N°97
03 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  03.06.2002
Кабы не цветы да не морозы
В Мариинском театре «почти правильно» поставили «Баядерку»

версия для печати
«Баядерка», что в минувшую пятницу открыла в Мариинском театре десятый фестиваль «Звезды белых ночей», -- вторая с половиной попытка балетмейстера-реставратора Сергея Вихарева утвердить в России моду на аутентичную хореографию Мариуса Петипа. Первой была «Спящая красавица»: Вихарев отказался от версии Константина Сергеева, присутствовавшей в театре полвека, и расчистил текст по записям балетного режиссера Николая Сергеева, хранящимся в гарвардском архиве. Предъявив публике совсем незнакомую -- по темпам, краскам и тексту -- «Спящую красавицу» 1890 года, Вихарев получил два ведра патетических помоев от балетных идеологов, по-советски привыкших оправдывать «улучшения» не понимавшего чего-то классика, «Золотую маску» и опасное место на авансцене современного искусства.

Это место признали за ним окончательно три месяца назад, когда в столице была показана реконструированная в Новосибирске «Коппелия». Вторая попытка проповеди аутентизма оказалась очень удачной: спектакль также увез «Маску», но главное -- способ хореографического мышления, что был свойственен балетному классику, стал более понятен публике. Балетоманы поверили, что дар Мариуса Петипа в редакционных подпорках не нуждается. Нынешняя премьера, как ни странно, говорит о том, что в это не до конца поверил Мариинский театр.

История о служившей в храме баядерке Никии, влюбленной в великого воина Солора, преданной им ради дочери раджи, затем убитой по ее повелению и явившейся на свадьбу привидением, была впервые поставлена в Петербурге Петипа в 1877 году. (На нынешней афише значится: «Реконструкция спектакля 1900 года» -- что обусловлено архивными записями, они относятся к тому авторскому возобновлению.) Спектакль шел весь XX век, но вскоре после революции лишился четвертого акта -- потустороннего визита на свадьбу. Официальной причиной считаются проблемы с машинерией и недостаток рабочих, обеспечивавших землетрясение (в первом акте Солор клянется над священным огнем, что будет верен баядерке, в четвертом, когда великий брамин соединяет руки воина и дочери раджи, должен рушиться храм). В чем настоящая причина «усекновения» спектакля, теперь не узнать -- но вплоть до минувшей пятницы он заканчивался опиумным сном Солора, в котором ему являлась погибшая баядерка.

Балет не просто сокращали, его меняли. В 1941 году Вахтанг Чабукиани поставил для себя танцы -- и взамен принятого в старинном балете мужского хождения по сцене и держания балерины Солор стал прыгать и летать. Через семь лет появилась вставная вариация Золотого божка, сделанная для себя Николаем Зубковским. Петр Гусев поставил вариацию для дочери раджи. Все эти тексты по праву считаются «золотым фондом отечественной хореографии». И взять, тихонько отодвинуть в сторону «золотой фонд», сказать: да-да-да, но давайте все-таки взглянем, как было у Петипа, -- Сергей Вихарев не смог. Все это осталось в спектакле.

Ох, понимаю, что выгляжу политруком, отчитывающим бойца за то, что он не закрыл собой амбразуру. Требовать от постановщика, не обладающего в театре реальной властью, идти на принцип, прорываться сквозь толпы заслуженных педагогов, ставить ультиматумы (или доведем спектакль до ума, или вовсе не будем делать) -- бессмысленно и жестоко. Когда театр все в большей степени работает не на художественный, а на денежный результат (только этим можно объяснить срочную гастроль накануне премьеры, в результате которой кордебалет прилетел на репетицию за день до выпуска), наступает время компромиссов -- маленьких радостей, а не больших торжеств.

Но и радостей немало. Восстановлены декорации по эскизам 1900 года: художник Михаил Шишлянников воспроизвел сияние дворца в индийском разящем солнце и поражающие воображение интерьеры. Возвращены детали -- пристрастие Никии к игре на гитаре. И, главное, снова можно увидеть четвертый акт, а в нем самодостаточный и выточенный, как цветок, танец лотосов в исполнении питомцев Вагановского училища и трио Солор--Гамзатти--Никия, где назойливое привидение отвлекает воина от невесты.

Если бы было больше времени на репетиции (в танце Джампе, например, среди шести танцовщиц не нашлось двух, поднимавших ноги на одинаковую высоту). Если бы получившая главную роль Дарья Павленко, стремительно (и заслуженно) делающая сейчас карьеру, к своему обаянию добавила еще и умение не прощаться с техникой к середине спектакля. Если бы Вихареву удалось сдержать напор присяжных хранителей наследия, доказав, что рассчитанные на балерину и кордебалет конструкции Петипа абсолютно устойчивы и в XXI веке можно обойтись без мужских танцев (тем более что танцевать изобретения Чабукиани в труппе все равно некому, что и показал Игорь Колб). Тогда можно было бы говорить, что это третья удавшаяся реконструкция. Пока что -- вторая с половиной.
Анна ГОРДЕЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.06.2002
В Мариинском театре «почти правильно» поставили «Баядерку»
«Баядерка», что в минувшую пятницу открыла в Мариинском театре десятый фестиваль «Звезды белых ночей», -- вторая с половиной попытка балетмейстера-реставратора Сергея Вихарева утвердить в России моду на аутентичную хореографию Мариуса Петипа. Первой была «Спящая красавица»: Вихарев отказался от версии Константина Сергеева, присутствовавшей в театре полвека, и расчистил текст по записям балетного режиссера Николая Сергеева, хранящимся в гарвардском архиве. Предъявив публике совсем незнакомую -- по темпам, краскам и тексту -- «Спящую красавицу» 1890 года, Вихарев получил два ведра патетических помоев от балетных идеологов, по-советски привыкших оправдывать «улучшения» не понимавшего чего-то классика, «Золотую маску» и опасное место на авансцене современного искусства... >>
  • //  03.06.2002
Как и следовало ожидать, «Национальным бестселлером» назначили сочинение главного редактора газеты «Завтра» Александра Проханова «Господин Гексоген». Малое жюри сформировали не хуже, чем Большое (каковое прежде обеспечило триумфальный въезд Проханова в шорт-лист). Два подлинных писателя -- чудом угодившие в соискатели Ольга Славникова и Олег Павлов -- не получили ни одного балла. Бойкий беллетрист Сергей Носов был отмечен голосом столь же бойкого беллетриста Леонида Юзефовича. (Прошлогодний лауреат Нацбеста поостерегся голосовать за Проханова; он помог «гексогению» иначе, «как бы устранился», «лицо» для дальнейших контактов с «либеральной общественностью» сберег.) Голос актрисы Юлии Ауг получил начинающий (может, когда-нибудь писателем и станет) Дмитрий Бортников... >>
  • //  03.06.2002
На фестиваль «Новая драма» привезли «Супермаркет» Биляны Срблянович
Я давно слышала о сербском авторе Биляне Срблянович. Нет, мол, среди драматургов Восточной Европы более популярного на Западе, чем она. Спектакль Югославского драматического театра, пожаловавший в Москву на фестиваль новой драмы, помог объяснить почему. Нынешние сочинители пьес (в особенности отечественные), как правило, любители, то есть люди, пишущие свои опусы в прямом смысле из любви к искусству. Иногда случается, что пишут они хорошо. Иногда продукция их находит сбыт. Но сути дела это все равно не меняет... >>
  • //  03.06.2002
Фотороман Людмилы Горловой в галерее XL
Довольно и названия фоторомана «Здесь с любовью не шутят, или Как выйти из кризиса», чтобы тонкий человек понял: речь пойдет о чувствах. Довольно имени Людмилы Горловой, чтобы стало ясно: любовь будет искренней, фотографии -- цветными, сюжет -- жизнеутверждающим, а искусство будет принадлежать народу, и никакие ирония и пародия их единство не разрушат. Довольно названия галереи, чтобы кому положено поняли: искусство это современное, компромиссов здесь не потерпят... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика