N°60
04 апреля 2003
Время новостей
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  04.04.2003
Акула бизнеса в сетях кинотеатров
Только год назад в статье о проблемах кинобизнеса, опубликованной в газете «Время новостей» (18 марта 2002 года), наш обозреватель Алексей Медведев писал: «Ни одного олигарха, променявшего нефть на целлулоид, в прокатном бизнесе пока замечено не было, а если и возникали в их среде различные кинопроекты, то скорее политического, чем экономического значения». И вот, пожалуйста, -- крупный капитал в лице холдинга «Интеррос» заявляет о своих намерениях не просто поучаствовать в «различных кинопроектах», а захватить 25% будущего рынка кинопоказа, построив в разных городах России и, возможно, СНГ около ста кинозалов, потратив на это 100 млн долларов. Генеральный директор компании «Синема-парк», созданной «Интерросом» при участии студии «ТРИТЭ», Станислав Прибылов принял журналистов в своем кабинете, увешанном картами крупных городов России (Казань, Саратов, Уфа, Красноярск, Краснодар и пр.), и, показав рукой на все это великолепие, заявил, что практически с каждым уже есть документы о сотрудничестве. Тут следует уточнить, что речь идет не о прокате, хотя компания для закупки фильмов тоже уже создана и сформировала первый пакет, а в первую очередь о сети кинопоказа, то есть о создании собственных кинотеатров.

Поле битвы

Найти точные цифры, отражающие состояние рынка кинопоказа в нашей стране, довольно трудно. Говорят, что общие сборы превышают 100 млн долл. Понятно, что это детский лепет по сравнению с мировым кинобизнесом (только вторая часть «Властелина колец» в США и Канаде собрала 330 млн долл.). Марала Чарыева, генеральный менеджер компании «Формула кино менеджмент», считает, что пока годовые сборы в России достигают лишь 30 млн долл. По данным же британской Media Group, мировые сборы кинотеатров сейчас составляют около 20 млрд долл. год, а к 2010 году они вырастут еще на 30%. Какую часть из этих процентов добавит Россия, пока не ясно, но если судить по активности игроков на отечественном рынке, это будут хорошие деньги.

Конкуренты

Первым модернизированным кинотеатром в России был «Кодак-Киномир», открытый в 1995 году. А в 1996 году при поддержке Госкино была создана компания «Киномакс» (при фирме «Техсоюз», поставляющей фотооборудование) для реконструкции и строительства кинотеатров нового типа. Это была первая компания, вышедшая в регионы и имеющая сейчас там восемь залов (в Челябинске, Тюмени, Ростове-на-Дону, Владимире, Саранске, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле), а нынче посягающая и на Москву -- в 2002 году она вступила в управление «Кодаком», строятся «XL» и два зала в ГУМе). В основном в ее распоряжении однозальные или двухзальные кинотеатры, что, как утверждают конкуренты, является вчерашним днем в этом бизнесе.

Самыми крупными участниками рынка сегодня являются две прокатные компании «Империя кино» и «Каро-Фильм». «Империя» арендует в Москве десять кинотеатров («Прага», «Горизонт», «Стрела», «Витязь», «Киргизия» и т.д.). Это в основном большие -- до 1000 мест -- однозальники, находящиеся в многонаселенных районах, где обязательны игровые автоматы, дискотеки, прокат видеокассет и прочие незатейливые развлечения. Цены невысокие. «Каро» располагает восемью кинотеатрами, в том числе «Пушкинским» и «Ударником», и первым начал строить мультиплексы в торговых центрах (два «Рамстора»). Обе компании боролись за первенство, в прошлом году условную победу одержала «Каро», получив право на прокат первой части «Властелина колец». «Империя» пошатнулась после выхода из нее одного из четырех учредителей -- Артур Прашкович сначала предложил компаньонам выкупить у них весь бизнес за 6 млн долл., а не получив согласия, вышел из дела, открыв керлинг-клуб (что, по его мнению, гораздо перспективнее, чем кино).

В конечном итоге обе сети слились под общим управлением компании «Формула кино менеджмент», открывшей первый в Москве девятизальный кинотеатр в торговом комплексе "Атриум" у Курского вокзала, обошедшийся инвесторам в 6 млн долл. Сейчас в планах компании реконструкция «Пушкинского» и других старых кинотеатров, поиски партнеров для выхода в регионы (несколько кинотеатров у них уже есть: «Колизей» в Питере, «Россия» в Нижнем).

Объединение двух монстров напугало более мелкие компании, и возникла идея создать альтернативную сеть, в которой под коллективным руководством будет существовать несколько десятков независимых кинотеатров. Формально это объединение функционирует, но пока активно себя не проявляет.

В прошлом году возникла государственная акционерная компания «Роскинопрокат». После того как правительство отказало в финансировании федеральной сети кинотеатров, этой компании осталось только руководить процессом, привлекая частных инвесторов. В планах компании строительство нескольких киноплексов в Москве и Питере, уже практически готов кинотеатр в торговом комплексе «Балтийский» на Васильевском острове, идет подготовительная работа в регионах. Пока более активно «Роскинопрокат» выходит на кинорынок, проводя регулярные форумы в Москве и формируя свой прокатный пакет, в том числе и из российских фильмов, которые, признаться, пока не обнаружили никакого коммерческого потенциала.

Очень активно действует на рынке компания «Инвесткинопроект», построившая уже «Киноплекс на Ленинском» и сейчас получившая кредит в 9 млн долл. для строительства второго комплекса, на Профсоюзной. Эта компания, владельцами которой являются два частных лица, придерживается своей версии развития. По их мнению, для успешной конкуренции с западными операторами, которые с неизбежностью появятся на нашем рынке, нужно создавать развлекательные комплексы с кинозалами, а также игровыми автоматами, интернет-кафе, ресторанами, детскими площадками, фитнесс-центром, бильярдными и боулингами. Генеральный директор компании Александр Тимофеев утверждает: «Рынок кинопоказа даже в Москве не насыщен. И потребность в мультиплексах составляет, по разным расчетам, от 35 до 200». Компания активно проникает и в регионы. Следы ее деятельности замечены в Воронеже, Курске, Ярославле и Рыбинске -- там велись переговоры с городской администрацией. Всего же в планах построить около 50 комплексов за два года.

«Синемапарк» побьет комфортом

Понятно, что на этом фоне амбиции «Синемапарка» весьма заметны. Компания намерена строить многозальные кинотеатры в торговых комплексах по примеру «Формулы кино». Первым станет кинотеатр в Казани, который планируется сдать в августе этого года, а в декабре должен открыться другой -- в Москве на Калужской. На оборудование одного зрительского места планируется потратить 3,5 тыс. долл., так что кинотеатры должны быть роскошными. Интерьеры и кресла заказаны в Италии, у той же компании, что поставляет оборудование для сети кинотеатров, принадлежащих Берлускони. Вопрос цены на билеты для «Синемапарк» не представляется принципиальным -- по их мнению, цены у нас уже подбираются к западным, и зритель в состоянии их выдержать. Кинотеатры будут расположены в оживленных районах городов-миллионников, где достаточно состоятельных горожан, способных заплатить за развлечение. Как и во всем кинобизнесе, расчет делается не только на билеты, но и на кинобар, то есть на доходы от напитков и поп-корна. Но вот никаких боулингов не будет, а игровые автоматы, возможно, позволят установить каким-нибудь арендаторам -- сами заниматься этим не хотят.

Толстый зад и тонкий слух

Собираясь вкладывать столь существенные для кинопоказа деньги, компания, естественно, провела ряд исследований, чтобы выяснить основные запросы потребителя. Оказалось, что российскому кинозрителю от 17 до 30 лет и расширение возрастных пределов дается очень трудно. Можно еще подогнать младшую группу, которая ходит в кино с мамами, для них нужно закупать «семейное кино». Сложнее со старшими. Публика, которой за 30, не готова к посещению кинотеатров, хотя, по мнению г-на Прибылова, ее могут привлечь фильмы на военную тему.

Габариты наших зрителей, несмотря на их юные годы, больше, чем у европейцев, и итальянским исполнителям пришлось увеличить размер кресел, чтобы российским задам в них было комфортно. Еще российский зритель очень чувствителен к качеству звука -- и звук в залах рассчитан так, чтобы слышимость была одинаково хороша в любом месте. Кстати, неожиданное подтверждение этому заключению можно найти в любом чате, посвященном кино. Вот, например, один ростовчанин, обсуждая куда пойти смотреть «Властелина колец», сообщает приятелям: «Хороший кинотеатр -- это прежде всего качественный звук и комфорт, а не трехэтажный экран». Емкая формула, под которой мог бы подписаться и сам Станислав Прибылов.

К сожалению, буйная местная молодежь ведет себя не слишком сдержанно, поэтому кресла будут снабжены антивандальным покрытием, так что можно смело обливать их кока-колой и класть ноги на подголовники следующего ряда.

Чего не будет в кинотеатрах «Синемапарка», так это отечественного кино и артхауса. Исключение сделают для Петербурга -- по мнению владельцев, этот город довольно специфичен, и там европейское авторское кино есть кому смотреть. Покупая фильмы для проката, компания будет ориентироваться на США и Канаду -- это гарантирует нормальные кассовые сборы в России.

И немного фантазии

Председателем совета директоров компании «Синемапарк» является Никита Михалков, а одним из членов -- директор «ТРИТЭ» Леонид Верещагин. Из этого следует, что некоторые взгляды на кинопроцесс в компании сформировались именно под их влиянием. В качестве примера емкости российской аудитории г-н Прибылов рассказал, что фильм «Вокзал для двоих» посмотрели 40 млн зрителей. Именно их не хватило Никите Михалкову для успеха «Сибирского цирюльника», который из-за отсутствия нормального кинопроката так и не окупил затраченных на него денег. Так что следующий фильм мастера, который снимается, как известно, на военную тему, уже будет где показывать. Тем более что это единственный жанр, который может рассчитывать на изменение формата аудитории, ведь именно такие фильмы, как сказал г-н Прибылов, готовы смотреть и зрители более старшего возраста.
Алена СОЛНЦЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.04.2003
Только год назад в статье о проблемах кинобизнеса, опубликованной в газете «Время новостей» (18 марта 2002 года), наш обозреватель Алексей Медведев писал: «Ни одного олигарха, променявшего нефть на целлулоид, в прокатном бизнесе пока замечено не было, а если и возникали в их среде различные кинопроекты, то скорее политического, чем экономического значения». И вот, пожалуйста, -- крупный капитал в лице холдинга «Интеррос» заявляет о своих намерениях не просто поучаствовать в «различных кинопроектах», а захватить 25% будущего рынка кинопоказа, построив в разных городах России и, возможно, СНГ около ста кинозалов, потратив на это 100 млн долларов... >>
  • //  04.04.2003
В Союзе театральных деятелей открывается выставка Виктора Баженова
Постоянные читатели нашей газеты могли заметить: если театральную рецензию на полосе «Культура» читать нет времени, смотришь картинку. А картинка настолько затейлива, что сам не заметишь, как и рецензию читать начнешь. И не пожалеешь. Большинство публикуемых в газете «театральных картинок» принадлежит Виктору Баженову, знаменитому фотографу, призеру «Интерпресс-фото», открывшему в эти дни персональную выставку в залах Союза театральных деятелей России на Страстном бульваре... >>
  • //  04.04.2003
Вчера объявлен шорт-лист премии «Национальный бестселлер»
Большое жюри премии «Национальный бестселлер», куда среди прочих вошли писатели Юрий Бондарев, Андрей Вознесенский, Юрий Козлов, Павел Крусанов, Дмитрий Пригов, а также ряд журналистов, проголосовало по лонг-листу номинантов. Шорт-лист премии возглавляют соавторы-рижане Гаррос и Евдокимов с романом «голово[ломка]» (роман набрал 10 баллов). «Орфография» Дмитрия Быкова и «Бом-бом» Павла Крусанова получили второе и третье места соответственно. Четвертое место разделили Вячеслав Дегтев (Сборник рассказов «Крест»), Сергей Коровин («Прощание с телом») и Владимир Яременко-Толстой («Мой-мой»); каждый из которых поучил по 7 баллов... >>
  • //  04.04.2003
Обзор видео. >>
Реклама