N°103
09 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  09.06.2003
Новая музыкальная жизнь
версия для печати
Музыкальная Госпремия за 2002 год сделала столь неожиданный шаг в сторону от привычного истеблишмента и номенклатурных интересов, что имена некоторых ее лауреатов (а именно -- композитора Владимира Мартынова и скрипачки Татьяны Гринденко) даже как-то выпали из кое-каких уже опубликованных торопливых перечней. Между тем если Давид Тухманов (победитель в номинации «Эстрада») -- это один из главных героев местной легкой музыки и Госпремия ждала его уже не один десяток лет, а пианист и педагог Владимир Крайнев (выдвиженец филармонии) -- заметная и важная фигура в российском музыкальном мейнстриме (хотя и этот профессор Московской консерватории и председатель фортепианного жюри последнего Конкурса Чайковского многие годы был подобен кошке, гуляющей весьма самостоятельно и не слишком близко к власти), то композитор Владимир Мартынов и скрипачка Татьяна Гринденко представляют собой один из самых немейнстримных творческих тандемов на российской музыкальной территории.

Формальным поводом для награждения Владимира Крайнева объявлен тихо и без художественных интриг проходивший концертный цикл «Крайнев, его друзья и ученики». Реальным стало, возможно, то, что профессор теперь активно вернулся в отечественную музыкальную политику, предстал одним из последних ненагражденных могикан и персоной, влиятельной не только в местном, но и в международном контексте. Мартынов и Гринденко в свою очередь награждены за создание и исполнение произведений «Апокалипсис», «Плачь пророка Иеремии» и проч. Надо учесть при этом, что названным мартыновским сочинениям уже достаточно лет, и в исполнении некоторых Гринденко не участвует. Зато в этом году мартыновская опера «Новая жизнь» была в неокончательном концертом варианте представлена на Пасхальном фестивале Валерия Гергиева в исполнении оркестра и солистов Мариинского театра, что, конечно, приблизило композитора к истеблишменту и пространствам официальных интересов.

Обращает на себя внимание то, что выдвинуты композитор и скрипачка были прогрессивным, глубоко неакадемическим и не причастным ни к каким государственным институциям Культурным центром «Дом». Так что сам «Дом» в этой ситуации можно поздравить с тем, что он оказался виден с высокой государственной колокольни.

Что касается самих лауреатов, их имена и так звучат как минимум героически для всех, кто хоть как-нибудь знаком с сюжетами и персоналиями российского актуального современного искусства. И даже в этом отнюдь не массовом контексте их называют не иначе как «радикалами» -- при всей условности такого определения.

Татьяна Гринденко -- ученица знаменитого профессора Янкелевича, лауреат Конкурса Чайковского, а позднее руководитель собственных ансамблей «Академия старинной музыки» и Opus Posth -- регулярно и упорно нарушает строгие правила академической концертной практики, устанавливая свои собственные и упрямо избегая всяческой художественной или мировоззренческой окаменелости. Владимир Мартынов -- композитор-«поставангардист», чуть ли не лидер местной новой музыки (если бы не принципиальная нелюбовь к лидерству), исследователь древней музыкальной литературы, автор музыковедческих трудов, парадоксальной концепции «конца времени композиторов» и один из самых интригующих авторов на зыбкой новой сцене -- пользуется отнюдь не цеховым признанием. Спектакли по его сочинениям в «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева, концертные акции с участием актуальных художников или камерные авторские фестивали с нестрогой жанровой основой собирают никогда не массовую, но всегда профессионально не замкнутую аудиторию. Поле художественных интересов Мартынова -- стереотипы и парадоксы музыкальной истории, а также сочиняющего и потребляющего сознания.

Объяснить нынешний выбор комиссии по Госпремиям непросто, но один ее резон все-таки очевиден. Нынешний сезон был так насыщен государственным вниманием к большой музыке, что, кажется, все ее фигуранты уже чем-нибудь отмечены и украшены. Президентской премии, которой, кстати, занимается все та же комиссия по Госпремиям, удостоены Тихон Хренников и Юрий Темирканов (за время президентства Владимира Путина этой премией были также награждены Гергиев, Плетнев, Третьяков). Еще были розданы президентские гранты трем оркестрам (в зависимости от их статуса, но независимо от качества) и двум консерваториям. Назначение этих грантов прочертило контуры государственных интересов в музыкально-культурной политике гораздо яснее, чем это может сделать любой список лауреатов. Не был оставлен без высокого внимания и Владимир Спиваков, процесс формирования нового федерального оркестра для которого сейчас как раз в самом разгаре. Скандал, связанный с первоначальным проектом названия этого оркестра, удалось погасить. А пострадавшему плетневскому Российскому национальному оркестру тем временем обещана похожая на премию контрибуция в виде государственной субсидии.

В результате этой вспышки государственного участия в судьбах российской музыки Госпремия оказалась свободнее в своем выборе, а сам этот выбор выглядит равно случайным и приятным.
Юлия БЕДЕРОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.06.2003
В области литературы и искусства
Всякий список «новорожденных» художников-лауреатов предполагает несхожие оценки. Вкусы у всех нас разные, а времена благолепного «одобрямса» давно прошли. У обозревателей отдела культуры газеты «Время новостей», как и у всех критиков, есть свои предпочтения, которые совершенно не обязательно должны совпадать с мнениями членов премиальной комиссии при президенте РФ. Любопытны, однако, не расхождения в оценках, а та мозаичная картина, что складывается при сопоставлении мнений. Есть в суждениях наших обозревателей общие темы -- недовольство «номенклатурными» решениями, указания на роль случайности, печаль от того, что к некоторым замечательным мастерам награда пришла с изрядным (иногда непоправимым) опозданием. Наверно, такие мотивы неизбежны в любом премиальном сюжете. Но далеко не всегда столь сильно разнятся эмоциональные окраски в высказываниях критиков, специализирующихся на разных видах искусств... >>
  • //  09.06.2003
Узнав имена новых лауреатов-литераторов, испытываешь единственное чувство -- желание спрятаться. Срочно взять отпуск. Уволиться из газеты. Сменить профессию. Сделать все что угодно, но только не складывать из на ходу мертвеющих слов насквозь гнилой комментарий. А другого не получится. Как не могло получиться и год тому назад, когда на месте Новеллы Матвеевой (нынешний поэт-лауреат) был Константин Ваншенкин, а на месте Вацлава Михальского (проза) -- Даниил Гранин... >>
  • //  09.06.2003
Во Дворце искусств Дюссельдорфа во время работы выставки, посвященной обманкам и кунштюкам, продавались чудо-очки. Наденешь их, и привычная >>
  • //  09.06.2003
Государственные премии в области театрального искусства распределились закономерно и справедливо. Настолько закономерно и настолько справедливо, что это даже удивляет. Очень трудно привыкнуть к мысли, что в России хоть что-то происходит именно так, как должно... >>
  • //  09.06.2003
Первым иностранным хореографом, получившим Государственную премию России, стал Ролан Пети. Никого другого, впрочем, во все времена и не выдвигали: при советской власти и представить было странно, чтобы иноземец что-либо сотворил лучше, чем наши родные товарищи. Да на постановки и не звали почти никого: давным-давно министр культуры как-то на приеме в порыве хорошего настроения сказал Бежару -- мол, поработали бы вы у нас. Тот снялся с места и тут же приехал. Так, рассказывают ветераны, все начальство Большого тут же легло в больницу -- чтобы не встречаться. Бежар походил у закрытых дверей и уехал ни с чем... >>
  • //  09.06.2003
Музыкальная Госпремия за 2002 год сделала столь неожиданный шаг в сторону от привычного истеблишмента и номенклатурных интересов, что имена некоторых ее лауреатов (а именно -- композитора Владимира Мартынова и скрипачки Татьяны Гринденко) даже как-то выпали из кое-каких уже опубликованных торопливых перечней. Между тем если Давид Тухманов (победитель в номинации «Эстрада») -- это один из главных героев местной легкой музыки и Госпремия ждала его уже не один десяток лет, а пианист и педагог Владимир Крайнев (выдвиженец филармонии) -- заметная и важная фигура в российском музыкальном мейнстриме (хотя и этот профессор Московской консерватории и председатель фортепианного жюри последнего Конкурса Чайковского многие годы был подобен кошке, гуляющей весьма самостоятельно и не слишком близко к власти), то композитор Владимир Мартынов и скрипачка Татьяна Гринденко представляют собой один из самых немейнстримных творческих тандемов на российской музыкальной территории... >>
  • //  09.06.2003
Лично у меня сочетание слов «Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства» вызывает оторопь и даже прямо-таки какой-то священный трепет. И не только потому, что, как явствует из названия награды, литература -- не искусство, хоть и принадлежит с ним к одной загадочной «области». Ни разу не приходилось читать о присуждении Государственной премии США, скажем, братьям Энди и Ларри Вачовски за точное и емкое отображение иллюзорности современной жизни в кинолентах «Матрица» и «Матрица: перезагрузка». Наверное, потому, что там успех, слава, внимание со стороны СМИ и обычные, негосударственные премии и награды -- это и есть настоящее признание, которое не требует никакого подтверждения свыше. У нас же дистанция между властью и этой самой «областью» настолько велика, что власть ощущает своим долгом время от времени напоминать себе и всем остальным, что искусство с примкнувшей литературой все-таки существуют на свете. В лучшем случае напоминания эти сводятся к признанию очевидного, в худшем -- приводят к необъяснимым промахам, о которых, уверен, мои коллеги немало написали на этой же странице... >>
  • //  09.06.2003
Жилой дом в Отрадном -- одна из главных отрад в истории новейшей Государственной премии Олег Чухонцев прежде всего поэт. И только потом >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика