, чем их носителям -- модные одежки и чужой стиль. Секкьяроли не ищет пятен на солнце -- он в восхищении от своих героев.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.04.2003
В Новом Манеже проходят очередные выставки фестиваля «Мода и стиль фотографии»
Даже если вы любите фотографию, как люблю ее я, ежегодные нашествия тысяч снимков на Москву то в виде фотобиеннале (по четным годам), то специализированных фестивалей «Моды и стиля» (по нечетным) становятся серьезным испытанием светлого чувства. Даже если фестиваль открывается роскошной ретроспективой звезды жесткого гламура Хельмута Ньютона. Потому, что человек слаб. А фотографии «моды и стиля» как пирожные, их невозможно поглощать беспрерывно. Непременно захочется острого, горького -- только не сладкого. Отвлечься от жестокого диктата и высокомерной самодостаточности моды в этом году помогут выставки в Новом Манеже... >>
  • //  09.04.2003
Новосибирская опера на «Золотой маске»
«Как вышедшие из тюрьмы,/ Мы что-то знаем друг о друге/ Ужасное. Мы в адском круге,/ А может это и не мы». Изысканный и путаный эпиграф из Ахматовой, предпосланный спектаклю Новосибирского театра оперы и балета, как нельзя лучше подходит пышному представлению. Что ему совершенно не подходит, так это прочие пассажи из сопроводительного текста. Который гласит: «Если кто-то из нас почувствовал вдруг очарование смерти, нелегко уйти из ее круга. Больше того, думая о смерти, мы как будто описываем вокруг нее круги, вовлекая в эту адскую орбиту прежде всего тех, кого любим. Таков Герман у Чайковского, такова Кармен у Бизе. Другое предназначение -- любовь. Но две сверхсильные страсти не могут сосуществовать в одном организме. Происходит саморазрушение и разрушение тех, кто нас любит. Любовь для Кармен -- это смертельная коррида, которая приводит ее к единственно возможному финалу -- к смерти»... >>
  • //  09.04.2003
В Москве станцевала новая труппа Мориса Бежара
Декораций не было, лишь в глубине сцены бревна образовывали покатую дорожку в никуда. В фонограмме тянулись темные и томные индийские песнопения. Пятнадцать лучезарных подростков бегали толпой, неожиданно подпрыгивали в воздух, вертелись на одной ноге, закинув вторую на колено, и счастливо вопили дурными голосами. Пожилая женщина, сорок лет назад входившая в пятерку лучших балерин мира, штутгартская прима Марсия Хайде, ползала у них под ногами, драила тряпкой немаленькую сцену концертного зала «Россия» и периодически произносила проповеди на французском языке. Так проходила гастроль новой труппы Мориса Бежара «Компания М». Спектакль «Мать Тереза и дети мира»... >>
  • //  09.04.2003
«Цыпочка» на московских экранах
Однажды утром заводила команды болельщиц, первая красотка класса и напыщенная задавала Джессика просыпается в неказистом туловище захудалого грабителя Клайва. И, соответственно, наоборот. Впрочем, мы так толком и не узнаем, как проводил свои досуги обретший нимфеточные формы Клайв: внимание сосредоточено на Джессике, которая познает все прелести ежедневного бритья, писсуаров в общественных уборных и неудобных мужских штанов. Волосы растут, портки не расстегиваются, пиво горькое и невкусное, а на носу тем временем ответственный конкурс болельщиц и еще более ответственное Первое Настоящее Свидание. Джессика пытается плакать, но миру являются лишь скупые мужские слезы... >>
  • //  09.04.2003
Одиннадцатого апреля в Москве откроется декада «Анджей Вайда и новое польское кино». На пресс-конференции в Союзе кинематографистов появится сам пан Анджей. Демонстрация прославленных картин начнется двумя днями раньше -- визит Вайды предварит так называемый «Русский цикл». В Музее кино покажут «Сибирскую леди Макбет», «Преступление и наказание», «Бесов», «Настасью» и т.д. Напомним, что прошлой весной в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги Вайды «Достоевский. Театр совести», где режиссер признался, что добрая половина его творчества связана с Достоевским и русской классикой. Поэтому посетить Музей кино 9--11 апреля, право же, стоит. Тем более что цена билетов явно символическая (40 рублей)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика