N°111
23 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.06.2003
Колизей в предместье Москвы
Судьба Большого дворца в Царицыно стала лотом необычного аукциона

версия для печати
В минувшую пятницу заповедник «Царицыно» пригласил гостей (музейных сотрудников и журналистов) на остроумный перформанс. Работники МЧС раздали всем оранжевые строительные каски и провели внутрь величественной руины дворца, выстроенного по заказу Екатерины II Матвеем Казаковым. Гостей попросили надеть каски в целях безопасности: «Бойтесь падающих кирпичей -- перекрытия дворца давно исчезли». По широким арочным коридорам, заставляющим вспомнить литературные описания аббатств и замков у Анны Рэдклифф и Горация Уолпола (раненные временем стены, крапива под ногами, валуны и архитектурные осколки на пути -- только что совы на башнях не ухают), процессия в оранжевых касках таинственно двигалась на звуки музыки. Лабиринт вел к центру дворца, на поляну, где находился когда-то парадный зал. Там Вивальди и Моцарта играл квартет музыкантов. Те же оранжевые каски на головах скрипачей во фраках смотрелись куда как экстравагантно.

Гости тихонечко встали полукругом и слушали. Музыка закончилась, и слово взял директор музея-заповедника «Царицыно» Виктор Егорычев. Он вкратце рассказал историю Большого царицынского дворца, безрадостную и поучительную. На месте нынешнего дворца когда-то (до 1785 года) стояли три других, созданных главным архитектором Царицыно Василием Баженовым. Это дворец для Екатерины, дворец для ее сына Павла и между ними -- маленький дворец для детей Павла. Екатерина отвергла уже готовые строения, возможно, сочтя оскорбительным, что Баженов уравнял ее в правах с нелюбимым сыном Павлом Петровичем: построил для нее и для него одинаковые хоромы. По ее приказу дворцы были разобраны, и из них, а также из других снесенных на территории Царицыно строений Баженова ученик-соперник архитектора Матвей Казаков отгрохал свой Большой дворец. Исследователи во многом справедливо называли его «слоном в посудной лавке». К хрупким и рокайльным дворцам-шкатулочкам Баженова он относится примерно так же, как ампир Страны Советов к ампиру пушкинских времен.

Но время наказало самозванство, наглость и бестактность. Все уцелевшие баженовские павильоны «Царицыно» сейчас отреставрированы и смотрятся как новенькие. Лишь один угрюмый казаковский исполин стоит открытый всем ветрам и стонет своими разверстыми пастями окон и дверей. Екатерина так его и забыла. Он долгие годы навевал меланхолические чувства на приезжих литераторов-карамзинистов. В частности, князь П.И. Шаликов отмечал «странную игру оптики» при подъезде ко дворцу: «Черная крыша дворца (готического), которую только видно, и множество окружающих его башен, с черными же верхами и шпитцами по бокам, представляют взору живо и совершенно крышку гроба и Кармелитов или Францисканцев с печальными факелами... Смейтесь и досадуйте на такую неудачную выходку архитектора». В конце концов крыша рухнула, и остался один каркас из стен и башен.

Что теперь делать с мрачной руиной, занявшей аккурат центр всего ансамбля? Виктор Егорычев поведал о трех возможных вариантах решения проблемы. Первый. Достроить так, как сделал в свое время Казаков. Это чтобы опять с высоченными мансардными крышами, напоминающими гигантских монахов у гроба-великана. Окружающие дворец баженовские хрупкие резные ларчики точно будут раздавлены. В защиту проекта -- следующий аргумент: в воссозданном «казаковском» творении можно разместить колоссальный полноценный музей. Второй вариант связан с возможным переходом «Царицыно» от Минкульта к московским властям. Учитывая страсть мэра к роскоши и престижу, не исключено, что в главном дворце устроят развлекательный комплекс с сауной, казино и прочими утехами новой буржуазии. Не пропадать же полезным и прибыльным площадям в парковой зоне! Как будет выглядеть возможный досуговый комплекс, можно только догадываться. В беседе со мной Виктор Егорычев осторожно предположил, что любовь мэра к псевдомосковскому узорочью и стилизованное под средневековье узорочье Казакова найдут друг друга. Тогда, подумал я, выйдет такой «Посохин в квадрате». Что еще страшнее, чем даже торговое подземелье на Манежной площади.

Наконец, третий вариант. Виктор Егорычев назвал его «Московский Колизей». Оставить дворец руиной. За него, собственно, и выступает администрация заповедника «Царицыно». На самом деле пятничный перформанс, с касками, музыкантами и импровизационной выставкой стекла, спрятанного в коридорах, и был презентацией нового имиджа дворца. Руина -- вещь интригующая, как мхом обросшая многочисленными культурными смыслами, метафорами и значениями. В парадигме постмодернизма и деконструкции ей самое место. Музей-руина -- отличный концептуальный жест! К тому же, если творение Казакова оставить руиной, оно баженовскую хрупкость не раздавит, ведь сквозняки дворец выветрили, а время изменило силуэт, и стал дворец легче.

Пока руину обнесли решеткой. Пропускать внутрь будут только с экскурсией. МЧС обязуется укрепить стены и карнизы. Фасады почистят. В готических коридорах будут показываться затейливые выставки-инсталляции. На месте главного зала, на лужайке, сделают настил и станут играть концерты. Дизайнером будущих программ выступит штатный сотрудник «Царицыно» известный оформитель выставок в лучших музеях Москвы Давид Бернштейн. А в романтических грезах директора «Царицыно» и замдиректора по науке Ольги Докучаевой мегапроект: заинтересовать идеей «ожившей руины» инвесторов, пригласить звезду архитектуры (на мой взгляд, так лучше японцев -- Арато Исодзаки или Тойо Ито) и оформить внутреннее пространство по законам неомодернистского хай-тека, чтобы прозрачность, грани, спирали и ледяные призмы. Вот это уже будет наш ответ Бильбао!

После посещения казаковского дворца выдумщики из Царицыно пригласили всех в баженовский Оперный дом на «аукцион идей». Там в шутку разыгрывались три варианта реконструкции. Отрадно, что гости из разных музеев косвенно проголосовали за «Московский Колизей». Лот «Руина» был продан втридорога по сравнению с двумя другими.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.06.2003
Начались гастроли Королевского балета Великобритании
В первые два дня гастролей обосновавшийся в Большом театре Королевский балет Великобритании рассказал московским жителям о своем прошлом, настоящем и будущем. Гала-концерт в день открытия отдали прошлому -- «Глория» Кеннета Макмиллана (со дня смерти английского классика прошло десять лет, весь сезон Королевский балет отмечает эту дату) -- и будущему -- Tryst Кристофера Уилдона (самого успешного из нынешних молодых хореографов английское начальство успело рассмотреть в США и пригласить поработать еще до того, как хореограф расписал свой график на пять лет вперед). За время настоящее ответило, как ни странно, «Лебединое озеро»... >>
  • //  23.06.2003
Окончание. Начало на стр. 1 Кажется, самому Алексею Учителю неловко и от слишком выписанных диалогов, и от самой истории, и он старается >>
  • //  23.06.2003
Судьба Большого дворца в Царицыно стала лотом необычного аукциона
В минувшую пятницу заповедник «Царицыно» пригласил гостей (музейных сотрудников и журналистов) на остроумный перформанс. Работники МЧС раздали всем оранжевые строительные каски и провели внутрь величественной руины дворца, выстроенного по заказу Екатерины II Матвеем Казаковым. Гостей попросили надеть каски в целях безопасности: «Бойтесь падающих кирпичей -- перекрытия дворца давно исчезли». По широким арочным коридорам, заставляющим вспомнить литературные описания аббатств и замков у Анны Рэдклифф и Горация Уолпола (раненные временем стены, крапива под ногами, валуны и архитектурные осколки на пути -- только что совы на башнях не ухают), процессия в оранжевых касках таинственно двигалась на звуки музыки. Лабиринт вел к центру дворца, на поляну, где находился когда-то парадный зал. Там Вивальди и Моцарта играл квартет музыкантов. Те же оранжевые каски на головах скрипачей во фраках смотрелись куда как экстравагантно... >>
  • //  23.06.2003
«Халк» на московских экранах
В английском языке слово hulk имеет несколько значений. Если отбросить специфическую морскую терминологию, в которой это слово обозначает «понтон», «плавучую тюрьму», «остов старого корабля», а также совсем уж запредельные «килектор» и «плашкоут», то обнаружится искомое переносное значение -- «громадина, увалень, большой неуклюжий человек». Именно в такого вот Халка, да вдобавок ядовито-зеленого цвета, и превращается ученый из института ядерной биотехнологии в Беркли Брюс Баннер всякий раз, когда выходит из себя. А поводов для этого у доктора Баннера, надо сказать, предостаточно... >>
  • //  23.06.2003
В конкурсе Московского кинофестиваля пока лучшим оказался фильм японского классика
Статусного, государственного мероприятия из Московского международного кинофестиваля явно не получилось. На состоявшейся в пятницу церемонии открытия юбилейного, XXV фестиваля не было ни Путина, ни Касьянова, только Юрий Лужков, давший, впрочем, ценное обещание лично заняться строительством Дворца кино. Московский фестиваль в этом году так и не стал питерским, не вошел в обойму тех мероприятий, над которыми пролился золотой дождь, и оттого организаторы, поджавшись, объявили юбилейный форум рядовым. И это ему к лицу. Если меньше надувать щеки, естественнее выглядит и вполне представительная спецпрограмма фестиваля, и приличный, хотя и не сильный конкурс, и уж тем более ярко смотрится едва ли не лучший за прошедшие годы состав жюри. Так что если амбиции Никиты Михалкова и не удовлетворены, то аппетиты киноманов можно счесть учтенными... >>
  • //  23.06.2003
К Халку Халк, отмахивающийся от боевых вертолетов как от назойливых мух, виртуальный персонаж, сделанный на компьютере. К >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика