N°158
27 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  27.08.2003
"Осколки былого казачьего величия"
Австралийские и немецкие казаки нашли общий язык с донскими и кубанскими

версия для печати
В конце прошлой недели в Новочеркасске завершился первый в истории Всемирный конгресс казаков, на который съехались делегаты из США, Австралии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Югославии, Грузии, Абхазии, Польши, Южного Уэльса, Украины, Белоруссии, Казахстана -- в общей сложности из 32 стран. Участники договорились больше не делить казаков на белых и красных, реестровых и общественных, американских и донских и заново "по всему миру собрать осколки былого казачьего величия". При этом, правда, делегаты конгресса радикально разошлись во взглядах на современную роль казачества. Но это не помешало казакам по завершении конгресса всем миром отправиться в хутор Малый Мишкин, где в усадьбе легендарного донского атамана Матвея Платова в честь его 250-летия был установлен пятиметровый поклонный крест. А на следующее утро побратавшиеся на конгрессе заокеанские, грузинские, итальянские, кубанские и прочие казаки вместе шли на молебен в Войсковой кафедральный собор, что на площади Ермака, а затем дружно горланили "Любо!", встречая парад казачьих войск.

Впрочем, поначалу устроители конгресса сами чуть не сгубили объединительную миссию конгресса. "Нас назвали иностранцами, -- пожаловалась корреспонденту газеты "Время новостей" вдова внука императора Александра III Ольга Куликовская-Романова. -- И даже не пригласили на платовские чтения, посчитав, что для зарубежных гостей это будет слишком скучное мероприятие. Вместо этого нас хотели повезти на детский праздник. Дети -- это, конечно, замечательно, но я никуда не поехала и в знак протеста отправилась спать!"

Живущая в канадском Торонто Ольга Николаевна, когда улыбается, удивительно похожа на героиню кинофильма "Кубанские казаки". В современной России Куликовская-Романова получила большую известность после того, как выполнила волю своего мужа Тихона Николаевича. После расстрела большевиками в Ипатьевском доме последнего русского царя Николая II и его семьи Екатеринбург на какое-то время снова отбили у Красной армии, и одному белому офицеру удалось на месте преступления найти икону Божьей Матери "Троеручицы", перед которой совершили свою последнюю молитву император и его близкие. Попутешествовав по миру, икона попала к Тихону Николаевичу, который намеревался вернуть ее в Россию, как только в Екатеринбурге на месте расстрела царской семьи воздвигнут храм на крови. Муж Ольги Николаевны совсем немного не дожил до этого момента, и "Троеручицу" нынешним июлем в Екатеринбург вернула Куликовская-Романова.

-- Мой отец, кубанский казак, в эмиграции так и не принял иностранного гражданства, хотя это создавало массу бюрократических неудобств, -- говорит Ольга Николаевна. -- Он до конца своих дней хотел оставаться подданным Российской империи. Сама я воспитывалась в Марьинском Донском институте благородных девиц, являвшимся филиалом Смольного для южанок. И хотя я училась в институте, когда он уже давно переехал из Новочеркасска в Югославию, тем не менее считаю, что мне удалось получить еще то, классическое русское образование. Сейчас я девять месяцев в году провожу в России по делам благотворительного фонда Великой княгини Ольги Александровны. Мы уже отправили в России гуманитарных грузов на 3 млн долларов. Я опекаю Новочеркасский кадетский корпус, носящий имя Александра III, а меня вдруг называют иностранкой. Но ведь есть же замечательное русское слово -- соотечественники. Казаки из США, Канады, с Дона и Кубани -- это все соотечественники. Идея Всемирного конгресса -- феноменальная, но очень важно, как она будет реализовываться. Надо следовать традициям, корням, и ни в коем случае не именовать своих соотечественников иностранцами.

Организаторы исправились быстро. Атаман Всевеликого войска Донского и одновременно вице-губернатор Ростовской области Виктор Водолацкий, советник президента по делам казачества Геннадий Трошев и председательствующий на конгрессе спикер законодательного собрания Ростовской области казачий полковник Александр Попов, обращаясь с трибуны к делегатам из США, Германии, Франции, Италии, именовали их не иначе как соотечественники. А когда Куликовская-Романова в своей речи на конгрессе с какой-то невероятной пронзительностью повторила суворовское "Мы -- русские, с нами Бог!", у сидевших рядом с корреспондентом газеты "Время новостей" казаков вдруг заблестели от слез глаза, и они принялись скандировать "Любо!", окончательно признав землячку.

Впрочем, по ходу конгресса обнаружились и другие раскольные темы, хотя в повестке дня значился всего один вопрос: "О ситуации в современном казачьем движении и перспективах его развития". Тем не менее мнения по поводу путей развития казачьего движения оказались настолько же противоречивы, как и определения того, кто же такие казаки. В кулуарах конгресса одни ученые называли казаков сословием, другие -- патриотическим сообществом, третьи настаивали на беглохолопском происхождении казаков, но были и те, кто утверждал, что казаки -- это народ, существовавший еще во времена древних египтян.

Поначалу выступавшие на конгрессе под дружное "Любо!" говорили о необходимости вернуть казакам землю. Историк Константин Хохунников заявил, что до 1917 года казакам принадлежало 70% земель Донской области и они вправе потребовать их назад.

-- Нам нужна полноценная реабилитация казачества, подразумевающая, как и в случае с другими народами, материальную компенсацию за нанесенный государством ущерб, -- полагает г-н Хохунников. -- И когда говорят, что на это у России нет средств, это совершенная неправда. К примеру, атаман Багаевский, покидая Россию, принципиально запретил вывозить с Дона войсковой золотой запас, который стал частью золотого запаса России. Теперь нам должны вернуть его обратно.

Передать донским казакам их исконную землю потребовал даже атаман Сан-Франциско Виктор Метленко, который впоследствии сам был просто растерзан настойчивыми просьбами кубанца Владимира Громова "отдать назад находящиеся в Штатах реликвии Войска Донского, потому как в России они сейчас нужнее".

Более знакомый с текущим российским землеустройством атаман Кубанского войска Громов выдвинул требование попрактичнее: бесплатно раздать казакам принадлежащую государству землю из так называемого фонда перераспределения, который есть в каждом субъекте федерации.

-- Если нам не вернут землю, мы станем подобны американским индейцам, -- рисовал с трибуны ужасающие перспективы кубанский батька. -- Скоро мы не сможем подойти к Дону и Кубани, чтобы порыбачить, везде будут стоять таблички "Не ходить -- частная собственность!". Да, нам не нашлось места, когда шел передел собственности, или мы сами в этот момент были еще слабы. Но у государства еще осталась земля, и часть ее должны дать нам. Точнее, вернуть то, что дедами было завоевано и царями казакам жаловано. Если мы сейчас окажемся не в состоянии обрабатывать эту землю, пусть она пока хранится в казачьем резерве, но мы всегда должны знать, что такой запас существует. Историки могут еще долго спорить, являются ли казаки народом и от кого они произошли. Но я так скажу: казаки произошли от казаков, и мы сами себя давно народом признали. А народ без своей земли жить не может. Сейчас грядет реформа местного самоуправления, в каждой территории появятся сотни новых муниципалитетов, и на Кубани, Дону их руководителями в том числе должны становиться казаки. Тогда и земельный вопрос будет решаться быстрее.

Если бы в Ростовской области существовал фондовый индекс, то в этот момент он наверняка бы опустился до своего исторического минимума. Трудно сказать, насколько ожидали от казаков "компенсационных" настроений приславшие приветственные адреса конгрессу спикер Госдумы Геннадий Селезнев, лидер "Единой России" и министр МЧС Сергей Шойгу, полпред президента Виктор Казанцев, донской губернатор Владимир Чуб.

Наконец, к трибуне подошел атаман новочеркасского круга и одновременно мэр города Анатолий Волков. Он заявил об опасности и бессмысленности предъявления государству имущественных претензий в то время, как в России даже нет закона о реституции. И посетовал на то, что некоторые горластые казаки в погоне за внешней атрибутикой оттолкнули от казачества интеллигенцию, которая не захотела облачаться в форму и таскать за собой нагайки. Теперь вот казачество и не может сформулировать свою новую идею, пытаясь затеять банальный передел собственности.

-- Когда-то советские власти умышленно понастроили в белогвардейском Новочеркасске много заводов, с тем чтобы "опролетарить" город, и вот теперь новое казачество действует по тому же сценарию, -- говорит Анатолий Волков. -- Очень недальновидно искусственно опролетаривать казачье движение. И то, что сейчас многим казакам нравится идея получить от государства огромные компенсационные выплаты или забрать какое-нибудь дореволюционное имущество у его нынешних владельцев, -- следствие того, что в середине девяностых интеллигенция отвернулась от современных российских казаков. Людей напугало их бескультурье, излишняя агрессивность, военные пикеты, разъезды, парады.

Казак из Австралии, знаменитый оперный певец Александр Шахматов, которому Голливуд в свое время предлагал сыграть самого Шаляпина, сказал корреспонденту газеты "Время новостей", что казакам надо не добиваться возврата дореволюционного имущества, а грамотно распоряжаться тем наследием, что у них сегодня и так есть.

Новочеркасск -- уникальный город, единственная в мире казачья столица, -- говорит Шахматов. -- Замечательно, что в дни 250-летия легендарного донского атамана Платова здесь открывают новые памятники. Но я думаю, что следом надо поставить памятник и другому знаменитому новочеркасцу, Сергею Жарову. Жаровский казачий хор знают сегодня во всем мире, общий тираж его пластинок приближается к миллиарду. И только в России он почему-то широко неизвестен. Поставьте памятник Жарову и ежегодно устраивайте фестивали его имени. Я вам гарантирую: сюда поедут десятки тысяч иностранных туристов. Казачий Новочеркасск -- колоритнейшее место. А мода на русское в мире никогда не пройдет. Жаров собирал за рубежом на концерты казачьих песен стадионы по 30 тысяч человек. В моем репертуаре классика на восьми языках мира, но и в Японии, и в Германии меня просили петь русские песни. Немецкий еврей Ребров на русском имени и русских песнях заработал огромные деньги, и я не понимаю, почему Новочеркасск не может сделать то же самое.

Между тем председатель исполкома Собора славянских народов Юрий Дергаусов заявил, что казаки вообще не должны выступать просителями и формировать превратный имидж неких голодранцев. "На самом деле среди казаков есть магнаты, -- похвастался г-н Дергаусов. -- И они тратят деньги не на всякие там "Челси", а на храмы и школы".

Еще больше удивил председатель казачьего международного союза Леонид Новиков, заявив, что сегодня ученый совет его организации представлен двумястами казаками-академиками, 627 докторами наук и 4809 кандидатами наук. Как-то не вязалось это с утверждениями новочеркасского мэра и атамана о том, что сегодня в казачьем движении острый дефицит интеллигенции. Тем не менее г-н Новиков сказал, что сейчас в России есть несколько успешных компаний, запущенных под эгидой казачества, а кроме того, готовится сразу несколько казачьих инвестиционных проектов, которые обещают поддержать состоятельные западноевропейские и заокеанские казаки.

Также Леонид Новиков предложил Ростовской области "подготовить хороший инвестиционный проект", чтобы сюда потекли "казачьи деньги". О каких казачьих деньгах говорил г-н Новиков, предположить даже при наличии буйной фантазии весьма и весьма непросто. Пока казаки устраивают свои мероприятия, в том числе и первый Всемирный конгресс, в основном на бюджетные средства и деньги спонсоров. В частности, по словам атамана Всевеликого войска Донского Виктора Водолацкого, на платовские торжества администрация Новочеркасска выделила 50 млн рублей, еще 6,5 млн рублей дали "Донской табак", "Ростовэнерго", "Русский уголь", "Астон" и другие крупные компании, ведущие свой бизнес на Дону. На эти деньги, в частности, в честь 250-летия Платова вдобавок к имеющемуся памятнику легендарному атаману в Новочеркасске будет установлено еще три новых. Кроме того, в Таганроге, Каменске, Белой Калитве, Новоанненске и Старочеркасске появятся бюсты Матвея Платова. Причем на вопрос "не слишком ли донское казачество увлеклось платовскими памятниками?" Виктор Водолацкий отвечает, что "в свое время никого ведь не удивляло наличие в каждом городе десятка памятников Ленину, вот и дань уважения самому знаменитому донскому атаману тоже никакого удивления вызывать не должно».

-- Платов -- кавалер всех российских орденов, основатель Новочеркасска, почетный доктор права Оксфордского университета, воевал под началом Суворова и Кутузова, и поэтому для казаков всего мира он сегодня стал путеводной звездой, -- говорит атаман и вице-губернатор Водолацкий. -- Я думаю, именно личность Матвея Ивановича Платова, его юбилей, позволили нам впервые собрать в Новочеркасске так много казаков со всех уголков планеты.

Любопытно, что атаманы так увлеклись чествованием Платова, что с трибуны конгресса порой призывали казаков "заводить в семье по восемь детей, как у Платова" или: "Продолжая славные дела Платова, внедрим в экономику России высокие технологии". Услышав про "внедрение высоких технологий", один пожилой казак, сидевший в зале, даже пошутил: "Так вот почему под конгресс выбрали Новочеркасский театр драмы и комедии".

С довольно неожиданными заявлениями на Всемирном съезде казаков выступил и атаман Сан-Франциско Виктор Метленко. Он верховодит примерно шестьюдесятью казаками в самом сердце Америке. В частности, 28 сентября они устраивают ежегодный казачий бал, на котором атаман предстает в своем парадном мундире. Прежде г-н Метленко работал на нефтяную компанию «Шеврон» и сейчас "имеет вполне обеспеченную старость", занимается благотворительностью, помогая российским детям. Как признался атаман Сан-Франциско, он привык к Америке и чувствует себя в ней вполне уютно, а какая-нибудь Аляска, проданная Российской империей Штатам, и вовсе до сих пор мало чем отличается от России -- полно православных церквей, эскимосы говорят по-русски. Однако с трибуны конгресса атаман Сан-Франциско призвал своих соотечественников беречь Россию "от пагубных влияний иностранных и инославных сил", не пускать сюда "чужеземных эксплуататоров". Дескать, от иностранных инвестиций один вред. На что многие казаки тут же принялись кричать "Любо!". Правда, это не помешало им во время перерыва сходить пообедать в закусочную Macdonald's, отрытую через дорогу от новочеркасского театра.

Очень гордился Виктор Метленко и чистотой американского казачества. Мол, даже православных эфиопов, к которым испытывает симпатию, в ряды казаков принять не может, ибо какой же из эфиопа казак? Хотя приехавшим на конгресс казакам-калмыкам атаман Сан-Франциско с удовольствием кричал "Любо!".

Между тем донские казаки в отличие от американских на родословную примкнувших к их движению людей принципиально никакого внимания не обращают. Вот недавно пришел в аппарат Войска Донского певец Александр Барыкин, сказал, что потомственный казак, так никто его генеалогией даже интересоваться не стал -- приписали Барыкина к станице Атаманской, дали соответствующее удостоверение и назначили советником атамана по культуре. Или вот во время переписи населения на Дону атаманы Войска Донского честно признавались, что будут благодарны каждому, кто во время переписи в графе "национальность" напишет «казак». Причем неважно, выходец ты из Африки, Кавказа, Америки или Китая. Чем больше зарегистрированных переписью казаков, тем большего признания сможет добиться казачество от государства.

Участники Всемирного конгресса решили проводить его отныне регулярно, раз в 3--4 года. При конгрессе создан и постоянно действующий исполком. Все сошлись на том, что объединение казачьего движения всем пойдет на пользу. В качестве проекта по слиянию общественного и реестрового казачества советник президента Трошев предлагает, чтобы нынешние лидеры этих двух лагерей подали в отставку с обязательством в течение пяти лет не выдвигаться на атаманские должности. Затем казачество выберет себе нового единого атамана, признаваемого всеми казачьими организациями.

Российские казаки согласовали в Новочеркасске и свои предложения, которые Геннадий Трошев вместе с атаманами намерен высказать Владимиру Путину 3 сентября, во время его визита на Дон.

В частности, речь идет о законодательном закреплении госслужбы казаков, а также о федеральной целевой программе поддержки казачества. Казаки намерены нести службу по защите границе и правопорядка. В Ростовской области их уже, к примеру, в качестве эксперимента ставили на отдельные участки границы, и тогда объем выявляемой казаками контрабанды, по словам атамана Водолацкого, оказался чуть ли не втрое выше обычной статистики. Потом, правда, казаков убрали, чтобы, как считает Виктор Водолацкий, те не портили таможенникам статистику. Теперь предлагаемая казачеством редакция федерального закона официально закрепит за ними право на госслужбу.

Договорились казаки выступить единым фронтом и по целому ряду локальных вопросов. В частности, автор знаменитого "Цыгана" Анатолий Калинин в дни конгресса попросил казаков вступится за "Тихий Дон". По сведениям Калинина, Министерство образования РФ исключает самый знаменитый роман Михаила Шолохова из школьной программы. Причем происходит этот в канун столетнего юбилея донского писателя.

С федеральным Министерством образования казаки намерены решить и еще один вопрос -- о вузовской подготовке педагогов по казачьим дисциплинам, которые уже введены в некоторых школах Ростовской области, а также в кадетских корпусах.

-- Мы поддерживаем предложение Таганрогского пединститута о переименовании его в Южнороссийский казачий университет, -- говорит атаман Всевеликого войска Донского. -- Полпреду президента Виктору Казанцеву и советнику президента Геннадию Трошеву эта идея тоже нравится. Дело за министром образования РФ Владимиром Филипповым, с которым проблем, думаю, не будет, поскольку Филиппов -- хоперский казак Войска Донского.
Игорь БУРАКОВ, Новочеркасск -- Ростов-на-Дону

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.08.2003
Австралийские и немецкие казаки нашли общий язык с донскими и кубанскими
В конце прошлой недели в Новочеркасске завершился первый в истории Всемирный конгресс казаков, на который съехались делегаты из США, Австралии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Югославии, Грузии, Абхазии, Польши, Южного Уэльса, Украины, Белоруссии, Казахстана -- в общей сложности из 32 стран. Участники договорились больше не делить казаков на белых и красных, реестровых и общественных, американских и донских и заново "по всему миру собрать осколки былого казачьего величия". При этом, правда, делегаты конгресса радикально разошлись во взглядах на современную роль казачества. Но это не помешало казакам по завершении конгресса всем миром отправиться в хутор Малый Мишкин, где в усадьбе легендарного донского атамана Матвея Платова в честь его 250-летия был установлен пятиметровый поклонный крест. А на следующее утро побратавшиеся на конгрессе заокеанские, грузинские, итальянские, кубанские и прочие казаки вместе шли на молебен в Войсковой кафедральный собор, что на площади Ермака, а затем дружно горланили "Любо!", встречая парад казачьих войск. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама