N°20
05 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  05.02.2003
Крик - бронза, молчание - золото
Подведены итоги фестиваля «Дух огня»

версия для печати
Первый фестиваль кинематографических дебютов, проходивший в Ханты-Мансийске, закончился в полном соответствии с предположениями газеты «Время новостей», высказанном в предыдущем репортаже из сказочной тайги. Наибольшее впечатление на членов жюри и наиболее здравую часть публики произвел «Год дьявола» Петра Зеленки, до Ханты-Мансийска получивший признание на фестивалях в Коттбусе и Карловых Варах. Наша газета уже писала об этой картине (как раз после карловарского киносмотра). Но говорить о «Годе дьявола» можно сколько угодно. Это совершенно поразительное кино, оставляющее ощущение свободы и светлой похмельной радости даже после многократных просмотров. Главный герой, он же исполнитель главной роли Яромир Нахавица, культовый чешский бард, долгое время выключенный из культурной жизни страны и вернувшийся на сцену с новым аккомпанирующим составом под названием «Чехомор» (разудалым фолк-бендом, играющим, как и положено, на похоронах и свадьбах), лицо вполне реальное. Но доподлинно понять, что сотворил из его судьбы Зеленка, невозможно. То ли это воспроизведение реальных событий, случившихся с Яреком и его соратниками в «год дьявола» - год возвращения на сцену, год избавления от алкогольной зависимости, год мистических озарений и самых настоящих чудес. То ли виртуозная мистификация, в которой действует ангел-хранитель, давший обет молчания, и немалое внимание уделено такому нечастому явлению, как спонтанное самовозгорание человеческих тел. То ли вообще что-то уникальное. Не имеющее аналогов в истории кино. Очень хочется надеяться, что этот фильм смогут увидеть не только гости фестиваля, но и все желающие, - на фоне иных новинок проката, которые беззастенчиво выдаются за артхаусные достижения, «Год дьявола» выглядит настоящим шедевром, достойным внимания как можно более широкой публики.

Фильм радует (здесь это слово подходит как нельзя лучше) даже тех, кто не желает вникать в тонкости соотношения документальных и игровых кадров. И что самое удивительное - несмотря на то, что фильм буквально пропитан музыкой (причем весьма специфического свойства), вовсе не обязательно быть меломаном и любить акустические экзистенциальные рок-баллады на чешском языке, чтобы в полной мере ощутить здоровое дыхание этой картины. Это воплощенное на кинопленке счастье. Примерно то же самое, наверное, испытывал в одном из эпизодов картины лидер «Чехомора», выйдя в чисто поле и взяв на электрогитаре один-единственный, примитивный, но потрясающе точный аккорд, усиленный динамиком огромной многоэтажной колонки.

Второе место досталось немецкой картине «Марта может все» - аккуратной и симпатичной (но не более того) мелодраме о дружбе-соперничестве ресторанных поваров. Кино это уже успело собрать ворох призов (наградной список у него куда внушительнее, чем у Зеленки, в том числе и приз Европейской киноакадемии исполнителю главной роли Серджио Кастеллито), но вот по-настоящему сильных чувств он вызывает куда меньше. Как совершенно справедливо охарактеризовал ленту один из комментаторов-волонтеров интернетовской кинобазы IMDB, «хороший маленький фильм о повседневной жизни». Не меньше, но и не больше.

А вот «Гололед» Михаила Брашинского, удостоенный бронзовой награды, - кино куда более противоречивое. Так сразу определение этой картине не дашь. На ум почему-то приходит характеристика, выданная Владимиром Высоцким (у которого, кстати, была песня под названием «Гололед») своей композиции «Парус» - «песня-беспокойство». Дебют Брашинского - как раз такой «фильм-беспокойство», фильм-вопль, фильм - попытка зафиксировать на экране переворачивающие душу сомнения и тревоги. Такие высказывания редко не оказываются сумбурными и даже дискомфортными: не случайно многие видевшие фильм жалуются на усталость и стрессы не только морального, но и чисто физического свойства. Глаза травмированы не только у героев фильма, чья роковая встреча происходит в холле офтальмологической клиники, но и у зрителей. «Люди, падая, бьются о лед» - и встают на ноги совсем другими, изменившими свое естество. У этой картины будет очень немного поклонников. И далеко не со всеми из них захочется иметь дело - душевное здоровье все-таки дороже. Но оценить откровенность и силу высказывания (которую Брашинский повенчал с собственным пониманием формальной отточенности и дотошности стремительного монтажа) необходимо всем, кто любит кино. И не способен разговаривать о Главном (или вообще - разговаривать) иначе как с помощью роящихся в мозгу кинообразов.

Награды I Международного фестиваля кинематографических дебютов

Призы основного конкурса:

«Золотая тайга» - «Год дьявола» (Чехия), реж. Петер Зеленка.

«Серебряная тайга» - «Марта может все» (Германия -- Австрия -- Италия -- Швейцария), реж. Сандра Неттельберг.

«Бронзовая тайга» - «Гололед» (Россия), реж. Михаил Брашинский.

Специальный приз - «Чужая земля» (Нидерланды), реж. Евгения Янсен, «Умур» (Финляндия), реж. Кай Лихтинен.

Призы Студенческого кинофорума:

Золотой приз - «Санжира» (Россия), реж. Нурбек Эген.

Серебряный приз - «Мужское дело» (Польша), реж. Славомир Фабицки.

Бронзовый приз - «Весна. Распускаются цветы» (Китай), реж. Чисан Чхен.

Специальные призы жюри - «Вдох и выдох» (США), реж. Кирилл Михановский; «Мясо» (Россия), реж. Вячеслав Росс; «Он и она» (Россия), реж. Максим Дроздов; «Тело на тело» (Франция), реж. Николас Дюшен и Бруно Рейланд.

Приз президентского совета фестиваля вручен губернатору Ханты-Мансийского автономного округа Александру Филиппенко.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.02.2003
К тридцатилетнему юбилею премьеры «Соляриса» Тарковского на московские экраны выходит версия Содерберга
5 февраля 1973 года состоялась московская премьера фильма Андрея Тарковского «Солярис». Картина к тому времени была уже увенчана самой престижной для художника наградой Каннского фестиваля -- не Пальмовой ветвью, которую зачастую вручали по политическим соображениям, а спецпризом за режиссуру, которым наделяли за подлинные художественные заслуги. Всего этого я сама не запомнила, как не помню, где и когда впервые увидела этот фильм. Помню, что писала в школе сочинение о «Солярисе» (не о книге Лема; конечно, ее я тогда не читала, а именно о фильме, меня потрясшем) по заданию учителя литературы, спасибо ему за это. И фильм, несколько раз пересмотренный, остался в памяти вместе с тогдашними моими подростковыми впечатлениями... >>
  • //  05.02.2003
Вчера впервые после захвата заложников в Театральный центр на Дубровке пришли зрители. Предпремьерный показ возрожденного мюзикла «Норд-Ост», так называемую «премьеру для пап и мам», увидели родственники участников этого проекта. Авторы «Норд-Оста» Алексей Иващенко и Георгий Васильев уверены, что поддержка зрителей поможет артистам вновь почувствовать атмосферу спектакля, свыкнуться с переоборудованным помещением. Вчерашний показ стал и своеобразным «бенефисом» актеров детской труппы мюзикла, которые уже выросли из своих ролей. Как и все исполнители, покидающие «Норд-Ост», они оставили свои автографы на знаменитом бомбардировщике «в натуральную величину», который в каждом спектакле садился на сцену. До сих пор этот самолет украшало примерно десять подписей, но теперь это число увеличилось по меньшей мере вдвое. Специальный показ для журналистов и пресс-конференция авторов мюзикла пройдут 7 февраля. А официальная премьера возрожденного «Норд-Оста» для широкого зрителя намечена на 8 февраля. После этого последует несколько благотворительных показов для спасателей, строителей и медиков. >>
  • //  05.02.2003
На вчерашнем заседании столичного правительства мэр Москвы Юрий Лужков устроил разнос московским властям. После телеграммы уполномоченного по правам человека в России Олега Миронова с просьбой приостановить реконструкцию парка «Патриаршие пруды» Лужков попытался использовать несколько неуклюжий тактический маневр. Он сделал заявление о том, что слухи вокруг подземного гаража под прудами спровоцированы «информационной недоработкой» коллег -- чиновников мэрии. «Таких решений никогда не принималось, кто-то сгенерировал эту идею в своем воспаленном мозгу», -- сказал мэр. Заодно Лужков подверг вчера резкой критике качество строящихся в Москве жилых домов и обвинил в халтуре руководителя строительного комплекса столицы Владимира Ресина. Мэр больше не желает «краснеть пред москвичами», а потому делает вывод, что ему с г-ном Ресиным «не по пути»... >>
  • //  05.02.2003
Галерею Moscow Fine Art заселили обезьяны Дмитрия Гутова
«Я чужой на этом празднике жизни» -- так называется экспозиция Дмитрия Гутова в галерее Moscow Fine Art. Главные персонажи картин -- обезьяны и фотомодели. Рядом, в согласии с дарвинской теорией эволюции, портреты философов (Фридриха Гегеля, например)... >>
  • //  05.02.2003
Известная российская писательница, поэтесса и певица скончалась в ночь на 3 февраля на 45-м году жизни... >>
  • //  05.02.2003
Подведены итоги фестиваля «Дух огня»
Первый фестиваль кинематографических дебютов, проходивший в Ханты-Мансийске, закончился в полном соответствии с предположениями газеты «Время новостей», высказанном в предыдущем репортаже из сказочной тайги. Наибольшее впечатление на членов жюри и наиболее здравую часть публики произвел «Год дьявола» Петра Зеленки, до Ханты-Мансийска получивший признание на фестивалях в Коттбусе и Карловых Варах. Наша газета уже писала об этой картине (как раз после карловарского киносмотра). Но говорить о «Годе дьявола» можно сколько угодно. Это совершенно поразительное кино, оставляющее ощущение свободы и светлой похмельной радости даже после многократных просмотров... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика