N°208
05 ноября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.11.2003
Живописцы, нарисуйте наши судьбы
В Московском центре искусств открыта выставка Александра Савинова

версия для печати
Внутри художественного сообщества традиционно привлекает раритетный сегодня типаж рисующего историка искусств. Множество таких людей было в XIX -- начале XX века. Среди известных: француз Эжен Фромантен, оставшийся в истории не столько благодаря своим картинам, сколько благодаря сборнику блестящих литературных эссе о великих голландцах и фламандцах XVII века «Старые мастера». Другой пример -- Александр Бенуа, одинаково виртуозный как в художественной критике, так и в изобразительном творчестве. Уместно вспомнить и иных патриархов отечественной науки об искусстве, знавших ремесло художника не понаслышке, -- Михаила Алпатова, Александра Габричевского.

В Московском центре искусств на Неглинке представляют, казалось бы, совсем иного героя. Саратовец по происхождению и петербуржец по жизни Александр Савинов историком искусства себя не считал. Соученик Исаака Бродского, Бориса Анисфельда, друг скульптора Александра Матвеева Савинов преподавал живопись советским художникам 20--30-х годов. Но в собственном творчестве Савинов выступал именно что лектором по истории русского искусства. В залы МЦИ хорошо водить юных искусствоведов и устраивать им там игру «угадай-ка». В картине «Старые римские натурщицы» меланхолия кого поселилась? Правильно, Борисова-Мусатова. А «Спящему ребенку» кто одеяло гранитными складками скомкал? Врубель, конечно. В «Автопортрете» с кистями чью благородную усталость (в том числе и колористическую) Савинов на себя примеряет? Карла Брюллова, его-его, точно. Тут бабы в полыхающих платьях крутятся. Совсем малявинские. Там на залитой солнцем лужайке дети играют. Серовские. На одной стене васнецовские былины сказываются. На другой -- купеческие байки Кустодиева травятся. Краткая история искусства последней трети XIX -- начала XX века изложена наглядно и доходчиво. В формате лекции-экскурсии. (Занятно, что подобную же экскурсию по стилям искусства рубежа веков представляет и творчество друга Савинова Бориса Анисфельда. Напечатанную пару лет назад в нашей газете статью о выставке Анисфельда в МЦИ я, помнится, назвал «Дайджест из измов»).

В итоге выставка Александра Савинова помогает задуматься, чем человек, искусство знающий, отличается от человека, искусство творящего. И почему, кстати, между ними -- глубокая пропасть. Неизбежная и непреодолимая. Многие знания таят многие печали. Безупречный вкус, отменно поставленный глаз художника Савинова сделали его блистательным аранжировщиком готовых живописных систем и методов. Дерзкий, своевольный, плюющий на все правила хорошего тона, на воспитание традицией художественный гений так и не явился. Знаток победил художника. Трагично, что творческая судьба Савинова «рисует» перспективу судьбы всего русского искусства эпохи Страны Советов. До 1937 года Савинов воспитывал поколения дизайнеров новой коммунистической державы. Его метод в изуродованном и искалеченном цензурой варианте стал основой школы социалистического реализма. Тренировать глаз на наследии старых мастеров, наступать на горло собственной песне, быть не творцом, а «юзером» готовых программ и систем. Когда подобный метод определяет не чью-то частную творческую судьбу, а встраивается в формат государственной политики -- он мутирует и пожирает своих же безвинных и искренних создателей. Если свободному художественному творчеству отказано в правах на официальном уровне, критерии «что такое хорошо, а что такое плохо» в живописи спускаются директивами ЦК КПСС. В роковом 1937 году Александр Савинов был отстранен от преподавательской деятельности за «политически вредный формализм», «мрачность и темноту живописи». Безупречно настроенный камертон вкуса не позволил Савинову пополнить ряды беспринципных халтурщиков, академиков «Большого стиля» искусства Страны Советов.

Окончание судьбы художника -- подвиг частного человека, подвиг Хранителя и Знатока. По воспоминаниям родных: «В первые дни войны художника пригласили помочь в эвакуации коллекций. Времени было в обрез, людей не хватало и не возбранялось безжалостно срезать холсты с подрамников. Александр Иванович Савинов занимался полотнами Рембрандта. Несколько дней и ночей он пролежал на полу, вынимая один за другим старинные гвоздики, крепившие холсты к подрамникам... Шедевры великого голландца ушли за Урал без единого повреждения, а художник навсегда остался в блокадном городе». Скончался Александр Савинов в первую блокадную зиму 1942 года.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.11.2003
Федор Чистяков возвращается на сцену
Федор Чистяков, автор песен «Человек и кошка», «Иду, курю» записал новый альбом и сыграет новую программу 6 ноября в Центральном Доме художника... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  05.11.2003
Денис Гришкин
Юрий Грымов презентовал фирменный стиль главного музыкального театра Москвы
Большой театр вчера позвал журналистов на премьеру. Не опера и не балет -- был представлен новый фирменный стиль театра, изобретенный Юрием Грымовым. Известный деятель рекламы и отчасти даже кинорежиссер получил заказ в начале лета и вот теперь отчитался о сделанной работе... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  05.11.2003
В Московском центре искусств открыта выставка Александра Савинова
Внутри художественного сообщества традиционно привлекает раритетный сегодня типаж рисующего историка искусств. Множество таких людей было в XIX -- начале XX века. В Московском центре искусств на Неглинке представляют, казалось бы, совсем иного героя. Саратовец по происхождению и петербуржец по жизни Александр Савинов историком искусства себя не считал... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  05.11.2003
Решение Комиссии по подлинности произведений Энди Уорхола низвести шестую часть творческого наследия мастера с высшего уровня «подлинники» до менее значительных (и ценных во всех отношениях) «копий» вызвало неожиданное оживление, почти ажиотаж на российском телевидении. Плач потерпевших от этого решения иностранных коллекционеров повторялся из одного выпуска новостей в другой -- будто и не случилось ничего больше в мире искусств за прошедшую неделю... >>
  • //  05.11.2003
В Москве начинается Фестиваль японского кино
Сегодня в Большом зале Центрального Дома предпринимателей вступительным словом чрезвычайного и полномочного посла Японии в РФ господина Иссея Номуры в тридцать седьмой раз откроется Фестиваль японского кино, без которого с 1960 года невозможно представить себе полноценную московскую осень... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика