N°156
25 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  25.08.2003
Красивый сам собою
«Пираты Карибского моря» на московских экранах

версия для печати
Фильм Гора Вербински с длинным названием «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной Жемчужины» стал первым за долгие годы пиратским кинополотном, имевшим успех. Со времен «Пиратов» Поланского и «Острова головорезов» Ренни Харлина обращение к пиратской теме превратилось в синоним кассового самоубийства: по определению дорогие, сложнопостановочные картины о джентльменах морской удачи не собирали и половины потраченных на них денег даже после выхода на видео, а телефонный справочник можно было экранизировать с большей вероятностью на успех, нежели Стивенсона или Сабатини. И вдруг -- фильм о пиратах, в основе которого лежит вовсе не классическое произведение, и даже не оригинальный сюжет, а аттракцион в Диснейленде (тот павильон, где корсары из папье-маше приветствуют проезжающих мимо туристов покачиванием механических конечностей и записанными на магнитопленку «йо-хо-хо»; там же, в Диснейленде, прошла и мировая премьера фильма), хрупкий колосс, стоивший немногим меньше третьего «Терминатора» и укомплектованный хорошими, но не первой пятерки актерами, собирает в одном только американском прокате двести с лишним миллионов долларов, нравится решительно всем и сдавать свои позиции в ближайшее время явно не собирается.

Множить объяснения этому феномену можно до бесконечности. Но делать этого совершенно не хочется. Если хорошо -- зачем объяснять, почему именно? Зачем рушить неподражаемую ауру, возникающую в зале в тот самый момент, когда в темноте червонным золотом блеснет вступительный титр, немного глуповатую, но абсолютно искреннюю радость? Которая не отпускает все два с половиной часа, пока злокозненный капитан Барбосса (Джеффри Раш) пленяет губернаторскую дочку Элизабет (Кира Найтли), в которую влюблен оружейник и наследник пиратского рода Тернер (Орландо Блум). Пока Барбосса безуспешно пытается с помощью пленницы победить древнее проклятие. И пока на помощь к влюбленным не является, откуда ни возьмись, бравый капитан Джек Воробей (Джонни Депп), которому и на дочку, и на проклятие, в принципе, наплевать, но уж больно хочется ему вернуть свой корабль, ту самую «Черную Жемчужину», которую Барбосса некогда умыкнул... Ближе к концу пираты превратятся в живых мертвецов -- страшных, впрочем, не более чем диснеевские рисованные скелеты из старого мультфильма, сменившие пластинку и вместо сен-сансовой «Пляски смерти» наяривающие матросский танец «яблочко». Потому что так решил Гор Вербински, на сегодняшний день самый странный из голливудских универсалов.

«Пираты» -- всего лишь четвертый его полнометражный фильм. Сказочная комедия положений «Мышиная охота» отличалась от романтического роуд-триллера «Мексиканец» так же, как очень страшный «Звонок» -- от «Пиратов». И все эти фильмы были блистательны ровно настолько, насколько непохожи. Создается пугающее впечатление, что Вербински может абсолютно все -- насмешить, напугать, попросту развлечь. Более того, в «Пиратах» ему удалось и вовсе немыслимое -- тихой сапой Вербински сумел расшатать незыблемые принципы империи Диснея. «Пираты» оказались первым в истории диснеевским фильмом, которому присвоен рейтинг PG-13 («дети до тринадцати лет только в сопровождении родителей»).

И скорее всего дело тут вовсе не в полусгнивших флибустьерах -- в иных мультфильмах бывают чудовища и пострашнее. Родители в зале нужны для того, чтобы объяснить своим чадам некоторые особенности поведения главного героя. Джонни Депп, изображающий капитана Джека Воробья, не просто отдельная песня, но целая рок-опера, «Юнона и Авось», парадоксально соединившиеся в одной прожженной физиономии. Более всего капитан Джек похож на беглого рецедивиста-конокрада, который был вынужден как минимум полгода скрываться от правосудия в кабаре для трансвеститов. И в этом обличье Депп восхитителен как никогда. Уже одна из первых же сцен, в которой златозубый капитан с жирно подведенными глазами торжественно причаливает к пристани Порт-Ройала на обломке грот-мачты и сходит на берег за секунду до того, когда остатки его посудины окончательно скроются под водой, наполняет сердце волнующим предчувствием: теперь пойдет уж музыка не та. Обыкновенными пиратскими приключениями (пусть и безупречно красивыми) дело явно не ограничится. И верно: попав с корабля на бал, Джек незамедлительно привносит в действие вяжущий психоделический привкус. Будто никакой не Воробей, а сам Хантер Томпсон, Великая Акула Хант, сбился с пути и вместо объятого страхом и ненавистью Лас-Вегаса попал на Карибы семнадцатого века, чтобы с блеском провалить очередное редакционное задание. Решительно непонятно, как этот человек может руководить пиратской командой: временами кажется, что изрядную проблему для него составляет даже простое перемещение туловища на пять метров вперед -- он элементарно не в состоянии решить, с какой ноги ему начать двигаться, будто кузнечик, пытающийся выбраться из банки с хлороформом. А когда Воробья бьют сзади чем-то тяжелым по голове, он падает на пол, не особенно меняясь в лице: выражение перманентного обалдения и так не покидает его ни на секунду. Но смотреть на эту шатающуюся галлюцинацию можно и нужно не отрываясь все два с лишним часа. Тем более что продуцирует он не только безудержный хохот. Для истинных ценителей харизма Деппа зиждется на тончайших мимических нюансах: его ужимки не имеют ничего общего с гримасами гуттаперчивого фигляра Джима Керри, в его шутовстве легко разглядеть не только позыв развлечь публику, но и актерство высшей пробы, дающее ощущение трогательной подлинности. Очевидно, что все потешные лицевые тики Деппа взяты из жизни: наверное, очень похоже кривил он лицо, пока неведомый мастер переделывал на его предплечье татуировку «Вайнона навсегда»; именно таким взглядом провожал свою коллекцию заспиртованных гадов, выброшенную на помойку Ванессой Паради; вот так провожал носилки с бездыханном телом Ривера Феникса от дверей своего клуба «Гадюшник»... Он -- сам по себе. Больше ему никто не нужен. И за горизонт, навстречу новым приключениям и проклятиям, он уйдет, не прощаясь и не оставив адреса. Так, что никто не поймет, что на самом деле у него за душой. Подобная достоверность дорогого стоит. Но, в каждом кадре оставаясь Джонни Деппом собственной персоной, актер тем не менее сумел перевоплотиться и в Джека Воробья -- безусловно, лучшего пирата мирового кино со времен Эррола Флинна и Олега Борисова. Если за эту роль Деппа не номинируют на «Оскара», он имеет полное право сорвать церемонию и в компании отчаянных ребят из массовки, с лихим посвистом реквизировать все без исключения золотые статуэтки в прямом эфире. Ибо -- заслужил.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.08.2003
«Пираты Карибского моря» на московских экранах
Фильм Гора Вербински с длинным названием «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной Жемчужины» стал первым за долгие годы пиратским кинополотном, имевшим успех. Со времен «Пиратов» Поланского и «Острова головорезов» Ренни Харлина обращение к пиратской теме превратилось в синоним кассового самоубийства: по определению дорогие, сложнопостановочные картины о джентльменах морской удачи не собирали и половины потраченных на них денег даже после выхода на видео, а телефонный справочник можно было экранизировать с большей вероятностью на успех, нежели Стивенсона или Сабатини. И вдруг -- фильм о пиратах, в основе которого лежит вовсе не классическое произведение, и даже не оригинальный сюжет, а аттракцион в Диснейленде... >>
  • //  25.08.2003
27 сентября в центральном выставочном зале Берлина, «Мартин-Гропиус-Бау», откроется выставка «Москва--Берлин. 1950--2000». Выставка под таким названием, но посвященная первой половине ХХ столетия, проходила в 1995--1996 годах. Обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ встретился с Екатериной ДЕГОТЬ, одним из кураторов новой экспозиции, с целью узнать у нее, о чем будет продолжение музейной саги и зачем вообще оно нужно... >>
  • //  25.08.2003
Знакомство Запада с творчеством Ильи Репина проходит на ура
Сотрудники европейских и российских музеев задумали разыграть Репина как козырную карту двух выставочных сезонов. В 2002 году в Голландии, в городе Гронинген, показали пользовавшуюся феноменальным успехом выставку «Илья Репин -- открытие России». В 2003 году выставку «Илья Репин. В поисках России» решили прокатать по Германии. В формировании второй экспозиции, охватывающей все этапы творчества русского живописца, участвовали Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей имени А.С. Пушкина, Музей новейшей истории России, финский музей Атенеум из Хельсинки, немецкая Национальная галерея, объединение «Государственные музеи Берлина», а также Фонд культуры и музей федеральной земли Саарланд Германии. Как и в случае с голландской выставкой, большая часть работ предоставлена Третьяковской галереей... >>
  • //  25.08.2003
Хрестоматийная "Не ждали" -- один из хитов выставки >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика