N°12
24 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  24.01.2003
Тучи над Мордором встали
«Властелин колец. Две крепости» на экранах Москвы

версия для печати
Две трети трудной и непрямой дороги остались позади. Можно (но очень не хочется) перевести дух и успокоиться еще на целый год. Однако будьте осторожны при выходе из предпоследней двери предпоследнего вагона: с кольцевой линии всеобщего пути Хранители перешли на радиальные. О нравах и повадках хоббитов любознательный зритель нынче узнает немного -- невысоклики усталы, напуганны, голодны и лишены любимого курительного зелья. Где-то далеко, за кадром, продолжается скорбный эльфийский исход, и только в беспокойных снах Арагорна вспыхивает лебединой сталью взгляд принцессы Арвен. У магов сезон линьки: был Гэндальф Серый -- стал Белый. Вечнозеленые онты, пастухи деревьев из Фангорнского Леса, превращают крепость Изенгард в «хлам и крошево». Отважные воины конунга Теодена полнят ущелье Хельма орковской падалью. А в раздвоенном сознании былого обладателя Кольца Горлум взял верх над Смеагорлом и предал «добренького хозяина». Фродо остался жив -- и живым попал в руки Врага... В общем, как подытожил бы мастер Йода, доведись ему окинуть взглядом битву при Горнбурге -- «война магическая началась».

Старый Йода помянут здесь не случайно. За океаном вторую серию «Властелина колец» увлеченно и восторженно сравнивают с классикой батального кино, ставя его в один ряд с «Александром Невским» Эйзенштейна и «Смутой» Куросавы. Это справедливо -- как, впрочем, и все остальное, что может быть сказано в пользу эпопеи Питера Джексона. При желании в фильме можно найти множество других кинематографических отсылок (на каковые первая часть была не особенно щедра), в диапазоне от «Конана-варвара» до «Падения Берлина». Но все равно странно, что вне поля зрения заокеанских аналитиков осталась наиболее очевидная и самая, пожалуй, главная параллель -- история, которая началась «давным-давно в далекой галактике». В «Звездных войнах» Йода появлялся на экране во всей красе именно во втором фильме, равно как и Горлум во «Властелине колец» (склизский раб Прелести вообще очень напоминает великого учителя джедаев, волею рока лишившегося Силы и на этой почве окончательно утратившего свой без того нечеловеческий облик). Бесповоротно погибший Оби-Ван Кеноби возвращается на экран в виде призрачной голограммы -- чем не сменивший масть Гэндальф? А появление на свет улучшенных, еще более свирепых и кровожадных орков напоминает штамповку имперских клонов в «Эпизоде II». Это уж не говоря о том, что после того, как 17 декабря следующего года в третьей части произойдет «Возвращение государя», Джексону не останется ничего, кроме как, подобно Джорджу Лукасу, взяться за старое и вернуться к предыстории -- к призрачной угрозе «Хоббита».

Голова кружится, если представить, что могло бы произойти, возьмись в свое время за новые «Звездные войны» именно Джексон: мы имели бы сейчас полноценный эпос, равновеликий первым эпизодам. Не менее сильно -- только совсем в другую сторону -- кружится голова при мысли о том, что было бы с «Властелином колец», попади они в руки мистера Лукаса: нестрашные орки почесывали бы хоббитов за острыми ушами, Горлум бы бесконечно острил, а замечательный первоисточник так и остался бы в массовом сознании занудным чтивом для инфантильных эскапистов. Но все гипотетические предположения меркнут перед тем, что в конце концов «случилось и получилось» на самом деле. Трудно придумать что-нибудь более банальное, но кажется, что все это время Кольцо Всевластья на самом деле лежало в кармане у Питера Джексона, и он сумел справиться с его неодолимой силой, не поддаться на соблазны, которые погубили в последнее время немало некогда даровитых мужей. Джексон не прокололся даже на самом опасном моменте, введя в действие персонажа, целиком созданного на компьютере (отличный британский актер Энди Серкис, указанный в титрах как исполнитель роли Горлума, лишь озвучивал его и скакал по площадке в специальном костюме, чтобы игравшие хоббитов актеры сообразили, в какую сторону им смотреть). До сего момента сомнительными героями виртуального фронта оставались малохольный гунган Джа-Джа Бинкс из «Эпизода I», туповатый пес Скуби-Ду из одноименной детсадовской вампуки да недавний домашний эльф Тоби из «Гарри Поттера и Тайной Комнаты». Все они были в равной степени невыносимы. И все они не стоят и одного заусенчатого мизинца Горлума -- персонажа противоречивого, как и полагается шизофренику, и абсолютно настоящего. Убедительного не менее, чем живые герои «Двух крепостей» (среди новых персонажей нельзя не отметить Гнилоуста, которого сыграл идеально выбранный на эту роль Брэд Дуриф).

Если смотреть фильм совсем уж внимательно, то в батальной массовке можно заметить и самих творцов. В первую очередь -- самого Джексона, который, как и в первой части, появляется на экране вместе с собственными чадами. А также знаменитого специалиста по фэнтези Алана Ли -- иллюстратора «Илиады», автора исследований о феях и знатока антуражных тонкостей небывалых эпох, до «Властелина», работавшего концептуальным дизайнером на «Легенде» Ридли Скотта и «Эрике-викинге» Терри Джонса.

Все они: и Питер Джексон, и Алан Ли, и другой Ли -- Кристофер, продолжающий блистать в роли вероломного волхва Сарумана, и все остальные участники проекта до самого распоследнего статиста, скрывшегося за личиной третьестепенного орка -- выиграли свою битву. И дело не только в восторге заокеанских критиков, которые кое-где уже успели признать фильм лучшим кинопроизведением года, и не в умопомрачительном количестве цифр в столбцах кассовых сборов (на момент российской премьеры «Двух крепостей» фильм уже преодолел трехсотмиллионый рубеж в одних только Штатах и в ближайшее время сдавать позиции не собирается). Самое главное -- дружина Джексона в едином напоре сокрушила твердыню, которая в последнее время казалась неприступной и незыблемой. «Две крепости» дали понять, что современные технологии вовсе не так губительны для кино, как кажется. Их можно приручить, посадить на поводок из эльфийский веревки и заставить покориться своей воле. И сотворить блокбастер, в котором захватывающие приключения не мешают разговорам о Самом Главном.

Что до Кольца, то оно на самом деле было у Питера Джексона. По окончании съемок он подарил его (то самое, появлявшееся в кадре) Элайдже Вуду, сыгравшему Фродо. Теперь Вуду придется оставить его у себя, и сберечь его. А там -- будь что будет.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  24.01.2003
«Властелин колец. Две крепости» на экранах Москвы
Две трети трудной и непрямой дороги остались позади. Можно (но очень не хочется) перевести дух и успокоиться еще на целый год. Однако будьте осторожны при выходе из предпоследней двери предпоследнего вагона: с кольцевой линии всеобщего пути Хранители перешли на радиальные. О нравах и повадках хоббитов любознательный зритель нынче узнает немного -- невысоклики усталы, напуганны, голодны и лишены любимого курительного зелья. Где-то далеко, за кадром, продолжается скорбный эльфийский исход, и только в беспокойных снах Арагорна вспыхивает лебединой сталью взгляд принцессы Арвен. У магов сезон линьки: был Гэндальф Серый -- стал Белый. Вечнозеленые онты, пастухи деревьев из Фангорнского Леса, превращают крепость Изенгард в «хлам и крошево». Отважные воины конунга Теодена полнят ущелье Хельма орковской падалью. А в раздвоенном сознании былого обладателя Кольца Горлум взял верх над Смеагорлом и предал «добренького хозяина». Фродо остался жив -- и живым попал в руки Врага... В общем, как подытожил бы мастер Йода, доведись ему окинуть взглядом битву при Горнбурге -- «война магическая началась»... >>
  • //  24.01.2003
В Москве началось «сНежное шоу» Вячеслава Полунина
Спектакль задерживается, игрушечное чуханье паровозика на фонограмме начинает надоедать публике, прорвавшейся сквозь московский транспорт и толпу экстатических студентов у входа. Сидящая рядом иссушенная своей строгостью тетенька запрещает девочке лет десяти трогать лежащие вокруг пласты нарезанного из тонкой бумаги снега. Она пришла смотреть на высокое искусство. Те, кто на сцене, сейчас для нее должны будут священнодействовать или умереть, на меньшее она не согласна... >>
  • //  24.01.2003
Сегодня в ГТГ открывается выставка «Московская абстракция»
В конце 2001 года в Русском музее Санкт-Петербурга открылась великая по размерам и скудная по смыслу выставка «Абстракция в России. XX век». Наша газета писала об утомительном однообразии визуальной подачи, невыстроенности концепции, случайности подбора. Наш ответ Петербургу прозвучит сегодня. В Третьяковской галерее на Крымском валу пройдет презентация проекта «Московская абстракция. Вторая половина XX века». Обозреватель газеты «Время новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ попросил рассказать о нем руководителя группы подготовки выставки, заместителя директора ГТГ по научной работе, заведующего кафедрой отечественного искусства МГУ профессора Александра МОРОЗОВА... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика