N°40
06 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  06.03.2003
Облака цветной пыли
Демонстрируются в Эрмитаже и по всему Петербургу

версия для печати
В Петербурге открылась выставка «Пастели западноевропейских художников XVI--XIX веков в собрании Эрмитажа». Это, пожалуй, главная часть Европейского фестиваля искусства пастели. Он приурочен к 300-летию города, посвящен памяти венецианки Розальбы Каррьеры и петербурженки Зинаиды Серебряковой и состоит сразу из пяти выставок. Кроме эрмитажной по две экспозиции приготовили Музей истории Санкт-Петербурга и Академия художеств.

«Искусство современной пастели» заняло два музея -- особняк Румянцева на Английской набережной и «Невскую куртину» Петропавловской крепости. Академические выставки также расположены в разных зданиях. «Пастель в Российской академии художеств в прошлом и настоящем» показывается в главном здании на Васильевском острове, другая, «Провинция Кунео в пастелях Петра Чахотина», -- в музее-квартире Исаака Бродского на площади Искусств.

Пастель -- хрупкий состав, состоящий из мела, пигмента и связующего гуммиарабика. Вероятно, впервые столь камерное и редкое искусство добилось такого широко внимания. История взлета и падения пастели -- тема экспозиции, расположенной в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа. Все началось с использования цвета в подготовительных рисунках к картинам мастеров XVI века. Чуть позже вошло в моду делать мелками быстрые портреты. (Это и сейчас можно увидеть на наших улицах.) Но непревзойденный уровень пастельного искусства был достигнут Даниэлем Дюмустье и Клодом Мелланом в XVII веке. Расцвет пастели в эпоху рококо в творчестве французских художников, без сомнения, подготовила Розальба Каррьера. Атмосфера полутонов Венеции выражена этим неподражаемым мастером весьма изощренно. На выставке четыре ее работы. Безоговорочно отдаю первенство «Портрету молодой женщины в платье, отороченном мехом горностая». Здесь чувственность и пленительность удалены в тень тонким инструментом человека, знающего рецепты высшей гармонии мельчайших оттенков цвета. Если в начале XVIII века пастель научилась подражать масляной живописи, то в его середине уже живопись подражала пастели. Например, так делал наш Федор Рокотов в своих томных портретах. Другой классический пример, конечно, Франсуа Буше.

Французская революция безжалостно разрушила сентиментальное искусство, которое, правда, продолжало существовать на периферии культуры, как показывают работы Жана Антуана Валера, прекрасно имитировавшего кораблекрушения Жозефа Верне. Русское провинциальное дворянство продолжало любить пастель всю первую четверть XIX века, в чем ему немало помог Иоганн Барду, художник усердный, но не гениальный. В середине XIX века пастель испытала первое возрождение в искусстве салона. Тогда она уже не погружала зрителя в мир полунамеков, а, наоборот, противно своей природе, соревновалась с фотографией в точности изображения натуры. Новый триумф пастель пережила в творчестве импрессионистов. На выставке в Эрмитаже представлены три превосходные работы Дега. Пастелей Зинаиды Серебряковой, русской последовательницы француза, к сожалению, на выставке нет, но и без ее творчества панорама получилась весьма впечатляющей.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.03.2003
«Восьмая миля» на московских экранах
Издалека афиша фильма Кертиса Хэнсона «Восьмая миля» вызывает ассоциации вполне однозначные. Некий молодой человек сидит на корточках и набивает заранее освобожденную от содержимого папиросу недвусмысленной растительной массой. Типичная картинка из-за кулис уличного цирка, одинакового что в Южном Бронксе, что в Северном Бутове. Но если приглядеться, то станет ясно: наркотический флер здесь ни при чем. В руках у молодого человека не косяк, а авторучка, смешанная с табаком марихуана превращается в буковки, бисерным почерком выписываемые на ладони... >>
  • //  06.03.2003
Названы очередные «души танца»
Жизнь журнала «Балет» отличает клокочущая борьба с самим собой. Традиционная схема такова: опубликует редакция что-нибудь особенно чудовищное (вроде недавней статьи М. Ильичевой, где неугодная ей репертуарная политика Мариинского театра объясняется происками «внедренных» в его руководство людей, -- ах, товарищ Жданов, живо твое учение) -- потом бежит извиняться, налаживать дипломатические отношения (в следующем номере обещан очерк творчества лично директора балета Мариинки Махара Вазиева, написанный лично главным редактором журнала Валерией Уральской). И призы, раздаваемые каждый год журналом «Балет» (бронзовое изображение голой безрукой девушки), к творческим достижениям награждаемых имеют весьма косвенное отношение: это не статуэтки -- это юбилейные подарки, авансы, извинения и дипломатические послания... >>
  • //  06.03.2003
«Корабль дураков» приплыл в мрачном настроении
На сцене Центра имени Мейерхольда состоялась долгожданная премьера: Творческая группа Ship of Fools наконец показала свою «Школу шутов», которую обещала выпустить еще два месяца назад. В этом сезоне премьеры вообще редко появляются в срок, но Николай Рощин и его актеры, кажется, побили все рекорды непунктуальности. Это тревожно. Зрелищу, созданному в самом модном фестивальном формате («не длиннее 100 минут, и как можно меньше разговоров»), судя по всему, суждено большое плавание -- от Авиньона до Эдинбурга со всеми мыслимыми остановками. Будем надеяться, что капитан Рощин сумеет приучить себя к дисциплине, а не то бесцеремонная жизнь даст «Кораблю дураков» свои небезболезненные уроки -- и догонит, и возьмет на абордаж, и еще даст, и мало не покажется... >>
  • //  06.03.2003
Демонстрируются в Эрмитаже и по всему Петербургу
В Петербурге открылась выставка «Пастели западноевропейских художников XVI--XIX веков в собрании Эрмитажа». Это, пожалуй, главная часть Европейского фестиваля искусства пастели. Он приурочен к 300-летию города, посвящен памяти венецианки Розальбы Каррьеры и петербурженки Зинаиды Серебряковой и состоит сразу из пяти выставок. Кроме эрмитажной по две экспозиции приготовили Музей истории Санкт-Петербурга и Академия художеств... >>
  • //  06.03.2003
Российские деловые круги поощряют артистов
«Кумир», премия за лучшие актерские работы, вручается уже в пятый раз, и ее можно считать материальным выражением зрительских симпатий: в жюри нет ни одного профессионала. То есть вовсе без знатоков и тут не обходятся, но их обязанности сведены к отбору театральной, кино- и телепродукции. А вот оценивать отобранный экспертами материал приходится представителям банков, промышленных и финансовых корпораций, страховых компаний и прочим деловым людям... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика