N°3
13 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  13.01.2003
Традиция есть традиция
«Рассказчиком года» стал Асар Эппель

версия для печати
После объявления короткого списка претендентов на премию имени Юрия Казакова (журнал «Новый мир» и Благотворительный резервный фонд чествуют «рассказ года») гадали мы о том, что же все-таки означает поговорка «Бог троицу любит» применительно к этому сюжету. Версий было две. Первая. Марина Вишневецкая, чьи рассказы ежегодно попадали в шорт-лист «казаковки», с третьего раза получит все-таки безусловно заслуженную награду за пронзительно трагический и ошеломляюще неожиданный «Опыт принадлежания» («Октябрь», №10). Версия вторая. Традиция останется в силе. Вишневецкая догонит другого незаурядного прозаика «среднего поколения» Алексея Слаповского, трижды добиравшегося до букеровского финала («Первое второе пришествие», 1994; «Анкета», 1998; «День денег», 2000) и трижды «уступавшего» свою награду более достойным с судейской точки зрения сочинителям. Верной оказалась вторая. В чем я лично, признаюсь, не сомневался ни минуты.

Премию имени Юрия Казакова получил Асар Эппель за рассказ «В паровозные годы» («Знамя», №10). Так решило жюри, возглавляемое прозаиком Ольгой Новиковой. Литературная публика, собравшаяся на церемонию в Доме-музее Марины Цветаевой, встретила эту весть с одобрением, переходящим в легкий энтузиазм. Еще бы, Эппель -- писатель приятный во всех отношениях. По удачному слову одного из коллег, настоящий «энтузиаст жанра». То есть пишет исключительно рассказы, и в изрядном количестве. Ни с одним из респектабельных толстых журналов тесно не связан (а кто теперь для кого-нибудь вполне «свой»?) и всюду привечаем. Как «поздняя» Людмила Петрушевская, Юрий Буйда, Игорь Клех (первый «казаковский» лауреат), Григорий Петров, Вячеслав Пьецух. Тоже «энтузиасты жанра», не часто и не слишком успешно покидающие свою «золотую ниву». При всем различии этих авторов, есть у них выраженные общие черты: страсть к циклизации (романы Буйды, исключая, пожалуй, «Ермо», были не слишком аккуратно закамуфлированными циклами рассказов), приязнь к некоему «обыденно экзотичному» локусу (у Эппеля -- московское предместье рубежа 40--50-х годов), легкая (а иногда тяжелая) макабричность, легкое (а иногда тяжелое) юродство (как предмет изображения и стиль), изобилие всяких забытых несуразных, экстравагантных предметов (и, соответственно, «неслыханных» словечек), нередко (у Эппеля, в частности) сказовые интонации и расположение «странных» слов в максимально неестественном порядке. («Известного нам полустанка отец достиг забирать ее уже одноглазую». Это из премированного рассказа -- сочинения, что по праву должно считаться идеальной моделью жанра.) Жанровый исток этой прозы -- городской фольклор: жестокий романс, анекдот, детские дразнилки, «истории» из девичьих и дембельских альбомов, страшилки-копошилки про «черную, черную, черную комнату». Внутренний ее пафос -- страсть коллекционера, любителя «антиков» и «раритетов». Отсюда коллекционерская сентиментальность, коллекционерская холодная безжалостность и коллекционерская упоенность собой, весьма способствующая авторской плодовитости. Классик жанра, попросту презиравший «литературные условности» Андрей Сергеев, откровенно назвал свое собрание пестрых «вещных» баек «Альбомом для марок». Что не помешало, а, пожалуй, помогло ему получить за этот самый «Альбом» букеровскую премию. (Каковая вообще-то задумывалась как награда для авторов «морально устаревшего» романа.) Судя по успеху Эппеля, «коллекционерская проза» по-прежнему в цене. И зря новый лауреат, благодаря за премию, говорил о тихом возделывании своего огородика на литературной обочине. Марьина Роща давно уже центр столицы, а страшные «гиштории» Эппеля самый что ни на есть «мейнстрим».

А еще «Новый мир» наградил своих авторов: поэтов Светлану Кекову и Михаила Поздняева, очеркиста Василия Голованова, критика Вл. Новикова, москвоведа (типичнейшего коллекционера) Рустама Рахматулина и прозаика Владимира Маканина, дабы не обиделся, что его обошли «казаковкой». А еще на премию имени Ивана Петровича Белкина (журнал «Знамя» и издательство «ЭКСМО» чествуют «повесть года») выдвинуто 28 сочинений (а сколько среди них романов и рассказов, пусть жюри разбирается). А еще сегодня, в канун старого Нового года, «Знамя» будет награждать своих лауреатов. Традиционность происходящего, конечно, временами настраивает на меланхолический лад, но зато свидетельствует: все на своих местах, мир не перевернулся, порядок есть порядок.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.01.2003
Илзе Лиепа отчиталась за проделанную работу
Прошедший на Новой сцене Большого театра творческий вечер Илзе Лиепы «Жизнь без слов», Большому театру не принадлежал: мероприятие устраивал фонд имени Мариса Лиепы. Что обещало, как всегда, портрет великого танцовщика имперских времен на стене, сладковатые монологи его сына на авансцене и в финале вброс какой-нибудь попсы. В общих чертах все так было и на этот раз - с одним существенным исключением... >>
  • //  13.01.2003
«Рассказчиком года» стал Асар Эппель
Обзор новых выпусков журналов... >>
  • //  13.01.2003
Новый фильм с Эдди Мерфи на экранах Москвы
В отличие от грустного и трогательного Сильвестра Сталлоне, который окончательно смирился с потерей своего титанического статуса, еще одна звезда восьмидесятых, Эдди Мерфи, упорно не желает поверить в то, что баснословные времена «48 часов» и «Полицейского из Беверли-Хиллз» канули безвозвратно... >>
  • //  13.01.2003
«Культура как конструкторское бюро» -- общая тема двух новых проектов
Рафинированная «Крокин-галерея» и не менее рафинированный журнал «Пинакотека» решили поддаться тому, что итальянские футуристы называли «лирическим наваждением материи». Иначе, решили они увидеть Вселенную глазами Джона Рескина -- как «неистовое мускульное действие» таинственных шестеренок, автоматов, атомов и электродов, запечатленное в чертежах и плато электронных схем... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика