N°224
01 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.12.2003
Памяти великого старика
К 100-летию Михаила Ивановича Царева

версия для печати
Михаил Царев вышел на сцену в 1920 году, когда ему еще не было семнадцати. Почти тридцатилетним (хотя выглядевшим моложе) пришел к Мейерхольду: тот оценил актера, умницу и красавца. Царев, как свидетельствуют критики, замечательно играл Армана в «Даме с камелиями» (Маргариту Готье, естественно, играла Зинаида Райх). С расчетом на Царева-Чацкого ставилась вторая редакция «Горя уму». В 1937-м, однако, актер из ГосТИМа ушел, и ушел вовремя; в мейерхольдовском театре премьер больше не будет, а что дальше случится с Мейерхольдом и его женой, все знают. Царев же в это время (1939) уже был ведущим актером Малого театра. И опять же играл Чацкого.

Конечно, он помнил, кто сделал его по-настоящему значительным артистом; конечно, он ни с кем об этом не говорил.

Цареву не удалась зрелость, как это бывает с мужчинами, старающимися сохранить молодость. Можно возразить: как не удалась, ведь в зрелости, во второй половине сороковых годов, были получены и звание народного артиста, и первая Госпремия. Все так, но не будем забывать, чем в эти годы приходилось расплачиваться за эти регалии. Иногда званием порядочного человека, иногда судьбами друзей, довольно часто -- талантом. У Царева не было возможности (может быть, и желания) не делать официозных мерзостей, он, как и многие другие, участвовал в «кампании по борьбе с космополитизмом» и т.д., но его артистический дар был изначально честен: дар попросту отключился.

Актерский расцвет Царева начался после пятидесяти, причем как-то исподволь: поначалу не было ни одной безоговорочной удачи. Чеховский Иванов? -- да, это тонко и серьезно («В исполнении Царева у Иванова преобладает горькое, тоскующее сознание бессилия и горечь о прошлом», -- писал Павел Марков), но Борис Бабочкин в этой роли, конечно, был гораздо лучше. Макбет? -- важная, сильная работа. Первую половину роли Царев, как пишут, почти проваливал, но во второй -- «поседевший, с мрачным лицом, отягощенный непрерывно грызущими его мыслями -- Макбет становился безразличным ко всему, что не касалось власти; мастерски раскрывал Царев глубокое внутреннее одиночество Макбета...» (А. Штейн).

Насчет «всего, что касалось власти» Царев знал чрезвычайно много: и как она достается, и чего стоит, и чем за нее платят. В шестьдесят лет он стал председателем правления Всероссийского театрального общества (это была должность совсем не пустая) и оставался им практически пожизненно, вплоть до 1986 года (умер в 1987-м). И только под конец жизни к Цареву приходит полное актерское счастье: в ролях Фамусова («Потряс меня Царев в роли Фамусова в Малом -- нечто грандиозное», -- вспоминал Олег Меньшиков, готовясь сыграть своего Чацкого) и Маттиаса Клаузена в великой пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца». Повторю за Меньшиковым: это было нечто грандиозное. Как этот старик умел любить свою Инкен! А как он умел ненавидеть! А как понимал, что такое ужас смерти!..

Что касается Малого театра, то Михаил Царев сделал для его судьбы лучшее, что мог сделать: он во все годы своей власти сохранял за Малым статус театральной твердыни. Несколько монструозной, как твердыням и полагается, но властной, хорошо вооруженной и защищающей нечто действительно ценное. Например, чистоту русского языка и правильность выговора. Например, театральную традицию: можно спорить о том, что подразумевалось в Малом театре под защищаемой традицией, но нельзя не помнить: в роли могучего защитника этот театр всегда был убедителен и почти всегда респектабелен.

Возможно, это соединение могущества, респектабельности и правильной речи и, Бога ради, чтобы поменьше крови, -- составляет в России если не национальную идею, то национальную мечту.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ
//  читайте тему  //  Театр

  КУЛЬТУРА  
  • //  01.12.2003
Виктор Баженов
Спектакли Виктора Крамера на фестивале «Балтийский дом»
Рецензия на спектакль режиссера Виктора Крамера «Суперфлю» могла бы называться «Крамер против Крамера» (как знаменитый фильм Роберта Бентона), но мне не хотелось задавать игривую интонацию в заголовке и писать о театре Крамера в шутливом тоне... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  01.12.2003
Работы Уорхола, Баскиа и Вессельмана теперь можно увидеть и даже купить в Москве
Богатые люди, возможно, тоже любят искусство. Но до прошлой пятницы отправиться за прекрасным, но специфическим товаром им было некуда. Даже в самых шикарных отечественных галереях их встречала российская экзотика... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.12.2003
К 100-летию Михаила Ивановича Царева
Михаил Царев вышел на сцену в 1920 году, когда ему еще не было семнадцати. Почти тридцатилетним (хотя выглядевшим моложе) пришел к Мейерхольду: тот оценил актера, умницу и красавца... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  01.12.2003
Вагнеровская певица Вальтрауд Майер выступила с концертом в Большом театре
В рамках респектабельного цикла «Камерные вечера в Большом», который уже не умещается в тесные стены Бетховенского зала Большого театра и расширился до масштабов его Новой сцены, вагнеровская дива Вальтрауд Майер выступила с сольным лидерабендом -- программой из песен ранних и поздних немецких романтиков... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  01.12.2003
Отечественная академическая историография заботится о новом имидже
В минувшую субботу в клубе «Монолит» в рамках общественного марафона «Да будет мир!» Институт российской истории РАН, издательский дом «Магистр-Пресс», финансовая корпорация «НИКойл» презентовали VIII том Всемирной энциклопедии ЮНЕСКО «История человечества»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ