N°105
11 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  11.06.2003
XXV, юбилейный
Что посмотреть на Московском международном кинофестивале

версия для печати
Зачем?

С 20 по 29 июня в Москве пройдет очередной Московский кинофестиваль. Он ведет свою историю с 1935 года; в ней немало и славных, и чуть менее славных страниц. Неоспоримая высшая точка: Гран-при 1963 года, врученный шедевру Федерико Феллини «8 1/2» (председателю жюри, благородному Григорию Чухраю пришлось тогда убеждать высшее партийное руководство в том, что решительно невозможно наградить главным призом советскую производственную драму «Знакомьтесь, Балуев!»). В 1987 году феллиниевская линия достойно завершилась вручением «Золотого Георгия» автобиографической картине мэтра «Интервью» -- и наступила черная перестроечная полоса.

Сейчас фестиваль немного пришел в себя. Сеансы не переносятся и начинаются вовремя, внедряется система электронного титрования, в срок выходит каталог и другие справочные материалы. Неразрешимые организационные проблемы, слава богу, отходят в прошлое, но лишь для того, чтобы уступить место проблемам экзистенциальным. Главное -- это найти ответ на вопрос: кому вообще нужно фестивальное движение в условиях хорошо развитого проката, в эру DVD и компьютерного пиратства, когда самый взыскательный киновкус можно удовлетворить по Сети, не выходя из дома? ММКФ пока на этот вопрос не ответил, как, впрочем, и Канн, Берлин и Венеция.

Одни фестивали возрождают моду на социальный, критически настроенный, аналитический кинематограф (лучшим примером такого кино является оскароносный документальный фильм «Боулинг для Колумбины» об истоках насилия в американской культуре -- он будет показан в программе "Восемь с половиной фильмов"). Другие делают ставку на экзотику (а большей экзотики, чем корейский фантастический триллер «Спасти зеленую планету» в конкурсе ММКФ, и придумать трудно). Третьи берут на себя рекламную функцию и продвигают фильмы, которые вскоре выйдут в местный прокат (Берлин, например, долгие годы служил стартовой площадкой для голливудских премьер в Европе). Четвертые, напротив, утверждают себя как последние опорные пункты авторского кино. Спасительный рецепт пока не найден, но поиски продолжаются, и имеет смысл к ним приглядеться на отечественном примере. Масштаб Московского фестиваля меньше, но проблемы (а иногда и достижения!) те же, что и на других фестивалях категории «А».

Конкурс

Ох уж эта категория «А»! Сколько раз будет проходить фестиваль, столько раз придется объяснять, что это такое. В регламенте Международной ассоциации продюсеров указано, что в конкурсной программе фестиваля категории «А» могут присутствовать только фильмы, до этого не участвовавшие в конкурсных программах других международных фестивалей (внеконкурсные показы не возбраняются). Крупные фестивали, в том числе и Московский, добровольно налагают на себя дополнительное ограничение и требуют, чтобы все конкурсные показы были мировыми премьерами (иначе говоря, если фильм показали вне конкурса где-нибудь в Гетеборге или Пусане, путь на московский конкурс ему уже закрыт). О целесообразности таких строгостей дискуссии ведутся уже не первый год. Все станет ясно лет через десять: если Московский фестиваль станет событием международной киножизни и определяющим фактором в судьбе зарубежных картин, попадающих на местный рынок, значит, аскеты были правы.

А теперь о конкурсе. Знаменитых имен нет, что хорошо: если встретите в конкурсной программе Москвы или, скажем, Карловых Вар фамилию какого-нибудь европейского или американского классика или модного режиссера, будьте уверены: имярек снял какую-нибудь дрянь, и самые главные фестивали мира уже успели от нее отказаться. Известные -- есть. В частности, Серен Крагх-Якобсен (спецприз жюри Берлинского фестиваля за «Последнюю песнь Мифуне»), который представит в Москве свой новый фильм «Скагеррак». Кането Синдо, наверное, один из немногих режиссеров, которого ММКФ по праву может считать «своим». Он три раза завоевывал в Москве главный приз (впервые в 1961 году -- за «Голый остров»). На этот раз у него также неплохие шансы: на 92-м (!!!) году жизни японский режиссер снял комический триллер «Сова», исполненный саспенса, юмора и тонких наблюдений над человеческой природой. Из других известных имен в конкурсе стоит обратить внимание на ветерана-англичанина Майка Ходжеса («Поминальная молитва»), который привезет в Москву свой последний триллер «Засну, когда умру»), и на французскую актрису Валери Бруни-Тедески с ее режиссерским дебютом «Легче верблюду...» (впрочем, эту актрису знают у нас не столько по киноработам, сколько по рекламному ролику «Презерватив может спасти жизнь» -- о золотой рыбке, которая не умирает только благодаря импровизированному резиновому аквариуму). Всего в московском конкурсе 19 картин.

Наши

Отечественное кино на этот раз представлено в конкурсе тремя картинами. Откроет фестиваль 20 июня в «Пушкинском» «Прогулка» Алексея Учителя (картина также участвует в конкурсе -- это не противоречит регламенту). Не буду подробно останавливаться на достоинствах и недостатках этой картины. Скажу только, что, на мой взгляд, нетривиальную режиссерскую идею подрывает феноменально неудачный сценарий Дуни Смирновой. Впрочем, посмотреть стоит -- хотя бы поклонникам Евгения Гришковца: для нашей театральной звезды «Прогулка» стала экранным дебютом.

За экспериментальное и продвинутое отечественное кино отчитается Ирина Евтеева, обладательница прошлогоднего венецианского «Золотого льва» за короткометражный фильм «Клоун». Ее новая работа «Петербург» -- литературно-визуальная фантазия на тему северной столицы, в которой живые актеры существуют наравне с анимацией.

А главный приятный сюрприз конкурса -- «Коктебель» дебютантов Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. Скромное и непритязательное роуд-муви о бомжеватом отце и рано повзрослевшем мальчике, которые глубокой осенью добираются на перекладных до теплого Коктебеля. Это на самом деле мировое кино: и по качеству, и по кругозору, и по тому контексту, в который вписывается этот чудный фильм.

События

Фильмов много, событие, по сути, одно. Это, разумеется, «Догвилль» -- новая картина гениального датчанина Ларса фон Триера с Николь Кидман в главной роли. О фильме в нашей газете написано уже достаточно - позволим себе несколько слов о проблеме перевода. Для фестиваля компанией-дистрибьютором будет предоставлена англоязычная копия с русскими субтитрами; она же потом будет демонстрироваться в прокате в кинотеатре «35 ММ». Киноманы смогут сполна насладиться оригинальной фонограммой, и тем не менее в российской прессе уже появились замечания о том, что дублировать «Догвилль» -- варварство. Как один из самых преданных поклонников фильма, я хочу заявить, что дубляж -- единственный адекватный способ донести до российских зрителей все интеллектуальные и эмоциональные перипетии этой удивительной картины. Извините, господа эстеты, но не все россияне (даже среди москвичей с высшим образованием) читают одинаково быстро. Мне приходилось видеть, как люди ломали глаза о нескончаемые титры такой «разговорной» «Магнолии» Пола Томаса Андерсона -- и уходили с разболевшейся головой, так ни разу и не успев взглянуть за экран. Великолепный фильм был загублен для российского проката. Хочется верить, что не менее разговорный и интеллектуально изощренный «Догвилль» избежит этой судьбы.

Впрочем, не «Догвиллем» единым... Зрители, для которых кино -- нечто большее, чем способ убить пару часов после работы, ни в коем случае не должны пропустить «Божественное вмешательство» палестинца Элии Сулеймана (неописуемый гибрид иронии Джима Джармуша с хореографией восточных единоборств!) и «Чемоданы Талса Люпера: История в Моавской пустыне» Питера Гринуэя (основательный компендиум британского режиссера, составленный им по мотивам собственного творчества и поражающий таким визуальным великолепием, рядом с которым меркнут и его классические фильмы, вроде «Повара, вора, его жены и ее любовника»).

Традиционные авторские программы ММКФ также предлагают немало интересного. Обратите особое внимание на недавнего каннского фаворита франкоканадца Дени Аркана, чьи остроумные «Варварские вторжения» станут главным хитом «Восьми с половиной фильмов». Не забудьте также о «Больших надеждах» (программа дебютов в «Художественном») и о «Национальных хитах» (пожалуй, концептуально наиболее интересная программа ММКФ, в которой демонстрируют фильмы, имевшие бешеный успех у себя на родине, но по тем или иным причинам неизвестные за рубежом).

Программа «Кино Германии сегодня» познакомит фестивальную публику с «новой волной» в немецком кинематографе, которая вот-вот начнет набирать высоту. Откроется программа 22 июня в «Пушкинском» российской премьерой европейского суперхита «Гудбай, Ленин!» (картину представит режиссер Вольфганг Бекер). Два слова о сюжете: твердокаменная гэдээровская коммунистка впадает в кому, чтобы очнуться уже после падения Берлинской стены, а заботливый сын, оберегая едва живую матушку от потрясений, пытается убедить ее, что все в мире по-прежнему (для этого он готов даже самостоятельно снимать на видео фальшивые восточногерманские новости). Кажется, что сюжет этой трагикомедии не оставит равнодушным и наших соотечественников.

Звезды

Суперзвезд не будет, что хорошо. Если бы в Москве собралась вся голливудская афиша, это значило бы, что как минимум шестизначная сумма в долларах из госбюджета была потрачена на нужды журналистов глянцевых изданий. Так что из людей повсеместно известных в Москве появятся только француженка Софи Марсо и великий шведский актер Макс фон Зюдов.

Как ни странно, в жюри звезд едва ли не больше, чем среди гостей фестиваля. Это немецкий актер Мориц Бляйбтрой («Беги, Лола, беги», «Эксперимент»), иранец Бабак Паями (его «Тайное голосование» было удостоено Венецианского приза за режиссуру два года назад), режиссеры Кен Рассел, Мика Каурисмяки, Агнешка Холланд и российская актриса Ольга Будина. Возглавит жюри Сергей Бодров.

А главной знаменитостью юбилейного фестиваля, судя по всему, станет французская актриса Фанни Ардан -- звезда фильмов Трюффо, Шлендорфа, Леконта и Франсуа Озона. Картина с ее участием «Каллас навсегда» (режиссер Франко Дзеффирелли) будет показана на закрытии фестиваля 29 июня, а сама Ардан получит специальный приз «Верю!» -- «за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского». Напомним, что до нее этой награды удостаивались в Москве Джек Николсон и Харви Кейтель.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  11.06.2003
Что посмотреть на Московском международном кинофестивале
С 20 по 29 июня в Москве пройдет очередной Московский кинофестиваль. Он ведет свою историю с 1935 года; в ней немало и славных, и чуть менее славных страниц. Неоспоримая высшая точка: Гран-при 1963 года, врученный шедевру Федерико Феллини «8 1/2» (председателю жюри, благородному Григорию Чухраю пришлось тогда убеждать высшее партийное руководство в том, что решительно невозможно наградить главным призом советскую производственную драму «Знакомьтесь, Балуев!»). В 1987 году феллиниевская линия достойно завершилась вручением «Золотого Георгия» автобиографической картине мэтра «Интервью» -- и наступила черная перестроечная полоса... >>
  • //  11.06.2003
Николь Кидман в "Догвилле" -- ошеломляющей трагикомедии Ларса фон Триера, в которой все условно, кроме ненависти и мести (программа >>
  • //  11.06.2003
Вчера на пресс-конференции в редакции газеты «Московский комсомолец» была официально объявлена конкурсная программа XXV Московского международного кинофестиваля и состав фестивального жюри. Президент фестиваля Никита Михалков так и не смог пообщаться с журналистами: рейс из Сочи, где сейчас проходит кинофестиваль «Кинотавр», был задержан. В отсутствие Михалкова Александр Голутва, Ренат Давлетьяров и Кирилл Разлогов заявили, что «не будут уповать на магию цифр и проведут юбилейный фестиваль в обычном рабочем режиме». По мнению организаторов, грядущий фестиваль будет, быть может, и не самым лучшим, но разнообразным... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика