N°227
04 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.12.2003
Больше храмов - меньше тюрем
версия для печати
На вопросы Ольги СЕМИНОЙ отвечает шейх Равиль ГАЙНУТДИН, председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России:

-- Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Я не могу сказать, что ислам политизируется и что мы, религиозные организации, стараемся получить политические дивиденды от нашего сотрудничества с государством. Хочу отметить, что принципиальные изменения в положении ислама, которые часто называют возрождением ислама, начались с 1991 года, и возрождение нашей религии -- это часть общерелигиозного возрождения, начавшегося в России после краха тоталитарной системы. В настоящее время в России действует более 5 тысяч мечетей, 50 высших и средних духовных учебных заведений, где готовятся служители ислама. Мусульманские организации получили возможность беспрепятственно организовывать религиозные центры -- духовные управления мусульман. Их число доходит до 50. Впервые положения Конституции РФ, гарантирующие каждому гражданину право на свободу совести и вероисповедания, получили свое развитие в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Он был принят 26 сентября 1997 года. Получив возможность свободно развиваться, мы сегодня пытаемся строить новые государственно-церковные отношения. Эти отношения должны быть на уровне партнерства, мы хотели бы, чтобы государство с религиозными организациями считалось и сотрудничало. Наши религиозные организации не претендуют ни на какую политическую власть. Мы абсолютно не стремимся идти во властные структуры, но как духовная власть мы хотели бы иметь с ними самые добрые отношения. Хвала Всевышнему, такая тенденция уже наметилась в течение последних десяти лет. Мы уже имеем определенный опыт работы с государственными органами власти; в частности, мы тесно сотрудничаем с Министерством внутренних дел, Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции, Министерствами обороны, культуры, образования. Что касается нас, Совета муфтиев России, мы можем четко сказать: мы не выдвигаем своих кандидатов в депутаты, не выдвигаем своих имамов на какие-то должности. В политику мы не стремимся, но от духовной, общественной жизни российского общества, от социальных проблем религиозные организации не имеют права отстраняться. С другой стороны, на мой взгляд, государственные органы власти сами нуждаются сегодня в нашей поддержке, так как религиозные организации способствуют умиротворению, стабильности в государстве. В целом можно сказать, что в России между государством и традиционными религиями, к которым относится и ислам, сложились и развиваются отношения социального партнерства, и мы положительно оцениваем этот факт.

Мы убеждены: если в нашей стране будут действовать официально зарегистрированные религиозные организации, если там будут работать официально назначенные имамы, получившие богословское образование, умеющие строить диалог между религиями, это будет только во благо страны и наших народов. Если власти не будут разрешать создание легальных религиозных организаций, будут возникать подпольные. Если не будет официального духовного наставника у верующих, который будет просвещать их, тогда придут люди, неизвестно к чему призывающие и чему обучающие. Это опасно для государства.

Некоторые считают: мы должны придерживаться тех рамок, которые были даны в Средние века учеными-богословами, или же мы должны вернуться к началу, т.е. к периоду жития нашего пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Обе эти позиции глубоко ошибочны. Мы же, богословы, говорим: ислам всегда шел в ногу со временем. Ислам никогда не призывает своих последователей к прошлому, а требует смотреть вперед, не отставать от жизни. Требования времени заставляют мусульман по-новому осмысливать и шариат, и религиозное учение. С этой точки зрения -- да, ислам модернизируется. Но это не внесение новшества в религиозное учение. Нет. Религиозное учение соответствует сегодняшним требованиям. Ислам не закостенелая религия, поэтому он и понят, принят современным обществом. Ислам уживается с современной жизнью и становится образом жизни человека. Современный мусульманин, живущий в многонациональном и многоконфессиональном обществе, идущем по пути научного прогресса, принимает все, что есть. Ислам модернизируется как модернизируется наша жизнь.
Беседовала Ольга СЕМИНА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.12.2003
Газета "Время новостей" публикует выдержки из материалов очередного номера журнала «Отечественные записки», посвященного проблемам ислама, актуальным в нашей стране... >>
  • //  04.12.2003
На вопросы Ольги СЕМИНОЙ отвечает шейх Равиль ГАЙНУТДИН, председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман европейской части России... >>
  • //  04.12.2003
Серьезные еврохристианские политики, рассуждая об исламе, включая исламский радикализм, фундаментализм, ваххабизм и т.д., не должны опускаться до уровня провинциальной истерии. И уж во всяком случае не демонстрировать невежество... >>
  • //  04.12.2003
Во второй половине прошлого, XX века, особенно в его последней четверти, стало очевидно, что внутри ислама как системы религиозных представлений, отношений и институтов происходят некие существенные изменения... >>
  • //  04.12.2003
Наступление окрепшей советской власти на шариатские суды началось накануне осуществления на Кавказе общесоюзных программ по индустриализации и коллективизации... >>
  • //  04.12.2003
Причины так называемого исламского возрождения (подъема, политизации, радикализации и т.д.) подробно описаны... >>
  • //  04.12.2003
Позицию российского государства по отношению к мусульманско-правовой культуре следует пересмотреть. В настоящее время шариат воспринимается властными структурами как символ исламского фундаментализма и сепаратизма... >>
  • //  04.12.2003
Главной особенностью исторического развития России как многонационального государства было то, что ее мусульманскими подданными были прежде всего народы тюркского мира... >>
  • //  04.12.2003
Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической категорией (справедливость предмета, характера и результата отношений между хозяйствующими субъектами), ислам задал специфические параметры, которым должно отвечать экономическое поведение верующего... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама