N°47
18 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  18.03.2003
Мостик из шестидесятых в нулевые
В галерее «Сэм Брук» открылось «Пространство переживаний» Владимира Янкилевского

версия для печати
Ретроспектива классика нонконформистского искусства Владимира Янкилевского проходит в галерее «Сэм Брук». Янкилевский более известен как концептуальный художник, который одним из первых в России (наряду с Ильей Кабаковым) начал работать в жанре инсталляции. На выставке представлена другая грань его творчества. Подобно многим нонконформистам, Владимир Янкилевский дебютировал абстракцией. Этому предшествовало годичное обучение в легендарной студии Элия Белютина, одной из главных лабораторий авангардного искусства в послесталинской Москве. Дебют Янкилевского состоялся в Манеже -- на выставке-провокации в декабре 1962 года. Сегодня те самые, разгневавшие генсека «манежные» работы выставлены в галерее «Сэм Брук». Это картины из цикла «Тема и импровизация».

Благодаря грамотной режиссуре экспозиции понимаешь, что язык абстрактного искусства остается важным для художника и сейчас. Пластические мотивы ранних работ находим в сериях, выполненных два-три года назад. А картины из частных коллекций (в том числе из коллекции композитора Альфреда Шнитке) служат мостиком из шестидесятых годов прошлого века в «нулевые» столетия нынешнего. Инсталляций на выставке нет совсем, но тем, кто без них жить не может, предлагаются графические листы 90-х, на которых изображения инсталляций соседствуют с абстрактными мотивами. Знаменитые «люди в ящиках», метафоры и советской коммунальности, и персональной отчужденности, как ни странно, смотрятся менее тяжело и беспросветно по соседству с собственно абстрактными импровизациями, хмурыми и депрессивными, как мрачнейшая низкая медь во втором Concerto grosso Шнитке.

Интересно, что галерея «Сэм Брук» является своеобразным московским аналогом Отдела новейших течений Русского музея в Петербурге. Она отвечает за современное искусство в формате выставочной политики Третьяковской галереи, то есть в рамках традиции -- как иконографической, так и искусствоведческой. Судя по выставке Владимира Янкилевского, в контексте традиции у нас потихоньку оказываются и крупнейшие мастера второй половины ХХ века. Это не может не радовать -- не все же им проходить по категории «признанный на Западе».
Валентин ДЬЯКОНОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.03.2003
В позапрошлом мае режиссер Кама Гинкас справил свое 60-летие. В статьях, написанных к юбилею, режиссера, как подобает, поздравляли и нахваливали, но, кроме того, едва ли не каждый из авторов старался вывести свою формулу чествуемого таланта, назвать главные его свойства. Интересно было бы составить частотный словарь понятий, применяемых к режиссерскому мышлению Гинкаса и к его спектаклям. Прикинем: на первых местах в этом перечне оказались бы, скорее всего, острота интеллекта, парадоксальная логика, метафоричность, юмор, болезненная зацикленность (вернее было бы -- бесстрашная и безжалостная сосредоточенность) на «проклятых вопросах». Или: умение провоцировать публику, накалять атмосферу, терзать зрительские чувства и будить изнурительную радость сострадания в тех, кто способен ее испытать. Видное место занял бы эпитет «шокирующий» -- он употребляется не по делу, но очень часто. Я не думаю, однако, что в 2001 году среди всех этих слов могло оказаться то, которое сегодня произнести попросту необходимо, -- лиризм... >>
  • //  18.03.2003
Объявлены номинанты на «Нику»
«Нике» не повезло с «Золотым орлом» -- лучше бы его церемонию провели, как предполагалось, в сентябре, а не в январе, тогда бы «Орел» закрыл год, а «Ника», напротив, его открыла бы. А так получилось, что «Ника» -- российская кинопремия с 16-летней историей -- стала второй. «Орел» увел с собой и каналы -- первый и второй, так что «Нике» пришлось довольствоваться четвертым: договор с НТВ о трансляции на три года вчера на пресс-конференции прилюдно подписали Николай Сенкевич с Игорем Шабдурасуловым... >>
  • //  18.03.2003
В галерее «Сэм Брук» открылось «Пространство переживаний» Владимира Янкилевского
Ретроспектива классика нонконформистского искусства Владимира Янкилевского проходит в галерее «Сэм Брук». Янкилевский более известен как концептуальный художник, который одним из первых в России (наряду с Ильей Кабаковым) начал работать в жанре инсталляции. На выставке представлена другая грань его творчества. Подобно многим нонконформистам, Владимир Янкилевский дебютировал абстракцией. Этому предшествовало годичное обучение в легендарной студии Элия Белютина, одной из главных лабораторий авангардного искусства в послесталинской Москве. Дебют Янкилевского состоялся в Манеже -- на выставке-провокации в декабре 1962 года. Сегодня те самые, разгневавшие генсека «манежные» работы выставлены в галерее «Сэм Брук». Это картины из цикла «Тема и импровизация»... >>
  • //  18.03.2003
Чуть больше года тому назад питерское издательство «Азбука» запустило на рынок весьма остроумную фальсификацию. О романе «Легкий завтрак в тени некрополя» так называемого Иржи Грошека писали все. Но еще больше мучились критики над загадкой происхождения автора. Чех этот Иржи Грошек или не чех? Сейчас стало понятно: никакой он не чех и, скорее всего, даже чешский не доучил. Но как, однако, купились! А удалась обманка совсем не из-за подробных сведений об авторе, приведенных на задней стороне обложке, -- подкупил сам стиль. Ну не способен, казалось, ни один стопроцентный русский на такую безумную всепоглощающую иронию, замешанную на кнедликах, свиных рульках, пиве «Вельвет» и швейковских байках... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика