N°48
19 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  19.03.2003
Руслан, Людмила и натуральные трубы
Партитура оперы Глинки реконструирована по заказу Большого театра

версия для печати
Большой театр обнародовал важные подробности последней оперной премьеры текущего сезона -- глинкинского «Руслана и Людмилы». По словам менеджеров театра, проект из спокойно-консервативного по духу превратился в крайне амбициозный уже в процессе подготовки. Всему виной стало музыкантское любопытство и пристрастное отношение к материалу ее музыкального руководителя Александра Ведерникова. Именно ему опера «Руслан и Людмила» обязана тем, что в апреле предстанет перед публикой не только в виде новой постановки, но в сопровождении международного научного симпозиума в трех частях («Открытия. Контексты. Проблемы»), выставки, аудиозаписи (она будет осуществлена голландской фирмой «Пента тон») и, наконец, академического издания партитуры по источникам, найденным в процессе исследовательской работы, инициированной и оплаченной Большим театром.

Оказалось, что любовь Ведерникова к старинным инструментам (с ней публика Большого уже встречалась в новой версии «Хованщины», когда на сцене появлялся оркестр архаических, так называемых «натуральных» медных духовых инструментов) и желание блеснуть знаточеским музыкальным обликом способны свернуть горы. Для театра были куплены старинные арфы и фортепиано у частных лиц, а также созданы копии старинных труб, валторн и тромбонов. К тому же авторитет советского издания оперы меркнет благодаря розыску и открытию неизвестных авторских и авторизованных фрагментов глинкинской партитуры. Но и это не все. Спектакль обещает выглядеть заметно радикальнее, чем предполагалось, так как постановочная команда заменена на модных Виктора Крамера, Александра Орлова и Глеба Фильштинского.

Для пересудов о проекте теперь требуется знание терминов «аутентизм» и «постмодернизм», чего Большой пока еще не предлагал своей публике так отчетливо. Под аутентизмом в данном случае имеется в виду некоторое общее движение в сторону авторского текста. С помощью авторитетного ученого Евгения Левашева обнаруженные в архивах театра фолианты 1842 года сверены с партитурой «с улицы Росси» (по ней опера игралась впервые). А главная левашевская научная сенсация -- «берлинский авторизованный список секретаря», объемный и детальный, -- пока оставлен, чтобы лечь в основу академического издания, поскольку был найден уже во время работы над постановкой (участники пресс-конференции уклонились от точной хронологии событий, а объясняя выбор источников из девяти, названных Левашевым, Ведерников заявил: «Сверенной партитуры Большого оказалось вполне достаточно, остальное легко реконструируется»). Таким образом, речь идет о двух проектах (постановка и издание), основанных на разных документах, но объединенных одним титулом, одним финансированием и профессионализмом одной исследовательской группы.

Что же касается постмодернизма, теперешний начальник отдела долгосрочного планирования театра Вадим Журавлев отослал к западноевропейским традициям и объяснил этим сочетание музейности и современности в проекте (часть журналистов была явно напугана перспективой слушать архивную музыку и одновременно смотреть «радикально современное» зрелище). Очевидно, что при желании этим словом можно также объяснять и нестрогость аутентистских намерений театра, и любые другие тонкости. В любом случае понятно, что театр теперь не только вычерчивает собственную хитрую линию между респектабельной и актуальной эстетическими платформами, но и учится эффектно рекламировать себя и свою продукцию.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.03.2003
«Весна священная» в Русском камерном балете «Москва»
В глубине сцены -- высокая серая стенка. На разной высоте из нее выпирают маленькие полочки -- вот ровно чтобы на такую можно было сесть скрючившись или встать не слишком-то свободно. Больше никаких оформительских изысков, лишь ноги танцовщиков перемешивают мелкую черную пыль (на пресс-конференции так много говорили о том, что сцена будет засыпана песком, -- казалось, будут барханы; на самом деле -- всего ничего, хватает лишь на то, чтобы скромный фонтанчик поднять ногой). В течение тридцати пяти минут приглашенный на постановку в Русский камерный балет «Москва» французский хореограф Режис Обадиа то прилаживает к этой стенке шестерых танцовщиков и шестерых танцовщиц, то снова отпускает потанцевать. Получается очень красиво... >>
  • //  19.03.2003
Исторически сложилось так, что произведения из бременского Кунстхалле, найденные в тайнике под Берлином и вывезенные советскими солдатами, послужили полигоном для экспериментов в деле реституции. Речь идет не только о той их части, которая досталась капитану Красной армии Виктору Балдину и получила название «балдинской коллекции». Больше тысячи рисунков и гравюр, десятки картин в вещмешках и чемоданах пересекли в 1945 году границу в Бресте... >>
  • //  19.03.2003
Партитура оперы Глинки реконструирована по заказу Большого театра
Большой театр обнародовал важные подробности последней оперной премьеры текущего сезона -- глинкинского «Руслана и Людмилы». По словам менеджеров театра, проект из спокойно-консервативного по духу превратился в крайне амбициозный уже в процессе подготовки. Всему виной стало музыкантское любопытство и пристрастное отношение к материалу ее музыкального руководителя Александра Ведерникова. Именно ему опера «Руслан и Людмила» обязана тем, что в апреле предстанет перед публикой не только в виде новой постановки, но в сопровождении международного научного симпозиума в трех частях («Открытия. Контексты. Проблемы»), выставки, аудиозаписи (она будет осуществлена голландской фирмой «Пента тон») и, наконец, академического издания партитуры по источникам, найденным в процессе исследовательской работы, инициированной и оплаченной Большим театром... >>
  • //  19.03.2003
В музее архитектуры наступила выставочная оттепель
Кажется, все уже потеряли надежду на то, что выставки в Музее архитектуры снова станут героями страниц респектабельных журналов и деловых газет. А вот гляди ж ты... После осенне-зимней апатии и спячки слегка забытый всеми музей пробудился. Услышал звон капели, мурлыканье мартовских котов. В его окнах-очках заиграло весеннее солнышко. Старина МУАР потянулся, улыбнулся и распахнул двери для нескольких хороших выставок. Очень, кстати, весенних по настроению... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика