N°55
28 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  28.03.2003
«Красная стрела» на «Золотую маску»
В Петербурге начался главный театральный конкурс страны

версия для печати
Фестиваль лучших российских спектаклей «Золотая маска» открылся в девятый раз. Впервые главная конкурсная программа пройдет не в Москве, а в Петербурге. Как сказал министр культуры Михаил Швыдкой, «это лучший дар, который театральная Россия могла преподнести городу к его юбилею». Впрочем, с начала апреля «масочные» постановки станут параллельно показывать и в Москве.

С того самого момента, как «Золотая маска» объявила себя национальной премией (а это случилось не сразу -- в первый год своего существования она была только московской), именно всероссийский статус и стал составлять для нее главную проблему. Сомнению подвергалось буквально все. Одни говорили: руководители «Маски» слишком много на себя берут, кто им дал право делать выбор за всю страну? Другие уверяли, что увидеть все, что поставлено в России за год, невозможно, а значит, нельзя утверждать, что на фестиваль попали действительно лучшие. Третьи осуждали саму идею единой премии, уверяя, что провинциальные театры не могут всерьез соревноваться со столичными.

Помимо «идеологических», у театров возникали сомнения и практического характера. Провинциалы порой опасались даже выдвигать свои спектакли на премию. Им казалось, что если приедут эксперты, растревожат труппу надеждами, а потом не пригласят на фестиваль, досада будет сильнее, чем в случае простого неучастия в фестивальной гонке. А для сильных театров из больших городов возникала еще одна проблема. Театр, котирующийся в городе, имеющий хорошие отношения с местным начальством, бывал очень горд, получив приглашение на «Маску», и с помпой праздновал свое выдвижение. Зато если он возвращался с фестиваля без наград, городские власти к нему заметно остывали. В другой раз театр уже думал, хочет ли он так рисковать своим нынешним положением. Спектакль, обласканный дома, мог вызвать у столичных журналистов, сравнивающих привезенные постановки с достижениями корифеев, весьма нелестные отзывы. Тогда непререкаемый авторитет режиссера в труппе мог покачнуться, а не всякий руководитель готов к потрясению, из которого актеров придется выводить месяцами.

Многие столичные театры тоже выступали противниками национального статуса премии. Понятно, что как бы ни была обширна программа фестиваля, в ее афишу не имеют шанса попасть те скромные достижения, которые могли быть замечены, если б у Москвы, как и у других крупных театральных городов России, была своя профессиональная премия в области театра.

Но сколько бы ни было противников у всероссийского статуса «Золотой маски», фестиваль, сопровождающий премию, ни за что не откажется от своих амбиций. И не потому, что его организаторы стремятся быть главными раздатчиками наград. Скажем честно, все, что связано с определением лучших, для любого фестиваля, а особенно национального, -- ужасная морока. Начинается она со страха театров подавать на фестиваль заявки (ясно, что в отсутствие конкурса проблемы бы не было). Продолжается спорами в экспертном совете, где каждый имеет свои пристрастия и представления о качестве. Затем идут обиды столичных театров, спектакли которых не выдвинули (чреватые тем, что в другой раз эти театры откажутся участвовать в фестивале), и разговоры о подкупе экспертов. А завершается история тем, что члены уважаемого жюри, в решающем заседании дошедшие чуть ли не до рукопашной, после окончания фестиваля перестают друг с другом здороваться. И оргкомитет еще пару месяцев собирает публикации, где обойденные наградами уверяют, что выбор жюри выглядит подозрительно, что он наверняка происходил под давлением руководителей «Маски».

Нет ничего сложнее, чем проведение фестиваля-конкурса, хотя, как показывает опыт, фестиваль, претендующий на положение лидера, ради сохранения интриги должен держаться за систему премий. И все же, по большому счету, для «Золотой маски» не в премиях дело. Дело в самом фестивале, который не составляет табель о рангах, а делает программу, представляющую собой «срез» сезона, его главные тенденции, захватывая процесс максимально широко. Тот, кто не появлялся в театре весь сезон, может на «Маске» понять, что, собственно, произошло с российской сценой за это время. Несколько лет подряд такой «срез» обнаруживал подъем питерского театра, вплоть до полной его победы года три назад. Теперь он демонстрирует, что снова набирает силу Москва, показывает появление энергичной, ориентированной на успех режиссуры и идущую из Питера тягу к театральным экспериментам.

«Золотая маска» ориентируется на солидные европейские форумы, каждый из которых раз в год собирает самые интересные спектакли со всей страны. На них из-за рубежа приезжают театральные продюсеры, ищущие спектакли для приглашения на гастроли (ради этого «Золотая маска» уже несколько лет устраивает особенно насыщенную параллельную программу The Russian Case). Но гораздо важнее, что на них собираются зрители со всей страны, которые тоже хотят быть в курсе театральной жизни. Теперь и на «Маску» уже вовсю едут зрители из других городов, хотя пока нам трудно определить их количество. На этот раз вектор движения впервые направлен не на столицу, а в Петербург.

Позавчера ночью на перронах Ленинградского вокзала, откуда уходят поезда в Питер, было много знакомых лиц -- театральная Москва отправлялась на открытие фестиваля. В окнах «Красной стрелы» стояли таблички «Золотая маска».
Дина ГОДЕР

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.03.2003
В Петербурге начался главный театральный конкурс страны
Фестиваль лучших российских спектаклей «Золотая маска» открылся в девятый раз. Впервые главная конкурсная программа пройдет не в Москве, а в Петербурге. Как сказал министр культуры Михаил Швыдкой, «это лучший дар, который театральная Россия могла преподнести городу к его юбилею». Впрочем, с начала апреля «масочные» постановки станут параллельно показывать и в Москве... >>
  • //  28.03.2003
«Анализируй то» на московских экранах
В сиквеле хитовой криминально-психоаналитической комедии «Анализируй то» режиссер Гарольд Рэмис остался верен себе и своим актерам: снова весь вечер на арене одна из самых смешных и узнаваемо-точных голливудских пар. Непонятно почему до сих пор держащийся на плаву психотерапевт Бен Соболь (Билли Кристал), правоверный иудей, небесспорный семьянин, человек сложной душевной организации. Или попросту Док, как называет его главный пациент Пол Витти (Роберт Де Ниро) -- социопат с криминальным темпераментом, являвшийся угрозой для общества с двенадцати лет, член Семьи нью-йоркской мафии, безжалостный братэлло с расшатанной психикой и глазами на вечно мокром месте. На сей раз Витти условно-досрочно выходит из тюрьмы под ответственность Соболя, чтобы в очередной раз привести в порядок нервишки, а заодно избежать смерти, которая непременно настигнет его в тюремных стенах от рук недавних подельников... >>
  • //  28.03.2003
Марк Рудинштейн пошел на поводу у телевидения
Вообще-то Марк Рудинштейн, президент группы компаний «Кинотавр», против того, чтобы церемонии открытия и закрытия четырнадцатого «Кинотавра» проходили не в сочинском Зимнем театре, как это было всегда. Но телекомпании настояли на переносе праздника под открытое небо -- на театральную площадь. Телевизиощикам надоело каждый год решать технические проблемы, вызванные тем, что зал Зимнего театра не приспособлен для телетрансляций и картинка, как они говорят, всегда получается «плоской»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика