N°21
06 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  06.02.2003
Дружелюбный милиционер
Выставка Авдея Тер-Оганьяна в галерее Гельмана

версия для печати
Вчера в галерее Гельмана открылась выставка новейшего русского политэмигранта Авдея Тер-Оганьяна «Ненормативная живопись». Картины оказались настолько ненормативными, что воспроизведению на страницах газеты в соответствии с законами не подлежат. Потому перескажу содержание своими словами. В известные, даже знаменитые шедевры Пикассо, Лициского, Лихтенстайна и прочих (в вольном живописном изложении Тер-Оганьяна) вписаны слова из тех, что известны всякому говорящему по-русски. Яркие краски, эффектные композиции, ровные поля и аккуратные подписи придают им вид товарный, соответственно -- невинный. Растиражированные, выхолощенные формы модернизма и слова, которые обычно на заборах пишут, -- скорее прикол, чем провокация. Изготовлено для людей без комплексов, а не для музеев и общественных мест. Шутка -- не оскорбление. Занимательное искусствознание Тер-Оганьяна -- своеобразная популяризация искусства, модернизм для владеющих русским в рамках матерного.

На фоне недавнего погрома выставки в Сахаровском центре и диковинной полемики вокруг этого события выставка Тер-Оганьяна вне всякой связи с ее содержанием выглядит провокационно.

Имя художника стало известно широкой публике после его печально знаменитой акции «Воинствующий безбожник» в Манеже. Тогда рубка массовой продукции из софринских мастерских вызвала неожиданно бурную реакцию с вызовом милиции и официально предъявленным обвинением «в разжигании религиозной вражды». Имитация иконоборческого пафоса была воспринята совершенно серьезно, было возбуждено уголовное дело, и автор спешно уехал за границу. Атеистическая страна быстро превращалась в православную, шутка оказалась неуместной. Минус с такой скоростью менялся на плюс, что отношение к религии не успело стать частным делом, как должно быть в цивилизованных европейских странах. Тер-Оганьян стал нашим Салманом Рушди, символом борьбы за свободу искусства, отделения церкви от государства, здравый смысл, терпимость и прочие важные вещи. В придачу со всеми вытекающими из этой роли последствиями: эмиграцией, многолетним прозябанием в лагере беженцев, угрозой погрома любой выставки с его участием.

Художник на новой выставке присутствует в виртуальном виде. С экрана телевизора, записанный на неважного качества домашнее видео, он рассказывает о свободомыслии и равенстве, искусстве и коммерции, суеверии и иронии. В чешском далеке недавно получивший гражданство Тер-Оганьян чувствует себя в безопасности, чего нельзя сказать о галерее Гельмана. Звонки с угрозами, возможно, и свидетельствуют о ее популярности, но никак не в кругах платежеспособных любителей искусства. Но Марат Гельман рвется в бой. Сегодня на сайте галереи появилось воззвание «против мракобесов». Помимо общего разбора ситуации в воззвании поминают хрестоматийные примеры конфликтов художников с обществом на религиозной почве: отлученного от церкви Льва Толстого, казненного за непочитание богов Сократа, объявленного сумасшедшим Чаадаева. Кстати вспомнили и любимую атеистической пропагандой во времена недавние картину Перова «Сельский крестный ход на пасху», мирно висящую в Третьяковской галерее и со всей очевидностью задевающую чувства желающего быть оскорбленным ревнителя внешней чистоты православия. В ожидании дальнейших событий при входе в галерею стоит милиционер, приглашенный для охраны. Как выяснилось, милиционер к творчеству Тер-Оганьяна относится спокойно. У себя бы дома такую картину не повесил, даже если бы денег хватило, а вот другу подарил бы.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.02.2003
Российский национальный оркестр сыграет с новым главным дирижером Кентом Нагано
Еще в понедельник европейские агентства распространили новость мирового значения: одна из самых принципиальных фигур на рынке классической музыки американский дирижер японского происхождения Кент Нагано назначен музыкальным директором одной из лучших мировых оперных сцен - Баварской оперы в Мюнхене... >>
  • //  06.02.2003
Сегодня открывается один из самых престижных европейских фестивалей
52-й Берлинский международный кинофестиваль откроется недавно удостоенным премии американской кинокритики «Золотой глобус» фильмом «Чикаго» Роба Маршалла (а закроет его 16 февраля картина Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка»). Председателем жюри на этот раз стал режиссер недавно прошедшего в российском прокате фильма «Арарат» Атом Эгоян (Канада). Уже второй год Берлинале организует новая команда во главе с Дитером Коссликом... >>
  • //  06.02.2003
В Москве выступила восходящая англо-узбекская этнозвезда
В первых числах февраля певица из Узбекистана Севара Назархан и ее группа отыграли три аншлаговых концерта в столичных клубах «Ботаник», «Китайский летчик Джао Да» и «16 тонн». Желающих попасть на эти концерты было больше, чем мест во всех трех залах. Трудно было ожидать такого теплого приема в перекормленной артистами и впечатлениями Москве. Во всем мире существует феномен популярности этнических звезд: проезжая по Нью-Йорку, ваш корреспондент часто натыкался на бесконечные очереди за билетами на концерт какого-нибудь пакистанского или арабского исполнителя, имени которого ни я, ни вы никогда не слышали. Но для диаспоры народа, который представляет артист, подобный концерт -- событие значительное. Однако Севару Назархан скоро узнают не только в Узбекистане (где она уже давно поп-звезда и даже автор некоего неофициального гимна Родине), но и далеко за его пределами. Коллектив уже выступал на фестивалях (в том числе Wommad), а в Москву заехал проездом из Швейцарии... >>
  • //  06.02.2003
Тихое искусство Артура Фонвизина представлено в Музее личных коллекций
Музей личных коллекций ГМИИ открыл выставку произведений русского акварелиста Артура Владимировича Фонвизина (1882--1973). Он родился в Риге, а учился в Москве, где познакомился с Михаилом Ларионовым, дружбой с которым дорожил всю жизнь. В 1904--1906 годах Фонвизин жил и учился в Мюнхене. Кроме выставок, устраиваемых Ларионовым, Фонвизин участвовал в «Голубой розе». В советское время художник долгое время обитал в Тамбове, попав туда по случайному знакомству с уроженцем тех мест художником Константином Зефировым. Там он организовал артпункт советской власти -- студию изобразительного искусства Пролеткульта, время от времени защищая имущество студии от налетов многочисленных банд. В конце 20-х вернулся в Москву... >>
  • //  06.02.2003
Выставка Авдея Тер-Оганьяна в галерее Гельмана
Вчера в галерее Гельмана открылась выставка новейшего русского политэмигранта Авдея Тер-Оганьяна «Ненормативная живопись». Картины оказались настолько ненормативными, что воспроизведению на страницах газеты в соответствии с законами не подлежат. Потому перескажу содержание своими словами. В известные, даже знаменитые шедевры Пикассо, Лициского, Лихтенстайна и прочих (в вольном живописном изложении Тер-Оганьяна) вписаны слова из тех, что известны всякому говорящему по-русски. Яркие краски, эффектные композиции, ровные поля и аккуратные подписи придают им вид товарный, соответственно -- невинный. Растиражированные, выхолощенные формы модернизма и слова, которые обычно на заборах пишут, -- скорее прикол, чем провокация. Изготовлено для людей без комплексов, а не для музеев и общественных мест. Шутка -- не оскорбление. Занимательное искусствознание Тер-Оганьяна -- своеобразная популяризация искусства, модернизм для владеющих русским в рамках матерного... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика