N°107
17 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  17.06.2003
В отсутствие фаворитов
Сегодня вечером жюри «Кинотавра» огласит свое решение

версия для печати
В российском конкурсе итог явно будет компромиссным. Фаворита и лидеров нет -- есть несколько картин, вызвавших противоречивые мнения. Главный приз «Золотая роза», на мой взгляд, должен уйти фильму Вадима Абдрашитова «Магнитные бури». Работы, равной ему по кинематографическому качеству и масштабности, в конкурсе нет. Однако многие кинематографисты фильм не приняли и не поняли. Некоторые зарубежные гости отвергли картину, не найдя в ней ясной человеческой истории, запутавшись во внешней канве и не восприняв мощную метафору сегодняшней российской жизни, с ее внутренним хаосом и стихийными массовыми реакциями. Другим фильм показался статичным и скучным. Среди судей сторонники такого взгляда могут оказаться в большинстве.

Зато как иностранные, так и иные российские зрители с энтузиазмом встретили мелодраму Лидии Бобровой «Бабуся», которая, по-моему, является образцом вторичного, конъюнктурного кино. Картина новая, ее впервые показали на «Кинотавре», общественное мнение не сложилось, а зареванные зрители -- веский аргумент в пользу награды. С другой стороны, дать приз столь незамысловато сделанной истории -- значит признать приоритет коммерции над художественностью: ничего от искусства в слезоточивой поделке не заметно. В главной роли снялась непрофессиональная актриса, естественная и обаятельная, как котенок или щенок. Уже сам вид божьего одуванчика в платочке настраивает на умиление, а когда жестокосердные родственники захлопывают перед ней двери шикарных особняков, сердце, понятно, кровью обливается. Для пущего драматизма подмонтированы кадры с обгоревшими телами убитых в Чечне, погибающие дети (передачу о войне смотрит по телевизору один из героев), а заодно вспомнили и Сталинград, где бабуся рыла окопы, и работу в колхозе за трудодни. Сегодняшняя жизнь подается сходным образом: то из-за мусорного бака выйдет собиратель бутылок с дореволюционным стажем, то новорусский зять на джипе на предложение деревенского интеллигента быть человеком двинет его по морде. Все благополучные люди как один сволочи, зато все хорошие -- несчастны без меры. Бабуся-натурщица кротко присутствует при всех безобразиях, пока режиссер не отправит бедняжку в последний путь. Морозной зимней ночью с посохом в руке бредет она навстречу прошлому, дорогим своим покойникам, напоследок сделав еще одно доброе дело: вернув речь десятилетней правнучке, которая после бомбежек в Грозном несколько лет провела в шоке. Рыдают все.

Помимо вышеназванных картин, на главный приз могут претендовать «Старухи» Геннадия Сидорова и «Бедный, бедный Павел». Вот, пожалуй, и все. С лучшими ролями тоже непросто. Серьезных и важных для кинематографа просто нет. С мужскими чуть проще -- яркие, хотя и неглубокие характеры сыграны Олегом Янковским и Виктором Сухоруковым, есть знаменитые Александр Калягин и Николай Караченцов в слабом фильме Александра Галина «Фото». В затянутом и несмешном фильме Эльдара Рязанова в меру своих немалых сил играют Сергей Маковецкий, Сергей Безруков и Николай Фоменко. Есть и действительно прекрасный тюменец Леонид Окунев в «Правде о щелпах», но давать премию за роль в фильме, который до конца досмотрели несколько десятков человек, на «Кинотавре» не принято. Если бы членом жюри была я, то наградила бы Сергея Дрейдена за роль кондитера в фильме «Не делайте бисквиты в плохом настроении». Картина, снятая по сценарию блестящего петербургского критика Татьяны Москвиной, к сожалению, очень плоха. Прекрасная актриса Эра Зиганшина, играет главную роль с удручающей фальшью. Но как только в кадре появляется Дрейден (в титрах поименованный Сергеем Донцовым), вся неестественность истории про кризис женщины среднего возраста, лето свое пропевшей в сладких тенетах питерской «духовности», пропадает, и ты завороженно смотришь и слушаешь этого пленительного, тонкого и значительного артиста.

Все это происходит на фоне очень сильного международного конкурса, где проблема выбора стоит ровно наоборот: есть как минимум четыре картины, достойные приза. Иронический бурлеск «Икота» (Венгрия), мелодрама «Эди» (Польша), психологический триллер «Девот» (Германия) и хорватский детектив «Прекрасные мертвые девочки» -- и смотреть интересно, и за кино не стыдно.

Впрочем, европейский конкурс снимает сливки с кинематографий всех стран Европы, а «Кинотавр» борется за каждую новую картину. Фестиваль был задуман как смотр достижений российского кино, подбивающий итоги сезона. Именно здесь можно было увидеть разом все, что снималось, когда в год выходило около двадцати фильмов. Сегодня только при поддержке службы кинематографии в производстве одновременно находится почти сто пятьдесят картин. Требуется отбор. А многим фильмам, рассчитанным на интерес публики, участие в фестивале, проходящем в начале летнего мертвого сезона, просто невыгодно.

«Кинотавру» пришло время менять формат. Государственного статуса, о котором шла речь в прошлом году, получить не удалось. Деньги спонсоров рекой не текут. С другой стороны, долгая история, известный бренд, широкий размах тоже чего-то стоят.

В этом году в Сочи приехало очень много народа -- то ли сказались удлиненные выходные, то ли плохая погода в центре России, но кругом оживленно и людно. На пляже гостиницы «Жемчужина» Дмитрий Дибров по вечерам снимает свою «Апологию» -- зеваки обступают балюстраду. По-прежнему знаменитостей поджидают у входа, чтобы сфотографироваться или просто поглазеть. Но и интереса к кино тоже больше прежнего. На набережной то и дело слышишь «В кино-то пойдем?», а на площади, где после десяти бесплатно показывают российские фильмы, зрителей достаточно. Тем более что перед фильмами идет культурная программа, которую в этом году, так же как и оба конкурса, дотирует Служба кинематографии.

Вчера закончился 55-й межгосударственный кинотелевидеорынок, 350 участников которого включились в жизнь «Кинотавра». Летний кинорынок, несмотря на усилия организаторов, не является в полном смысле рабочим. На него приезжают расслабиться и наладить контакты, а заключать договоры в основном будут осенью. Но поскольку государство сегодня играет все более активную роль в кинопроизводстве, организаторы рынка решили, что, погрузив прокатчиков в атмосферу фестиваля, можно повернуть их в сторону нашего кино, которое до сих пор покупают неохотно.

Событием кинорынка стал показ фильма «Бумер», дебютной работы режиссера Петра Буслова (продюсеры -- Сергей Члиянц и Сергей Сельянов). Продавать фильм взялась студия СТВ, чьи товары, во-первых, хорошо сделаны, а во-вторых, привлекают зрителей. «Бумер» -- не исключение, и остается пожалеть, что он не участвует в конкурсе.

Шесть человек, из числа работавших над картиной, навсегда остались в Кармадонском ущелье, куда они поехали вместе с Сергеем Бодровым. Среди них -- оператор Даниил Гуревич, продемонстрировавший в «Бумере» высокий профессиональный класс и настоящий талант.

История четырех друзей, промышляющих угоном машин, напоминает пресловутую «Бригаду», однако сделана, на мой взгляд, куда тоньше. Герои фильма, люди «трудной судьбы», вызывают симпатию, но их жизнь достойна не подражания, а жалости. При этом персонажи реальны, язык их услышан режиссером (он же соавтор сценария) точно, сюжет развивается естественно, и так же естественно возникает в финале сопереживание героям. Лишь одно мешает картине: она снята как бы вслед другим. Такой тип фильма сложился давно, и еще один, пусть качественный и талантливый вариант, все равно будет стоять в общем ряду. Но удовольствие от просмотра это не уменьшит. Удачную музыку написал Сергей Шнуров, в связи с чем премьера «Бумера» пройдет на фестивале «Нашествие». Тогда же, в августе, фильм будет показан на фестивале в Выборге.

И Московский кинофестиваль, и удачно проходящий в конце лета Выборгский оттягивают фильмы от «Кинотавра» все более активно. Возможно, со временем конкурс российского кино перестанет занимать здесь центральное место. Но пока результатов ждут. К вечеру дождутся.
Алена СОЛНЦЕВА, Сочи

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.06.2003
Японские привидения на сцене МХАТа
Слова критика -- это страшная сила. Дернула меня нелегкая назвать недавнюю ленкомовскую премьеру «генератором галлюцинаций», оно тут же и аукнулось. Я сетчаткой помню, как Александр Абдулов в конце 80-х играл в «Мудреце», а в действительности роль Глумова с самого начала была ролью Виктора Ракова. Мало одного наваждения: на Чеховском фестивале принял актера БДТ Андрея Носкова за питерца же Носкова Илью и сказал что-то по поводу его популярности. Извините, уважаемые господа артисты. Впредь обещаю проверять все и чаще употреблять глагол «не знаю» -- сейчас и начну... >>
  • //  17.06.2003
На 64-м году нежданно оборвалась жизнь Алексея Матвеевича Зверева, замечательного филолога, переводчика, критика, профессора РГГУ, заместителя главного редактора журнала «Иностранная литература»... >>
  • //  17.06.2003
К столетию Михаила Светлова
Светлов много раз говорил, что от него останется три стихотворения -- «Гренада», «Каховка» и «Итальянец». Иногда он выражался резче. «Неужели я столько понаиздавал? Я уже давно должен был стать богачом! А между тем, когда я умру, вскрытие покажет, что у покойника не было за душой ни копейки». Денежная метафора не отменяет глубокого недовольства собой. Светлов долго обдумывал сказку о человеке по фамилии Рубль, что упал с балкона и разбился на гривенники. Сказка осталась в набросках -- Светлов продолжал аккуратно складывать печально-ироничные стихотворения с легким привкусом «комсомольского» оптимизма и выдавать в буфете Дома литераторов фирменные афоризмы... >>
  • //  17.06.2003
Сегодня вечером жюри «Кинотавра» огласит свое решение
В российском конкурсе итог явно будет компромиссным. Фаворита и лидеров нет -- есть несколько картин, вызвавших противоречивые мнения. Главный приз «Золотая роза», на мой взгляд, должен уйти фильму Вадима Абдрашитова «Магнитные бури». Работы, равной ему по кинематографическому качеству и масштабности, в конкурсе нет. Однако многие кинематографисты фильм не приняли и не поняли. Некоторые зарубежные гости отвергли картину, не найдя в ней ясной человеческой истории, запутавшись во внешней канве и не восприняв мощную метафору сегодняшней российской жизни, с ее внутренним хаосом и стихийными массовыми реакциями. Другим фильм показался статичным и скучным. Среди судей сторонники такого взгляда могут оказаться в большинстве... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика