N°49
20 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  20.03.2003
Николай Горновский: В «Газпром» пришло много неквалифицированных людей
версия для печати
Совет директоров «Газпрома» 25 марта обсудит новый порядок реализации газа внутри страны. Инициаторами такого обсуждения выступили представители государства в совете -- вице-премьер Виктор Христенко и министр экономического развития Герман Греф, которые на заседании 4 февраля раскритиковали действия менеджмента «Газпрома». В конце прошлого года Алексей Миллер подписал приказ №129, который лишал дочернюю структуру концерна «Межрегионгаз» функций единого оператора сбыта газпромовского газа и передавал их департаменту маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов Кирилла Селезнева. При этом согласований с советом директоров новая стратегия «Газпрома» на внутреннем рынке не прошла. В итоге с подачи госпредставителей было решено доработать документ с привлечением специалистов Минэкономразвития и представить на рассмотрение совета директоров в месячный срок. За это время Алексей Миллер отправил в отставку несогласного с новой политикой главу «Межрегионгаза» Николая Горновского, а «Газпром», хотя и с опозданием, разработал новый порядок. 11 марта зампред правления Александр Рязанов -- идейный вдохновитель ликвидации «Межрегионгаза» -- направил его первому замглавы МЭРТ Эльвире Набиуллиной.

Источник в Минэкономразвития сообщил, что пока никаких принципиальных договоренностей с руководством «Газпрома» не было. «Документ еще не обсуждался у министра, поэтому говорить о позиции ведомства преждевременно», -- говорит он. В то же время, по его словам, газпромовский документ не снимает главной проблемы: утверждение баланса газа страны останется внутрикорпоративной процедурой.

В связи с этим сказать однозначно, какие решение примет совет директоров по дальнейшей судьбе «Межрегионгаза», сейчас очень сложно. Не исключено, что директора будут настаивать на возвращении разрушенной 129-м приказом системы. Однако даже решение вернуть все на круги своя не решит всех проблем, появившихся после выхода приказа, заявил бывший гендиректор «Межрегионагаза» Николай ГОРНОВСКИЙ в интервью обозревателю газеты «Время новостей» Алексею ГРИВАЧУ.

-- Вы можете сейчас, после отставки, рассказать об истинных причинах намерений «Газпрома» изменить порядок реализации газа внутри страны, исключив из сбытовой цепочки «Межрегионгаз»?

-- Мне кажется, что «Межрегионгаз» на протяжении всех шести лет своего существования был структурой закрытой для «Газпрома» с информационной точки зрения. А когда, работая с кем-то, не получаешь полных сведений, начинает зреть недоверие. Это и происходило в «Газпроме». В компанию пришло достаточно много молодых людей -- по моему мнению, недостаточно квалифицированных, -- которым почему-то представлялось, что в «Межрегионгазе» зарабатываются какие-то бешеные деньги и уходят на сторону. К тому же, если помните, полтора-два года назад, еще до моего назначения в эту компанию, вопрос стоял, что действительно из него нужно делать департамент. Всем казалось, что «Межрегионгаз» свою функцию выполнил, платежи приблизились к 100% и вполне можно произвести сокращение штата. К этой идее в «Газпроме» решили вернуться, размазав сбытовые функции по департаментам концерна, а в «Межрегионгазе» оставив только развитие свободной торговой площадки. Им казалось, что созданные МРГ региональные газовые компании задачи по сбору денег с потребителей выполняют в полной мере, а «Межрегионгаз» стал лишним посредником, лишним звеном. Я был категорически с этим не согласен.

-- Какой потенциал развития был у «Межрегионгаза»?

-- В мае 2002 года было подписано 328-е постановление правительства, согласно которому мы получили право ввести плату за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ. -- Ред.); фактически это давало средства не только на покрытие издержек, но и на развитие бизнеса, газификации и т.д. До известных событий нам удалось доказать в региональных энергетических комиссиях, а затем и в ФЭКе экономическую обоснованность ПССУ примерно для 20 региональных компаний, а также для самого «Межрегионгаза», что дало бы нам 2 млрд руб. дополнительных средств. Учитывая, что средства на содержание МРГ до этого выделял «Газпром», мы потенциально сэкономили ему 70 млн долл. А они при этом говорят, что перевод сбытовых функций в концерн направлен на снижение затрат. В то же время на сегодняшний день в связи с приказом Алексея Миллера №129 (согласно нему право заключать контракты передавались в газпромовский департамент. -- Ред.) процесс начисления ПССУ прерван, как и перевод на нее оставшихся 30 региональных компаний.

-- Но «Газпром» утверждает, что вполне может и сам получить эту надбавку...

-- У него нет практически никаких шансов на это. Дело в том, что для этого нужно доказать свои затраты на сбыт. В рамках отдельной структуры, не имеющей другой деятельности, кроме сбыта газа, это можно было сделать. Но теперь в балансе концерна смешаны и добыча, и сбыт, и транспортировка. Обосновать свои издержки на один из видов деятельности практически невозможно, что отчетливо видно при формировании тарифов на газ. К примеру, затраты на транспорт до сих пор не прозрачны.

-- Однако госпредставители в совете директоров не согласились с приказом №129 и отправили документ на доработку совместно с представителями Минэкономразвития. Как вам видится дальнейший ход событий?

-- Мне сложно судить. Но если рассуждать с точки зрения квалифицированного менеджера, то падение собираемости платежей, а она сейчас снижается, должно по идее сподвигнуть руководство «Газпрома» отменить это решение. Вместе с тем при любых преобразованиях, какие бы они ни были, всегда есть какой-то переходный период, когда компания несет прогнозируемые убытки. Однако у меня сложилось впечатление, что никаких расчетов последствий своих действий люди, принимавшие решения, не делали. Более того, столь серьезные структурные изменения требуют тщательной подготовки. Те же департаменты «Газпрома», которые должны были получить функции «Межрегионгаза», нужно было подготовить к этому. Создать там кадровый потенциал для решения задач, подготовить инструкции, регламент работы и т.д. Ничего этого заранее не было сделано. Только после подписания приказа начались какие-то судорожные действия. Ликвидировать эффективно работающую структуру, что называется, наскоком по меньшей мере неумно.

-- Бытует мнение, и эти ваши наблюдения его косвенно подтверждают, что все эти перемены затевались с одной лишь целью -- заставить вас уйти...

-- Возможно, и так. Мне сложно судить, чем конкретно руководствовался «Газпром».

-- У вас были какие-то личные конфликты с топ-менеджерами концерна?

-- Нет. Были расхождения во взглядах, например, с Александром Николаевичем Рязановым, Селезневым.

-- А кто был инициатором централизации сбыта газа?

-- Рязанов.

-- Давайте вернемся к разговору о том, каким должен был стать «Межрегионгаз». Насколько я знаю, ваша команда предпринимала действия по выстраиванию вертикальной системы сбыта до конечных потребителей с переводом газораспределительных организаций (ГРО) на абонентскую плату...

-- Мы почти завершили такой переход. После этого ГРО, которыми управляет «дочка» МРГ -- «Регионгазхолдинг», стали бы оказывать только транспортные услуги, получая за это надбавку, утвержденную в энергетических комиссиях. А сбыт был бы замкнут на «Межрегионгаз». Это позволило бы планировать инвестиционную политику в этой сфере. Насколько я знаю, в инвестиционных планах «Газпрома» не было ни строчки о вложениях в реконструкцию ГРО. А процент износа сетей низкого и среднего давления, а это более 400 тысяч км трубопроводов, доставляющих газ населению и коммунальному сектору, составляет более 60%. О какой энергетической безопасности можно говорить при таком износе товаропроводящей сети. То, что «Регионгазхолдинг» передается в «Газпром», я тоже считаю ошибкой, потому что консолидация всех активов в одной компании -- это «прошлый век» и плановое хозяйство. «Газпром» попросту идет к Министерству газовой промышленности, как это было в советские времена.

-- Мы вплотную подошли к одной из самых актуальных проблем в газовой отрасли. Нужно ли ее реформировать?

-- Если не углубляться в детали, то, безусловно, реформа необходима. Этот процесс неизбежен, и рано или поздно это произойдет. Я считаю, что «Газпрому» нужно не просто перестать банально упираться и начать конструктивную работу, но и возглавить работы по подготовке реформы. Это трудоемкая и в то же время очень тонкая работа, потому что связана с такой «нежной» системой, как газоснабжение. На мой взгляд, реструктуризацию нужно проводить в рамках «Газпрома» через создание на его базе прозрачного вертикально интегрированного холдинга -- управляющей компании. Например, объединение того же ЦПДУ с транспортом в единую структуру и выделение в отдельные «дочки» добычной и сбытовой систем. А одним повышением цен нельзя ограничиваться, поскольку это будет означать консервацию большинства имеющихся структурных проблем.

Более того, мне и раньше, и сейчас не очень понятна логика руководства «Газпрома». Если его воспринимать с точки зрения чиновника, который рулит большой структурой, то тогда все понятно, но с позиций развития бизнеса... Взять, к примеру, экспорт. Почему газ отдаем на границу с Германией примерно по 100 долларов за тысячу кубов, а не пытаемся выйти на внутренний рынок этой страны, где цены доходят до 400 долларов? Прошло почти два года, как началась либерализация газового рынка, и за это время на территории Германии было создано порядка 12 оптовых сбытовых газовых компаний, но ни в одной из них «Газпром», который поставляет большую часть газа в эту страну, не участвует. Сейчас в европейских странах идет процесс приватизации сетей низкого и среднего давления. Но и здесь «Газпром» не пытается ничего предпринимать.

По прогнозам до 2007 года потребление газа в Европе вырастет на 50 млрд кубов. У «Газпрома» ресурсов для того, чтобы занять эту нишу в условиях падающей добычи, не будет, учитывая, что на сегодняшний день даже внутренний рынок ощущает очень серьезный дефицит газа. Туркменский газ, на который надеются в «Газпроме», сейчас продается по 42 доллара плюс транспортировка. В условиях снижения оптовых цен на газ в Европе в результате либерализации рынка выгода от продажи такого газа вызывает большие сомнения. Поэтому одна из главных задач «Газпрома» -- всеми силами пытаться влезть на розничный газовый рынок в Европе. Они же занимаются экономически несостоятельными проектами типа Северо-Европейского газопровода для поставок газа на спотовый рынок Великобритании. Российский газ там будет просто неконкурентоспособен. Если стоит государственная задача, что мы должны присутствовать на газовом рынке в Великобритании, то нужны два завода по сжижению газа на юге и севере страны, и отправлять туда топливо надо газовозами. Это гораздо проще и дешевле.

-- Вы говорили об этом с руководителями «Газпрома»?

-- Это и послужило одной из причин моей отставки. Мы пытались донести до топ-менеджеров «Газпрома», что сводить все предложения к увеличению цен нельзя -- нужно вести разговор содержательно. Со своей стороны мы предлагали некоторые идеи (я о них говорил выше), которые попросту игнорировались. Ту же электронную площадку мы предлагали со временем выводить из состава «Газпрома», чтобы она была по-настоящему независимой, чтобы туда пришли другие продавцы. Но, к сожалению, нас там так и не услышали. Что касается проблемы цен на газ внутри страны, то я ее считаю несколько надуманной. После январского повышения тарифов на 20% продажа газа внутри страны для «Газпрома» стала рентабельной на практике. Более того, уже в этом году у него не должно быть убытков на внутреннем рынке.

-- «Газпром» обвиняет вас в уводе из «Межрегионгаза» актива -- агрохимической корпорации «Азот»...

-- Это не мой принцип -- уходя из компании, забирать у нее какие-то активы. Менеджеры «Газпрома» своими неграмотными действиями привели к тому, что акции «Азота» были выкуплены другими акционерами. Я в письме предупреждал Алексея Борисовича Миллера, что не стоит не принимать решение о продаже акций «Азота» «Газпрому», поскольку у других участников ЗАО появилось бы законное преимущественное право выкупить их. В итоге это и произошло.



Региональные компании по реализации газа и филиалы «Межрегионгаза» ежеквартально и ежегодно готовят отчеты о фактических поставках газа потребителям (по отраслям промышленности, а также населению и ЖКХ) и его оплате. Центральное производственное диспетчерское управление совместно с профильными департаментами и «Газэкспортом» готовит и до 1 октября представляет председателю правления «Газпрома» прогнозный годовой баланс на будущий год. На его основании ЦПДУ в недельный срок определяет общий объем газа концерна, который планируется направить на внутренний рынок. После этого регионгазы собирают заявки предприятий и губернаторов (по коммунально-бытовым потребителям и населению) и готовят предварительный план продаж газа, который предоставляется в департамент г-на Селезнева до 15 октября. Этот департамент составляет баланс газа на следующий год и передает его «на рассмотрение и согласование совету директоров «Газпрома» (комиссии совета директоров)». Директором или специально созданной при совете комиссии отводится на это не более двух недель. На основании этого документа регионгазы и МРГ на территориях, где еще действуют его филиалы, до конца года заключают договора на поставку газа. При этом документ рекомендует заключение долгосрочных договоров с потребителями, обеспечивающими своевременную оплату газа на условиях предоплаты и не имеющими старых долгов. Оперативное выделение дополнительных объемов поставок (так называемых сверхлимитных) отдано полностью на откуп департаменту г-на Селезнева.
Алексей ГРИВАЧ

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  20.03.2003
Совет директоров «Газпрома» 25 марта обсудит новый порядок реализации газа внутри страны. Инициаторами такого обсуждения выступили представители государства в совете -- вице-премьер Виктор Христенко и министр экономического развития Герман Греф, которые на заседании 4 февраля раскритиковали действия менеджмента «Газпрома». В конце прошлого года Алексей Миллер подписал приказ №129, который лишал дочернюю структуру концерна «Межрегионгаз» функций единого оператора сбыта газпромовского газа и передавал их департаменту маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов Кирилла Селезнева. При этом согласований с советом директоров новая стратегия «Газпрома» на внутреннем рынке не прошла. В итоге с подачи госпредставителей было решено доработать документ с привлечением специалистов Минэкономразвития и представить на рассмотрение совета директоров в месячный срок. За это время Алексей Миллер отправил в отставку несогласного с новой политикой главу «Межрегионгаза» Николая Горновского, а «Газпром», хотя и с опозданием, разработал новый порядок... >>
  • //  20.03.2003
НРБ стал совладельцем авиакомпании
Национальный резервный банк (НРБ) и компания Millhouse Capital объявили вчера о завершении сделки по купле-продаже блокирующего пакета акций «Аэрофлота». Сумма, за которую НРБ приобрела у Millhouse «более 26% акций» авиакомпании, официально не разглашается. Председатель Совета директоров Millhouse Capital Евгений Швидлер ограничился по этому поводу заявлением: «Мы считаем очень важной работу, которую проделали частные инвесторы в «Аэрофлоте». Высокий интерес к пакету акций «Аэрофлота» и стоимость сделки явились результатом этой работы»... >>
  • //  20.03.2003
Усиление пруденциального надзора останется приоритетом команды Сергея Игнатьева и в текущем году, заявил вчера первый зампред Центробанка Олег Вьюгин. На Неглинной по-прежнему считают надзор панацеей от большинства болезней банковского сектора, следствие которых -- его пресловуто низкая капитализация. Хотя, по мнению ряда представителей власти, путь реформирования, выбранный главным банком страны, может отбросить всю банковскую систему далеко назад... >>
  • //  20.03.2003
Льготы для мореходов ожидаются в этом году
Минтранс рассчитывает ввести льготный режим регистрации морских судов в этом году. Соответствующий законопроект будет внесен на рассмотрение правительства в ближайшие недели, а до конца 2003 года чиновники надеются провести его через Госдуму. Об этом вчера сообщил газете «Время новостей» заместитель министра транспорта, статс-секретарь Максим Прохоров. Законопроект ставит целью вернуть под российскую юрисдикцию морские суда, работающие сейчас под так называемыми удобными флагами Кипра, Панамы, Либерии и других государств с льготным налоговым режимом. Для этого Минтранс предлагает предоставить судовладельцам такие же, как в этих государствах, или даже еще более привлекательные условия. Правда, воспользоваться ими не смогут суда, которые ходят сейчас под российским флагом. Законопроект распространяется исключительно на суда, зарегистрированные в других странах и работающие вне правового поля России, исключительно на зарубежном фрахтовом рынке... >>
  • //  20.03.2003
В начале февраля вступил в силу указ президента о либерализации торговли алмазами и бриллиантами, который должен был облегчить экспорт драгоценных камней. Генеральный директор структурного подразделения «Бриллианты АЛРОСА» алмазодобывающей компании АЛРОСА Александр НОВОСЕЛОВ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Владиславу ДОЛГОВУ, почему этого не произошло... >>
  • //  20.03.2003
Коалиция в защиту прав интеллектуальной собственности и российские потребительские организации объявили вчера результаты первого в истории России опроса потребителей на тему борьбы с подделками. Это исследование показало, что в 2002 году с подделками столкнулись 93% москвичей. В связи с этим президент CIPR Питер Некарсулмер заявил, что потребители ждут от Владимира Путина активного участия в решении проблемы борьбы с контрафактной продукцией... >>
  • //  20.03.2003
Министерство путей сообщения (МПС) дало вчера понять, что Транскредитбанк (ТКБ) обречен быть опорным банком железной дороги, а его приватизация, скорее всего, не состоится. Наиболее вероятные варианты развития событий: 75% акций Транскредитбанка на сумму 1,27 млрд руб. могут быть внесены в уставный капитал ОАО «Российские железные дорогие» (РЖД), которое будет выделено из МПС в этом году, или выкуплены дочерними структурами этой компании. Кроме того, как сообщил вчера исполняющий обязанности президента ТКБ Юрий Красковский, банк только что приступил к разработке долгосрочного плана сотрудничества с ОАО «РЖД»... >>
  • //  20.03.2003
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства наложило административное взыскание на «Магазины электроники «Мир» за нарушение антимонопольного законодательства, сообщается в пресс-релизе МАП. В сообщении говорится, что в МАП поступили документы о приобретении ОАО «Мир» по 100% уставного капитала трех компаний -- «Дарина», «Бриар Плюс» и «Глобус-Инвест». Как было установлено, эти сделки совершены без предварительного согласования с МАП, что «является нарушением п. 1 ст. 18 закона «О конкуренции». Административное взыскание, наложенное МАП, предусматривает уплату юридическими лицами штрафа в размере от 500 до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда (1 МРОТ по штрафам составляет 100 руб.). >>
  • //  20.03.2003
Новыми членами Российского союза автостраховщиков (РСА) стали 10 дочерних компаний «Росгосстраха». Среди них семь межрегиональных центров -- «РГС -- Дальний Восток», «РГС -- Поволжье», «РГС -- Северо-Запад», «РГС -- Сибирь», «РГС -- Центр», «РГС -- Юг» и «РГС -- Урал», а также три компании -- «РГС -- Аккорд» (Башкирия), «РГС -- Подмосковье» и «РГС -- Татарстан». По словам замгендиректора РГС Ларисы Дыдыкиной, все региональные центры получат самостоятельные лицензии на обязательное страхование автогражданской ответственности, закон о котором вступает в силу с 1 июля 2003 года. >>
  • //  20.03.2003
Законопроект об обязательном страховании жилья будет внесен в Госдуму к началу 2004 года, сообщил вчера председатель Госстроя Николай Кошман. Он отметил: «Я думаю, что законопроект об обязательном страховании жилья будет рассматриваться новым составом Госдумы. Вероятно, Госстрой внесет проект закона в правительство также ближе к этому сроку». Ранее Госстрой планировал подготовить проект указа президента о страховании вновь введенного и индивидуального жилья и внести на рассмотрение правительства проект федерального закона об обязательном страховании жилья и объектов коммунальной инфраструктуры в первом полугодии 2003 года. >>
  • //  20.03.2003
Британские компании готовы принять участие в реализации проекта TACIS по строительству комплекса по переработке радиоактивных отходов стоимостью 80 млн евро на Смоленской атомной станции. В первой половине марта уже состоялась встреча участников этого проекта -- представителей «Росэнергоатома», Смоленской АЭС, «Атомтехэнерго», «Атомэнергопроекта», британских компаний BENIC и British Energy, московского бюро по мониторингу проектов TACIS и бюро по управлению программой TACIS. В рамках программы TACIS на этот проект предполагается выделить 10 млн евро. >>
  • //  20.03.2003
В России обращается сейчас свыше 5 млн карт Visa, сообщил вчера гендиректор представительства Visa в России Лу Наумовский. В целом в СНГ, по его словам, в обращении находится 9,1 млн карт. Оборот по картам Visa в России составил в 2002 году 6,7 млрд долл. В стране действует около 51 тыс. пунктов, обслуживающих карты Visa, а число точек, оснащенных электронными терминалами, выросло на 47%. Карты Visa выпускают 218 российских банков. Всего в регионе CEMEA (страны Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки) обращается 44,5 млн карт. По словам исполнительного директора Visa CEMEA Брайана Хакетта, 73% карт, выпущенных в этом регионе, эмитировано в Центральной и Восточной Европе. >>
  • //  20.03.2003
УАЗ открыл сборочное производство своих автомобилей во Вьетнаме. В текущем году там планируется произвести 1200 автомобилей, первые 48 «УАЗов», смонтированных в Ханое на заводе «Тханьсуан», уже переданы покупателям. Ульяновский завод предоставил вьетнамской стороне лицензию на сборку своих автомобилей сроком на пять лет. Лицензионное соглашение предусматривает сборку 3500 автомобилей. Предполагается, что эти автомобили будут продаваться не только во Вьетнаме, но и в соседнем Лаосе. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ