N°113
25 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  25.06.2003
Накануне небытия
К столетию Джорджа Оруэлла

версия для печати
Эрик Артур Блэйр, сменивший свое старинное родовое имя на блеклый псевдоним Джордж Оруэлл, был даровитым публицистом, критиком, памфлетистом (кое-кто из всего наследия Оруэлла более всего ценит пародийную историю СССР -- «Скотный двор») и беллетристом. Как большинство западных интеллектуалов первой половины ХХ века, он смолоду подпал под обаяние левых идей, что обусловило добровольно избранное им трудовое существование (продираясь к литературе, он служил судомойкой, школьным учителем, продавцом в заштатном книжном магазине) и участие в испанской гражданской войне на стороне республиканцев. Прозрение, настигшее писателя в Испании и усугубленное в пору пакта Молотова--Риббентропа (когда ненавистная и любимая «респектабельная» Англия оказалась единственным оплотом европейской свободы), не избавило Оруэлла от симпатий к социализму, а пропагандистская работа на BBC не сделала его безусловным адептом британского порядка. На радио он работал самоотверженно (долг есть долг, война есть война), но ни государственником, ни адвокатом «свободного мира» не стал. Все это любопытно: биография Оруэлла сгодится и для не выходящих из моды дискуссий об обреченности интеллигента на подчинение той или иной «силе», и для навороченного романа со всякой «философией-психологией». Все это (включая нападки на Оруэлла нынешних леваков) минует суть дела. А суть в том, что смертельно больной, измотанный противоречиями, Оруэлл написал великую книгу -- «1984». Антиутопии, конечно, сочинялись и до Оруэлла, а зависимость «1984» от замятинского «Мы» сомнению не подлежит. (Кстати, Оруэлл публично высоко оценивал роман предшественника, что не типично для литературных нравов ХХ века.) Однако в едва ли не любой антиутопии -- от Свифта до Хаксли (а забегая в близкие времена -- до Войновича) -- явственно ощущается привкус литературной игры. Провидцы предлагают публике сказки (пусть страшные) и притчи (пусть зловещие). Это книги -- их можно прочесть и лечь спать. Ужас Оруэлловой футурологии в ее «не-книжности». Сигареты, из которых просыпается табак, рваные шнурки, тошнотворный джин, изнурительные часы за служебным столом, брань соседей, теснота, вонь, голод и мука от сексуального воздержания совершенно реальны. Тут не «усталый» мир «Приглашения на казнь» вспоминаешь, не комфортабельные прозрачные коммуналки Замятина и Хаксли, а обыденность Солженицына и Гроссмана. Именно в таком -- сером, гадком и предельно достоверном -- мареве перестают быть интеллектуальными конструкциями «двухминутки ненависти», «новояз», «телескрины», «внутренняя партия» и «Старший брат». «Плотское» существование которого, как объясняет О'Брайен, сомнительно. Провокатор-палач, задумавший и раскрутивший «преступление» Джулии и Уинстона, не зря втолковывает подопечному: дважды два -- не четыре или пять, а сколько надо. Нет ни истории, ни языка, ни логики, ни совести, ни самой материи (поэтому человек должен физически страдать, а «фантомный» вождь живее обреченного Уинстона). «Правды» не может быть по определению (потому война и зовется миром, а пытка -- любовью). «Подлинная» картина мира запечатлена в книге Гольдштейна, которую написал коллектив О'Брайенов. Дочитать ее невозможно, а знакомство с ней (результат провокации) всегда ведет к преступлению. И наказанию, отбирающему у человека последнее. «Полюбить» Старшего Брата можно лишь после отречения от того, что называлось любовью в доновоязовскую эру (поэтому Джулия и Уинстон должны предать друг друга). Людям «1984» надлежит отказаться разом от плоти и духа. Потому что и пробуждаются дух (поиск истины) и плоть (физическое влечение) одновременно. А пробудясь, ведут к книге Гольдштейна -- далее со всеми остановками (включая камеру 101) и заранее известный конечный пункт. Уинстон и Джулия признают себя покойниками еще до пыток -- в миг ареста, последовавшего за чтением Гольдштейна и плотским единением. Читая «1984» в скверном переводе на слепой фотокопии (лет примерно за восемь до роковой заглавной даты), я кожей чувствовал: все, уже покойник. Потому что правда -- это ложь, книга Оруэлла -- книга Гольдштейна, а голодного самца крысы, что вгрызется в мое лицо, не перенести. Никому. И «надежда на пролов» -- морок. И история меняется по воле «внутренней партии». И, как писал Булгаков, «Капитанскую дочку» сожгут в печи. Уже сожгли. Нет, Оруэлл вовсе не учит мужеству. Он знает, что человеку положен предел. Он бьет в самое больное место, он крушит самоуверенного читателя, полагающего, что спастись можно любовью (стихами, работой, садоводством -- любой нормальностью), он швыряет тебя в ад (ни милости, ни раскаяния -- одно отчаяние, то есть небытие). Он, любя человека, не оставляет и толики надежды. Для чего? Да для того, чтобы, очнувшись от дурмана достоверности, ты почувствовал: 1984 год еще не наступил (за окном какая-то жизнь теплится), но свалиться может в любой миг (ведь распознал ты знакомое, свое в сером кошмаре). И тогда будет поздно -- ничто не спасет. Так будь человеком, покуда можешь. Сопротивляйся смерти (люби, думай, выбирай), пока жив. Остальное, включая обоснованные счета бесчеловечным интеллектуалам и наивные надежды на простецов, больные отношения с традицией и мечты о хорошем социализме, -- частности.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.06.2003
На прошедшей за день до концерта пресс-конференции Моби рассказал: «Я вырос в годы «холодной войны». Тогда в Америке интересоваться Советским Союзом было настоящим диссидентством. Мы с друзьями носили советскую символику, я зачитывался Солженицыным. Я вообще очень люблю русскую литературу -- Достоевского, например, и Толстого». Моби начинал как панк-музыкант, затем постепенно его творчество и образ жизни претерпели перемены: он стал техно-музыкантом, королем танцполов, стал придерживаться здорового образа жизни. Впрочем, в этом он сам не видит никакого противоречия: «Знали бы вы, сколько среди панков вегетарианцев!» И добавляет: «Я сам держу маленький вегетарианский ресторанчик в Нью-Йорке. У меня нет детей, поэтому ресторан для меня -- как ребенок»... >>
  • //  25.06.2003
«Лужники» пережили концерт американского техно-музыканта без потерь
Субтильный человек лет сорока, с залысинами и оттопыренными ушами -- тот самый крутой Моби, техно-музыкант, в начале 90-х поставивший планету на уши. В 1991 году американский гражданин Моби (настоящее имя -- Ричард Мелвилл Холл) выпустил сингл с песней Go -- на ней он засэмплировал музыкальную тему из сериала «Твин Пикс». Во многом благодаря этой вещи к Mоби пришла широкая популярность по обе стороны океана. В числе первых Go сыграли и на московском выступлении... >>
  • //  25.06.2003
Внеконкурсная программа XXV ММКФ. Часть 1
Основные внеконкурсные фавориты (вроде «Чемоданов Тулса Лупера», «Догвиля» или «Бассейна») совсем скоро станут доступны и без всякого. Трудно не поддаться неизбывному синдрому и не постараться во что бы то ни стало опередить широкую публику хотя бы на несколько дней. Желание это объяснимо и более чем простительно. Имеет, впрочем, смысл обратить внимание и на в высшей степени достойные картины, ознакомиться с коими будет гораздо сложнее, чем с заведомыми хитами фон Триера или Озона. А равно и с теми новинками, которые хоть и выйдут когда-нибудь в прокат, но максимальное впечатление производят именно в фестивальном контексте. Фильмы необычные, странные, в основном жанровые. Именно они являются настоящей плотью и кровью любого кинофорума. И судя по уже отсмотренному, ММКФ в этом году исключением из правил не является... >>
  • //  25.06.2003
К столетию Джорджа Оруэлла
Эрик Артур Блэйр, сменивший свое старинное родовое имя на блеклый псевдоним Джордж Оруэлл, был даровитым публицистом, критиком, памфлетистом >>
  • //  25.06.2003
Сегодня последний день работы выставки проектов международного конкурса на строительство нового здания Мариинского театра. 28 июня жюри выберет победителя конкурса и наградит участников... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика