N°222
27 ноября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.11.2003
Амели отмели
Ян Тирсен выступил на сцене МХАТ имени Горького

версия для печати
Представлять Яна Тирсена уже никому не надо (благодаря двухлетним усилиям музыкальной прессы). Мало того, концерт французского композитора и мультиинструменталиста был, пожалуй, одним из самых ожидаемых событий года. Два года назад Тирсен очень «актуально» выступил -- аккурат после триумфа «Амели» в российском прокате. За прошедшие два года Ян только упрочил свою славу как самого востребованного кинокомпозитора (написав музыку к фильму «Гудбай, Ленин»); оживился интерес к его ранним, неизвестным альбомам. Те, кто никогда не слышал Тирсена со сцены, могли получить какое-то представление о его концертах благодаря «живому» альбому C'etait ici (он вышел в прошлом году). Нынешний московский концерт в большинстве повторял сет-лист этого концертника, только с гораздо более скромным набором инструментов. В основном солировал Тирсен. Показывал свои известные штучки, сеанс одновременной игры -- на аккордеоне и рояле, мелодике и рояле и т.п.

Начался концерт очень мощно -- с гитар атональных, а-ля Sonic Youth какой-нибудь. Для затравки это хорошо, но лишь к середине концерта зазвучало что-то более или менее знакомое большинству. Перефразируя поэта Игоря Иртеньева -- «Только дух перевели/ заявилась Амели/ привела подругу Шуру/ феерическую дуру». В роли надменной «феерической дуры», по жизни сопровождающей обаятельную и милую подругу, опять-таки атональные гитары и бешеные скрипки, перемежающие киношные темы. Кто-то вспоминал «Апокалиптику» (к слову, она выступала в том же МХАТе). Кому-то припомнились такие стили, как лоу-фай, пост-рок, и группы типа Pavement. Все упорно что-то вспоминали. Дело не в том, что сравнения были в пользу или не в пользу Тирсена. Просто два года назад не было никаких воспоминаний и сравнений -- чистый восторг и слезы радости. Редко возвращались те фрагменты, но возвращались они сполна. Как, например, на песне «Грустные дни» (Les jours tristes) -- ее на альбоме L'absent исполнял вокалист отличной британской группы Divine Comedy Нил Хеннон (он же -- автор текста). На обоих московских концертах «...дни» пел барабанщик-басист-гитарист. И два года назад, и сейчас он спел ее с таким чувством, что всех «пробрало». Это один из сильных моментов концерта, но вот когда к Яну на сцене присоединяются гитаристы, получается откровенное «рубилово». Хорошо оно сработало, пожалуй, только на песне Monochrome (с альбома 1998 года Le phare) с убойным барабанным крещендо.

Оживление старого материала превратилось в какой-то пост-рок со скрипками. Если кто-то думает, что это новая форма, он ошибается. И американский лоу-фай (отец пост-рока) уже вычерпан, и на скрипке все это дело уже играли (бельгийская группа dEUS). Причем против ранних альбомов Тирсена я лично ничего не имею -- они очаровательны, и жаль, что открыли мы их для себя столь поздно... Но сегодня вот этот пост-рок на сцене МХАТа... увольте.

Тирсену все это не идет. Мхатовскому залу это не идет. И главное, люди-то явно пришли послушать «сентиментальные амелевые вальсики», в которых, вообще говоря, нет ничего плохого, кроме хорошего. Они -- идеальный саундтрек осени 2001 года и помимо прочего -- адекватный саундтрек хорошего фильма, который вряд ли когда-нибудь забудут.
Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.11.2003
Сегодня в России состоится масштабная премьера фильма «Антикиллер-2»
Продолжение фильма «Антикиллер», снятого в 2001 году Егором Кончаловским, прежде всего, коммерческое предприятие. И раскручивается оно соответственно. С размахом... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.11.2003
Открылась Пятая Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction
Впервые книжная ярмарка non/fiction прошла в Центральном Доме художника в 1998 году. За прошедшие пять лет читающая и особенно связанная с издательским делом публика прониклась к этому действу особо теплым чувством... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  27.11.2003
Ян Тирсен выступил на сцене МХАТ имени Горького
Представлять Яна Тирсена уже никому не надо (благодаря двухлетним усилиям музыкальной прессы). Мало того, концерт французского композитора и мультиинструменталиста был, пожалуй, одним из самых ожидаемых событий года... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.11.2003
Еще один российский памятник культуры получил помощь
Во вторник в Ростовском кремле состоялась церемония вручения Всемирным фондом охраны памятников и компанией «Америкэн Экспресс» гранта на восстановление церкви Спаса на Торгу в Ростове Великом... >>
  • //  27.11.2003
Филип Гласс будет играть в Москве
Знаменосец американского минимализма, ставшего последним принципиальным течением в академической и не только музыке ХХ века, композитор Филип Гласс привезет в Москву не только свой ансамбль и свою музыку. Он едет сюда с фильмом режиссера Готфри Реджо «Коянискацци»... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ