N°98
04 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  13.05.2003
Все новости, достойные печали
Самая влиятельная газета США публиковала фальшивые репортажи

версия для печати
Одна из самых влиятельных, информированных и респектабельных ежедневных газет мира The New York Times публично признала, что один из ее журналистов фабриковал свои статьи. Специальная команда из пяти сотрудников газеты провела расследование полугодовой журналистской деятельности 27-летнего репортера Джейсона Блэра. Результаты опубликованы и заняли почти пять газетных страниц. Они гласят, что по меньшей мере 36 из 73 последних статей молодого журналиста базируются на вымышленных фактах. По мнению газеты, это самая печальная страница в ее 152-летней истории. «Гигантским фингалом» на репутации назвал случившееся издатель The New York Times Артур Окс Сульцбергер. Если учесть, что газета одновременно является одним из самых цитируемых изданий в СМИ всего мира, то это «фонарь» под глазом не только американской журналистики.

Расследование газеты гласит -- Блэр «фабриковал цитаты и описания событий». За последние полгода, по его словам, он объездил 20 городов в шести штатах США (Мэриленд, Огайо, Западная Виргиния, Техас...), а на самом деле не отходил от компьютера и мобильного телефона в своем доме в Нью-Йорке. Он слал в газету душераздирающие репортажи о зверствах «вашингтонского снайпера», о горе родственников солдат, погибших в Ираке, о страданиях раненых морских пехотинцев в военно-морском госпитале. А на самом деле не видел их в глаза, а материалы создавал на основе статей в других газетах и собственной фантазии. Кроме того, Блэр получал в газете денежную компенсацию за свои дорогостоящие вояжи по стране. Когда газета из Сан-Антонио обвинила его в переписывании репортажа о родственниках солдата, погибшего в Ираке, редактор потребовал от Блэра: «Посмотри мне в глаза, признайся. Или опиши дом родственников». Не смутившись, Блэр описал и красный джип у дома, и розы в саду. Как потом выяснилось, все это он видел на фотографиях в Интернете.

27-летний журналист-негр Блэр поступил в The New York Times, заявив, что закончил университет Мэриленда (выяснилось, что там он никогда не учился). В редакцию он приносил для оплаты счета из бара напротив (среди его увлечений -- шотландское виски), безнаказанно распоряжался редакционными автомобилями. За три года работы в его статьях нашли не менее 50 грубых ошибок. В апреле 2002 года его «профессионализм» вызвал гнев редактора Джонатана Лэндмена -- он послал руководству двухстраничное послание с трагическим криком: «Мы должны запретить Джейсону писать для The New York Times и остановить его. Сейчас же». Вместо этого молодому журналисту давали еще более ответственные задания, продвигали по службе. Газета стремилась к расовому равенству, боясь, что ее обвинят в зажиме негритянского таланта. После трагических событий 11 сентября 2001 года журналист Блэр поведал коллегам, что его кузен погиб под обломками Пентагона. Но родственники погибшего заявили, что Блэр не имеет к ним никакого отношения.

В мае Блэр уволился из газеты. The New York Times расхлебывает сейчас последствия его нечистоплотности. Которая, впрочем, не нова для журналистики: например, в 1981 году другая ведущая газета США The Washington Post вернула Пулитцеровскую премию, полученную за придуманную репортером Джанет Кук историю о восьмилетнем наркомане. Чилийская журналистка Исабель Альенде сделала себе имя, публикуя в латиноамериканских газетах забойные интервью на темы феминизма. «Я вижу, что тексты ваших интервью придуманы. Смените профессию, займитесь литературой», -- вовремя посоветовал ей знаменитый чилийский поэт Пабло Неруда. Сегодня имя писательницы Исабель Альенде известно всему миру. Возможно, и афроамериканец Джейсон Блэр найдет свое призвание не в журналистике, а в беллетристике. А пока The New York Times просит извинения перед читателями. И перед 375 репортерами газеты, на чью репутацию брошена тень.
Андрей ЗЛОБИН

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.06.2002
Вся Вена увешана плакатами. Негроидная женщина, раскосая девушка, мужчина с типичным видом европейского интеллектуала смотрят одним глазом в круглое отверстие в какой-то доске. Подглядывают в дырочку, как в замочную скважину. Это плакат Wiener Festwochen, интеллектуал -- его директор и по совместительству законодатель моды в современной оперной режиссуре Люк Бонди. Висеть плакаты будут еще долго (фестивальный марафон начался 10 мая, а закончится 16 июня). Смысл их простой, но точный. Спектакль ведь и есть встреча вуайеристов и душевных эксгибиционистов, разделенных линией рампы. Вы любите безнаказанно подглядывать за людьми -- срочно отправляйтесь в столицу Австрии... >>
  • //  04.06.2002
Обзор книг для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  04.06.2002
Из запасников ГМИИ вынули египетские экспонаты
«Когда такое количество экспонатов находится в движении -- это всегда страшно», -- призналась на пресс-конференции Светлана Ходжаш, автор идеи выставки «Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании ГМИИ». Отважные музейщики преодолели все страхи: вытащили из запасников около двух тысяч экспонатов, большинство из которых никто раньше не видел, отреставрировали пять саркофагов и... удивили... >>
  • //  04.06.2002
Марк Рудинштейн, похоже, сменил ориентацию
Первые дни фестиваля «Кинотавр», как обычно, не слишком насыщены событиями. Темп нарастет к концу первой недели. После церемонии открытия все как будто расслабляются, берут тайм-аут и интенсивно смотрят вместо кино футбол. Кстати, в этом году открытием многие остались недовольны. Пригласительный билет можно было не только «достать», но и купить, зал был полон, но известных актеров появилось как никогда мало. Дело несколько исправило представительное жюри: Глеб Панфилов с супругой Инной Чуриковой, Леонид Ярмольник, вызвавший искренний восторг публики, Сергей Маковецкий, ставший для Сочи своим, Евгений Евтушенко, знакомая по сериалам Вера Сотникова. Но очевидно, что почетных гостей фестиваль пока недополучил... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика