|  | ||
|  | ||
| N°235 17 декабря 2003 |  | Издательство "Время" | 
|   | ||||
| // Архив | // поиск | |||
|  | ||||
| 
         |  | 
   Ноев ковчег симфонизма Музыка Гектора Берлиоза в рамках проекта «Большой в Большом» 
Появление в программах репертуарных раритетов сегодня удивляет мало. Но те из них, которые интересны шокировавшим в свое время смелым мастерством, производят особенно сильное впечатление. Такова Траурно-триумфальная симфония Гектора Берлиоза -- монументальное полотно, Ноев ковчег симфонической музыки, снова пущенный в плавание главным дирижером Большого театра Александром Ведерниковым в рамках программы «Большой в Большом». Это новый поход Ведерникова на Берлиоза после «Фауста», сыгранного на сцене Большого театра. Концерт посвящен 200-летию со дня рождения композитора. Творческие силы ГАБТа были представлены в БЗК не только огромными, в несколько составов, оркестром и хором, но и сильными солистами: сопрано Еленой Вознесенской, меццо Светланой Белоконь и специально приглашенным из Франции тенором Франсуа Суле. Последний с редким воодушевлением солировал в ансамбле со своими не менее темпераментными партнершами в берлиозовской обработке «Марсельезы» -- классическом образце массовой песни 200-летней выдержки, лапидарность и захватывающую силу которой Берлиозу удалось совершенно по-особому подчеркнуть своей инструментовкой. (Нелишне напомнить, что берлиозовские сочинения по оркестровке штудировали и Брамс, и Чайковский, и Римский-Корсаков.) Буйство композиторской фантазии и прихотливость вокальных партий (с которыми вполне достойно справились солистки) слушатели могли оценить и в другом репертуарном раритете -- фрагментах оперы «Беатриче и Бенедикт». Единственным известным опусом Берлиоза в этот вечер был «Венгерский марш». Главной же достопримечательностью стала именно Траурно-триумфальная симфония. Вокально-оркестровых сочинений, переполненных программными заявлениями в окружении сонма возвышенных идей, найдется не мало. Но редки среди них такие, которые, подобно «Траурно-триумфальной», именно из-за величия своего замысла оказались в роли недоступных необитаемых вершин -- в гордом одиночестве без своей публики и своих искушенных интерпретаторов. Впервые прозвучавшая на массовом шествии, посвященном жертвам революции 1830 года, Траурно-триумфальная симфония на родине композитора исполняется крайне редко. И уж совершенный раритет она для России. За всю советскую эпоху симфония исполнялась пару раз в довоенном Ленинграде и чуть ли не единственный раз в послевоенное десятилетие в Москве (дирижировал Александр Гаук). Невостребованной оказалась даже та, заключенная в музыке идеологическая мощь (симфония о святости героев революции), что определяла лицо официальной культуры недавнего прошлого. Впрочем, эта стихийная сила и есть главная сложность этой симфонии. Для ее воплощения недостаточно собрать огромный оркестр (Берлиоз предусматривал по 20 кларнетов, валторн и труб, 24 барабана, 10 пар тарелок), расположить особым образом хор (в БЗК -- на боковых «крыльях» амфитеатра). Необходимо истово верить пафосу музыки. Ведерников поверил. И победил. Подпись под фото: Александр Ведерников: ох, тяжела ты, партитура Берлиоза |  | 
 
  В галерее «Сэм Брук» открывается «абсолютно провокационная» выставка Организаторам выставки «Автора! Автора!», художнику Константину Батынкову и куратору искусствоведу Сергею Попову, дерзости не занимать. Пришла пора, решили Сережа и Костя, отхлестать по сусалам нашу зажравшуюся и самодовольную арт-тусу... >> 
 Подведены итоги Идеального конкурса на идеальный город В Музее архитектуры награждены победители забавного конкурса на застройку части деревня Жуковка, района самых элитных подмосковных дач... >> 
 Одним из самых скандальных фильмов фестиваля «Французское кино сегодня» стала дебютная работа Марины де Ван «В моей коже». Режиссер сама сыграла главную героиню, сотрудницу PR-компании, которая режет и ест собственное тело. Накануне выхода фильма в прокат с Мариной де ВАН встретился корреспондент газеты «Время новостей» Сергей ТОКАРЕВ. >> 
  Музыка Гектора Берлиоза в рамках проекта «Большой в Большом» Появление в программах репертуарных раритетов сегодня удивляет мало. Но те из них, которые интересны шокировавшим в свое время смелым мастерством, производят особенно сильное впечатление. Такова Траурно-триумфальная симфония Гектора Берлиоза -- монументальное полотно, Ноев ковчег симфонической музыки, снова пущенный в плавание главным дирижером Большого театра Александром Ведерниковым в рамках программы «Большой в Большом»... >>  18:51, 16 декабряРадикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске 18:32, 16 декабряПутин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд 17:58, 16 декабряЗадержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве 17:10, 16 декабряЕвропарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского 16:35, 16 декабряСаакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия 16:14, 16 декабряАссанж будет выпущен под залог 
 | 
|  | ||||
|  | Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией | Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |  | |
|  |