N°148
13 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.08.2003
На Москву наступают «ликвидаторы»
версия для печати
Нас как-будто ничему не учат уроки не только всеобщей, но и собственной истории. Наступать на грабли -- становится национальной чертой.

Ситуация с Манежем удивительно напоминает то, что несколько лет назад происходило с реконструкцией Гостиного двора. Вот, над Манежем сейчас работает достойный, интеллигентный архитектор Павел Андреев. Над Гостиным двором работал такой же достойный, интеллигентный архитектор Сергей Ткаченко. И там и здесь были хорошие реставраторы. И там и здесь в конструкторах -- замечательный инженер Нодар Канчели. Над Гостиным двором возведена была огромная, самая большая в Европе, крыша, может, даже инженерное чудо. Для чего было сделано то чудо инженерии, понять теперь трудно. Полюбоваться на него пускают по билетам на какие-то галантерейные выставки типа «мосшуз». Просто так поболтаться на площади, посидеть в кафе, послушать играющий оркестрик, пройти по модным бутикам и галереям, то есть сделать то, ради чего «конвеншн-центры» во всем мире строятся (и приносят немалые доходы инвесторам), здесь невозможно.

Напомним, с чего все начиналось. С громких заявлений о создании идеального места досуга москвичей. Программа предусматривала специальное выставочное и концертное пространство, освобождение подземного уровня под склады, необходимые для обеспечения инфраструктуры выставочного зала-двора. Размер же самого двора -- двенадцать тысяч квадратных метров -- с площадь Святого Марка в Венеции! Почему же он теперь еле-еле функционирует? Перекрытое крышей здание, способное принять около девяти тысяч человек, по своим технологическим и противопожарным параметрам оказалось рассчитано не более чем на три тысячи. Потому в конце концов все и обернулось режимным предприятием с безжизненной зареставрированной архитектурой, куда вход -- строго по билетам. Чтобы случайно не вошло больше, чем сможет выйти, если вдруг, не дай Бог, случится пожар. Вследствие этого магазины, в которые можно попадать только из узких переулков, но никак с центральной площади, пустуют. Коммерческий эффект минимальный. Шумное дело кончилось тихим, тщательно замаскированным позором. Еще раз спросим, как такое могло случиться? В задание на проектирование вкралась системная ошибка. А архитектор, сам работающий в системе, не умеет и не может такие ошибки исправлять. Ведь если он исправляет принципиальную для системы ошибку, то, следовательно, критикует свое начальство. Что делает в таком случае начальство? Оно с этим архитектором расстается.

Вернемся к ситуации с Манежем. Конечно, доходная выставочная деятельность может происходить и в центре города. Однако для этого совершенно не обязательно строить выставочный центр с системой складов и технологических помещений на все случаи жизни, которые будут обеспечивать его функционирование. Манеж сам по себе имеет площадь в 9 тысяч квадратных метров. Из них даже в застойные годы под складирование временных стенок и перегородок отводилось не более пяти процентов. При современном развитии выставочной техники не составляет труда привезти, с колес смонтировать выставочный стенд любой степени сложности. А потом благополучно увезти на склад где-нибудь за городом. Во всем мире экспоцентры выносятся за пределы исторического ядра, а под престижными Гранд Пале в Париже или Галереей Виктора Эммануила в Милане никто ничего не копает, и никому не приходит в голову накрыть куполом привлекающий массы местных жителей и туристов каток в торговой части Рокфеллер-центра в Нью-Йорке. А задача построить под дорогой землей в центре Москвы гигантский склад мне представляется просто абсурдной.

Рождаются два предположения: либо нас опять неверно информируют, либо опять архитекторы не замечают системной ошибки. Если нас неверно информируют, необходимо четко себе представлять: под Манежем возникнет продолжение Охотного ряда -- дикое количество тесных магазинов с ресторанами и недоуменно озирающиеся люди с авоськами в руках, возникающие в выставочном зале как гномы из подземелья. Либо это совсем уже полная ерунда -- пустая трата денег, неработающая экономическая модель. Заинтересованы в ней могут быть только 800 тысяч московских строителей (если верить Владимиру Ресину, то у нас каждый десятый москвич, не считая приезжих молдаван и белорусов, строитель), создавших свою идеальную замкнутую систему. В ней работают те, кто проектирует, строит, и те, кто кое-как эти строения обслуживает, эксплуатирует. В последнее время в этой системе заметно усилилось подразделение «ликвидаторов», расчищающих площади для новых заказов -- условий функционирования системы в целом. В принципе горожане в эту модель могут уже и не включаться. Она самодостаточна. Строят, чинят, сносят. Опять строят... И на все на это получают извне муниципальные, наши с вами, деньги. Если допустить, хотя бы гипотетически, что такого рода заказы обеспечиваются и распределяются при помощи каких-то комиссионных, называемых по-простому «откатом», то кто-то, наверное, еще и очень хорошо на этих комиссионных зарабатывает.

Думаю, в случае с Манежем было бы, как говорят в математике, «необходимо и достаточно» ограничиться ремонтом с элементами реставрации: выровнять пол, заменить осветительную часть, обеспечить музейным климатом, позволяющим принимать выставки класса и размера Москва--Берлин, а главное -- укрепить перекрытия, избавившись от чудовищных колонн, половина которых ничего не поддерживает, а только грузит несчастную крышу. Не менее насущной задачей является, на мой взгляд, тщательная разработка самой выставочной и культурной программы, организации в Манеже, как в забытые времена, народных гуляний. Не пытаясь переплюнуть Бетанкура в размерах, а Бове в красоте.
Юрий АВВАКУМОВ, архитектор, один из ведущих выставочных дизайнеров России

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.08.2003
Оказывается, дурная мода на клонирование гипнотизирует не только генетиков. Администрацию российской столицы тоже. Биологи из «выпотрошенных» яйцеклеток конструируют эмбрионы несчастных овечек Долли, лошадок Прометеев, большая часть которых или не доживает до рождения, или появляется на свет уродцами. А власти Москвы вознамерились выпотрошить добрую половину памятников архитектуры исторического центра, превратив их в таких же мутантов-Долли, без памяти, без истории, без судьбы. Зато с «начинкой» в стиле неотличимых друг от друга бутиков и отелей, колоссальными затратами на «репродуцирование» и даже -- особенно трогательно -- «последующим восстановлением наиболее ценных элементов фасада»... >>
  • //  13.08.2003
Нас как-будто ничему не учат уроки не только всеобщей, но и собственной истории. Наступать на грабли -- становится национальной чертой... >>
  • //  13.08.2003
Свою позицию в отношении идеи изменения и «улучшения» исторического центра Москвы изложил доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ, заместитель председателя Федерального научно-методического совета Минкультуры (ФНМС) Алексей КОМЕЧ... >>
//  читайте тему:  Лужков разрушает Москву
  • //  13.08.2003
Проект Архитектурной концепцией будущего Манежа занимается 14-я мастерская «Моспроекта 2». Ей руководит архитектор Павел Андреев. Его проект >>
  • //  13.08.2003
Здание Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году. Постройка производилась по проекту инженера >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама